Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Наш язык, как известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие речевого нарушения……………………………………………..2
Оказание психологической помощи детям с речевыми нарушениями..6
Оказание психологической помощи взрослым с речевыми нарушениями………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….13
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Наш язык, как известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний.
Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.
Как правило, человек с
нарушенной речью весьма критичен к
своей патологии, но одна из главных
опасностей, которую представляют речевые
нарушения – это торможение интеллектуального
развития, ведь речь является одним
из главных интеллектуальных инструментов.
Нормализация развития интеллекта происходит
по мере того, как устраняется речевая
затрудненность и формируется нормальное
словопроизношение; оттого так важно
вовремя диагностировать
Неуклонный рост числа взрослых с патологией речи сосудистого и травматического генеза, а также детей с аномалиями развития, и в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с афазией, дизартрией, логоневрозами составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и практики.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие речевого нарушения
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
Нарушение речи свойственно в большей степени детскому возрасту, и, несмотря на то, что это достаточно серьезное отклонение, как правило, оно поддается коррекции. Специалисты-логопеды определяют причину нарушения речи, и разрабатывают индивидуальную программу, которая помогает ребенку справиться с проблемой. Зачастую терапия проводится на протяжении длительного времени, требует упорства и терпения и от ребенка, и от его родителей.
Причинами нарушения речи
у детей обычно являются три группы
факторов. Первая - анатомические особенности
ребенка, мешающие нормальной речи (короткая
уздечка языка, неправильный прикус
и т.п.). Вторая - органические нарушения
структур головного мозга, возникшие
во внутриутробном периоде или во
время осложненных родов (родовая
травма). И третья - функциональные расстройства
нервной системы, связанные с
психической травмой или
Нарушение речи у взрослого человека почти всегда связано с органическим поражением нервной системы. Это грозный признак, и появление его может свидетельствовать о прогрессирующем и злокачественном течении болезни. Нарушение речи у взрослых сопровождает такие болезни, как опухоли головного мозга, рассеянный склероз, инсульт, энцефалопатии различного генеза, эпилепсию, сахарный диабет и некоторые другие. Это те заболевания, при которых либо напрямую страдают структуры нервной системы, либо имеют место сосудистые нарушения, а нервные поражения вторичны и связаны с недостатком кровообращения. Наиболее распространенными речевыми нарушениями у взрослых являютя картавость, афазия, заикание, дислалия, нарушение темпа речи, расстройство речи при психопатиях.
Классификации нарушений речи.
В настоящее
время в логопедии существуют
2 классификации – клинико-
Все виды речевых
нарушений в клинико-
1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
брадилалия – патологически замедленный темп речи,
тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
заикание – нарушение
темпо-ритмической стороны
дислалия – нарушение
звукопроизношения при
сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,
ринолалия – нарушение
тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-
дизартрия – нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточной иннервацией
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
2. Нарушения письменной речи:
а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,
б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.
Психолого-педагогическая классификация.
Нарушение средств общения:
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
б) общее недоразвитие речи.
Нарушение в применении средств общения:
а) заикание,
б) проявление речевого негативизма и др.
Нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают человека, страдающего недостатками произношения.
Некоторые тяжелые формы речевых нарушений, например, такие, как сложное косноязычие или заикание, могут служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать серьезной помехой при выборе профессии.
Оказание психологической помощи детям с речевыми нарушениями
Дети с нарушениями
речи - это дети, имеющие отклонения
в развитии речи при
По степени
тяжести речевые нарушения
можно разделить на те, которые
не являются препятствием к
обучению в массовой школе,
и тяжелые нарушения,
Особенности речевого
развития детей с тяжелыми
нарушениями речи оказывают
Особенности
речевой деятельности
У детей с тяжелыми
речевыми расстройствами
Указанные
особенности в развитии детей
с тяжелыми нарушениями речи
спонтанно не преодолеваются.
Они требуют от педагогов
Психологическое сопровождения такого ребенка и его семьи начинается с момента выявления речевой паталогии и на протяжении всего лечения.
К примеру, психологическая помощь детям с дизартрией проводится в виде психологической коррекции, психотерапии, психологического тренинга стереотипов общения.
Психотерапия в узком
понимании основной своей задачей
ставит купирование
В старших классах
дети с остаточными явлениями
дизартрии имеют трудности в
обучении, наряду с чем у них
развивается целый ряд
Помимо коррекционных педагогических воздействий, такие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного воздействия. К таким специализированным видам психологического воздействия относятся: эмоционально-стрессовая психотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в сочетании с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как средство апелляции к духовным компонентам личности, пробуждающей в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработку таких свойств и качеств личности, которые будут поднимать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих.
Немаловажное место в работе психолога занимает сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия. Выбор метода зависит от особенностей ребёнка и возможностей специалиста. Также семейный психолог окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка с речевой паталогией (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит дальнейшие действия.
Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая у детей с органическим поражением мозга является основным видом деятельности значительно более длительное время, чем у детей без отклонений в развитии. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослыми игрой детей, должны быть тщательно продуманы в связи с их влиянием на развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия, тонкой моторики рук, речевых артикуляций и пр.
Психологу и логопеду следует творчески подходить к коррекционному процессу, использовать материал и подбирать его в зависимости от того, что наиболее важно в данный момент учащемуся, с которым ведется психокоррекционная работа.
Оказание психологической помощи взрослым с речевыми нарушениями
Информация о работе Оказание психологической помощи детям и взрослым с речевыми нарушенияи