Оказание психологической помощи детям и взрослым с речевыми нарушенияи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Наш язык, как известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие речевого нарушения……………………………………………..2
Оказание психологической помощи детям с речевыми нарушениями..6
Оказание психологической помощи взрослым с речевыми нарушениями………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

контр.по логопсихологии.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

В комплексной реабилитации взрослых основное значение имеет медицинская  помощь, так как больные поступают  в лечебные учреждения, главным образом, с острыми и нередко тяжелыми состояниями, обусловленными органическим поражением головного мозга в  связи с кровоизлияниями, травмами и т. п.

 Логопедическая работа  начинается по назначению врача  и в сроки, указанные врачом. С первых дней нарушения речи  больные нуждаются в психологическом  сопровождении. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит  как острый, так и хронический  характер. С одной стороны, больной  внезапно теряет речь вследствие  тех или иных нарушений деятельности  мозга. С другой стороны, последующая  ситуация начинает постепенно  декомпенсировать психику. В особенности,  это касается лиц 40-60 лет, которые  занимали определенный социальный  статус и были активны в  трудовой деятельности.

 Основным патогенным  фактором в плане психологической  дезадаптации у них являются  ситуации ломки жизненного стереотипа, а иногда и семейной жизни.  На фоне органического поражения  мозга начинают развиваться расстройства  невротического и психоорганического  характера. Это, помимо основного  заболевания, усиливает астению,  перенапряжение вегетативной нервной  системы, а затем вызывает целый  комплекс вегетативных дисфункций. Чем глубже болезнь изменила  характер личности, тем более  необходимы в лечении такого  больного патогенетическая психотерапия  и психологическое сопровождение,  направленные на реорганизацию  личности, на снижение депрессивного настроения, формирование положительного эмоционального контакта с близкими людьми, врачом и логопедом.

 Особенно важным является  взаимодействие врача, логопеда  и психолога на протяжении  всей работы с больными с речевыми нарушениями, проведение совместно психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Необходимо учитывать то, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется дефицитарностью психических функций различной степени, связанной с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния.

 При общении с таким больным психолог и логопед должны способствовать реалистической оценке больным окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. По мере восстановления речи психолог и логопед свою работу направляют на уменьшение психологической зависимости больного от врача, психолога и логопеда. К концу реабилитационного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентировать больного на новые виды деятельности. Основные усилия психолога и логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невозможность работы по специальности, где необходим вербальный контакт, некоторые больные обучаются различным трудовым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер.

 Существуют разработанные  методы арттерапии, с помощью  которых пациента стимулируют  к созданию художественных произведений  для активного творческого выражения  личностной динамики и решения  проблем.

Использование нервно-мышечной обратной связи позволяет выработать точность движений, а также возбуждать или тормозить деятельность отдельных  мотонейронов.

 Подобные методы воздействия,  в настоящее время, все шире  используются для облегчения  контроля над тревогой и депрессией, а также для содействия расслаблению  определенных групп мышц, что  бывает особенно важно при  спастических формах дизартрии.

 Существуют методы, использующие  различные способы дыхания. Они  основаны на заданной длительности  вдоха, паузы и выдоха. Такие  методы можно использовать для  регуляции дыхательной функции  и ее ритмизации. Их часто комбинируют  с методиками осознания движений. Как и в танце-терапии, правильное  использование этих процедур  предполагает овладение специфической  эмоциональной экспрессией и  способствует не только оптимальному  эмоциональному состоянию, но  и, что важно для больных  с дизартрией, расслаблению спастических  мышц. Показана таким больным и музыкотерапия. Полезно слушать ритмическую музыку, так как слышимые ритмы вызывают реальную моторную индукцию, характеризующуюся периодичностью мышечной активности. Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, соответствующие ритму, мобилизует ритмическую перцепцию.

 Учитывая то, что процессы  письма и чтения у взрослых  больных остаются сохранными, эффективным  в работе психолога является  библиотерапия. Материалы библиотерапии  могут быть мощным и динамическим  средством пробуждения неизведанных  ранее чувств и прояснения  неразрешимых конфликтов. Выбор  материала для чтения зависит  от целей информирования или  удовлетворения эмоциональных потребностей.

Взрослые больные меняют свой социальный статус, в связи с чем проходят различного вида целый ряд экспертиз. Основополагающим в экспертной оценке должно являться то положение, что в заключении дается опенка не речевому дефекту, а человеку как носителю этого дефекта, если он нуждается в социальной защите в виде приобретения новой профессии, отвечающей его возможностям, группе инвалидности и т. п.

 Специальный и клинический  психолог участвует и в оценке  возможностей восстановления психической  деятельности человека, реабилитационного  прогноза и формировании на  этой основе индивидуальной программе  реабилитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошая речь - важнейшее  условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему  высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому  так важно заботиться о своевременном  формировании речи детей, о ее чистоте  и правильности, предупреждая и исправляя  различные нарушения, которыми считаются  любые отклонения от общепринятых норм языка.

В настоящее время в  нашей стране создана и постоянно  совершенствуется система помощи детям  и взрослым с речевой патологией. Логопедическая и психологическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения. Совершенно очевидно, что коррекционная работа при речевых нарушениях у взрослых и детей немыслима без психологического сопровождения.

Психологу и логопеду следует творчески подходить к коррекционному процессу, использовать материал и подбирать его в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей пациента и тяжести речевой паталогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н.     Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  2. . Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  3. . Лауткина С.В. Логопсихология. Учебно-методическое пособие. Витебск Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова» 2007
  4. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.
  5. ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 28.12.98 N 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»
  6. http://dr20.ru/ медицинский портал
  7. http://psycho.dagest.info/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оказание психологической помощи детям и взрослым с речевыми нарушенияи