Оказание психологической помощи детям и взрослым с речевыми нарушенияи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Наш язык, как известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие речевого нарушения……………………………………………..2
Оказание психологической помощи детям с речевыми нарушениями..6
Оказание психологической помощи взрослым с речевыми нарушениями………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

контр.по логопсихологии.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Понятие речевого нарушения……………………………………………..2
  2. Оказание психологической помощи детям с речевыми нарушениями..6
  3. Оказание психологической помощи взрослым с речевыми нарушениями………………………………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наш язык, как  известно, выполняет  две важные функции. Он является средством  общения, средством обмена мыслями  людей между собой. Без этого  люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести  борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого  общества. Нарушение этой важной функции  языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических  переживаний.

 Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.

Как правило, человек с  нарушенной речью весьма критичен к  своей патологии, но одна из главных  опасностей, которую представляют речевые  нарушения – это торможение интеллектуального  развития, ведь речь является одним  из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая  затрудненность и формируется нормальное словопроизношение; оттого так важно  вовремя диагностировать патологии  речи и начинать их лечение.

Неуклонный рост числа  взрослых с патологией речи сосудистого  и травматического генеза, а также  детей с аномалиями развития, и  в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности  обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с  афазией, дизартрией, логоневрозами  составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении  и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и  практики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие речевого нарушения

Нарушения речи — собирательный  термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и  ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в  психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и  могут оказывать влияние на психическое  развитие. Для их обозначения специалистами  используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты  речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

Нарушение речи свойственно  в большей степени детскому возрасту, и, несмотря на то, что это достаточно серьезное отклонение, как правило, оно поддается коррекции. Специалисты-логопеды определяют причину нарушения речи, и разрабатывают индивидуальную программу, которая помогает ребенку справиться с проблемой. Зачастую терапия проводится на протяжении длительного времени, требует упорства и терпения и от ребенка, и от его родителей.

Причинами нарушения речи у детей обычно являются три группы факторов. Первая - анатомические особенности  ребенка, мешающие нормальной речи (короткая уздечка языка, неправильный прикус и т.п.). Вторая - органические нарушения  структур головного мозга, возникшие  во внутриутробном периоде или во время осложненных родов (родовая  травма). И третья - функциональные расстройства нервной системы, связанные с  психической травмой или отсутствием  условий для нормального развития. Это так называемое первичное  нарушение речи, или точнее, нарушение  формирования речи.

Нарушение речи у взрослого  человека почти всегда связано с  органическим поражением нервной системы. Это грозный признак, и появление его может свидетельствовать о прогрессирующем и злокачественном течении болезни. Нарушение речи у взрослых сопровождает такие болезни, как опухоли головного мозга, рассеянный склероз, инсульт, энцефалопатии различного генеза, эпилепсию, сахарный диабет и некоторые другие. Это те заболевания, при которых либо напрямую страдают структуры нервной системы, либо имеют место сосудистые нарушения, а нервные поражения вторичны и связаны с недостатком кровообращения. Наиболее распространенными речевыми нарушениями у взрослых являютя картавость, афазия, заикание, дислалия, нарушение темпа речи, расстройство речи при психопатиях.

Классификации нарушений  речи.

    В настоящее  время в логопедии  существуют 2 классификации – клинико-педагогическая  и психолого-педагогическая. Между   ними нет противоречий, они дополняют   друг друга и отражают определенный  подход к речевым нарушениям  и  выбор средств коррекции.

    Все виды речевых  нарушений в клинико-педагогической  классификации делят на 2 группы. 

    1.  Нарушения  устной речи.

а) нарушения  фонационного (внешнего) оформления речи:

афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,

брадилалия – патологически  замедленный темп речи,

тахилалия - патологически  ускоренный темп речи,

заикание – нарушение  темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

дислалия – нарушение  звукопроизношения при нормальном слухе и 

сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами  и нервными клетками) речевого аппарата,

ринолалия – нарушение  тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

дизартрия – нарушение  произносительной стороны речи, обусловленное  недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения  структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

алалия – отсутствие или  недоразвитие речи вследствие органического  поражения речевых зон коры головного  мозга,

афазия – полная или  частичная утрата речи, связанная  с локальными поражениями головного  мозга.

2. Нарушения письменной  речи:

а) дислексия (алексия) –  частичное (полное) нарушение  чтения,

б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение  письма. 

Психолого-педагогическая классификация.

    Нарушение средств  общения: 

    а) фонетико-фонематическое  недоразвитие речи,

    б) общее недоразвитие  речи.

Нарушение в применении средств  общения:

а) заикание,

б) проявление речевого негативизма  и др.

Нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают человека, страдающего недостатками произношения.

Некоторые   тяжелые   формы   речевых   нарушений,    например, такие,   как сложное  косноязычие  или  заикание,  могут  служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать  серьезной помехой при выборе профессии.

 

 

 

 

Оказание психологической  помощи детям с речевыми нарушениями

   Дети  с нарушениями  речи - это дети, имеющие отклонения  в развитии речи при нормальном  слухе и сохранном  интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  могут проявляется в нарушении   произношения, грамматического строя  речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа  и плавности речи.

    По  степени  тяжести речевые нарушения   можно разделить на те, которые   не являются препятствием к  обучению в массовой школе,  и тяжелые нарушения, требующие  специального обучения. 

  Особенности речевого  развития детей с тяжелыми  нарушениями речи оказывают влияние  на формирование личности ребенка,  на формирование всех психических  процессов. Дети  имеют ряд  психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию  и требующих целенаправленной  коррекции имеющихся нарушений.

     Особенности  речевой  деятельности отражаются  на формировании у детей   сенсорной, интеллектуальной и  аффективно-волевой сфер. Отмечается  недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его  распределения. При относительной  сохранности смысловой памяти  у детей снижена вербальная  память, страдает продуктивность  запоминания. У детей низкая  мнемическая активность может  сочетаться с задержкой в формировании  других психических процессов.  Связь между речевыми нарушениями  и другими сторонами психического  развития  проявляется в специфических  особенностях мышления. Обладая  полноценными предпосылками для  овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети  отстают в развитии словесно-логического  мышления, с трудом овладевают  анализом и синтезом, сравнением  и обобщением.

  У детей с тяжелыми  речевыми расстройствами отмечаются  отклонения в эмоционально-волевой  сфере. Детям присущи  нестойкость  интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи  отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

     Указанные  особенности в развитии детей   с тяжелыми нарушениями речи  спонтанно  не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально  организованной коррекционной работы.

Психологическое сопровождения  такого ребенка и его семьи начинается с момента выявления речевой паталогии и на протяжении всего лечения.

К примеру, психологическая помощь детям с дизартрией проводится в виде психологической коррекции, психотерапии, психологического тренинга стереотипов общения.

Психотерапия в узком  понимании основной своей задачей  ставит купирование психопатологической  симптоматики у детей и подростков с дизартрией, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней  гармонизации личности.

 В старших классах  дети с остаточными явлениями  дизартрии имеют трудности в  обучении, наряду с чем у них  развивается целый ряд патопсихологических  комплексов. Они имеют особенности  развития личности и формирование  аномальной личностной изменчивости  в диапазоне акцентуаций характера  и пограничной аномальной личности.

Помимо коррекционных  педагогических воздействий, такие  дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного  воздействия. К таким специализированным видам психологического воздействия  относятся: эмоционально-стрессовая психотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в сочетании с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как  средство апелляции к духовным компонентам  личности, пробуждающей в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработку таких свойств и качеств личности, которые будут поднимать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих.

Немаловажное место в  работе психолога занимает сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия. Выбор метода  зависит от особенностей ребёнка и возможностей специалиста. Также семейный психолог окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка с речевой паталогией (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит дальнейшие действия.

Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая  у детей с органическим поражением мозга является основным видом деятельности значительно более длительное время, чем у детей без отклонений в развитии. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослыми игрой  детей, должны быть тщательно продуманы  в связи с их влиянием на развитие дифференцированного слухового  и фонематического восприятия, тонкой моторики рук, речевых артикуляций  и пр.

Психологу и логопеду следует творчески подходить к коррекционному процессу, использовать материал и подбирать его в зависимости от того, что наиболее важно в данный момент учащемуся, с которым ведется психокоррекционная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание психологической  помощи взрослым с речевыми нарушениями

Информация о работе Оказание психологической помощи детям и взрослым с речевыми нарушенияи