Опасность гебефренической формы шизофрении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 17:05, реферат

Описание работы

Шизофрения (греч. schizo — раскалываю phren — сердце, душа; ум, рассудок) — хроническое склонное к прогрессированию психическое заболевание, проявляющееся нарушением согласованности между различными психическими функциями, амбивалентностью, извращением процессов мышления и нарастающими изменениями личности в виде замкнутости (аутизм), пассивности и эмоциональной холодности. Распространенность в разных странах примерно одинакова (около 1% населения).

Содержание работы

Введение 3

1.Исторический аспект 4

2.Гебефреническая шизофрения 6

3.Диагностика и лечение 10

Заключение 12

Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Гебефреническая шизофрения.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

 

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

Психологический факультет

 

Кафедра психологии профессиональной деятельности в УИС

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: «Основы психиатрии»

 

Тема: «Опасность гебефренической формы шизофрении»

 

 

 

 

Выполнил:
курсант 2 курса учебной группы
психологического факультета
рядовой внутренней службы
Сорокун К.Е.

 

 

 

Научный руководитель:
преподаватель кафедры
психологии профессиональной
деятельности в УИС
кандидат медицинских наук, доцент
Серов В. И.

 

 

 

 

Рязань 2015 г.

 

Содержание 
 
Введение 3 
 
1.Исторический аспект                             4 
 
2.Гебефреническая шизофрения                              6 
 
3.Диагностика и лечение                                       10 
 
Заключение 12 
 
Список литературы                                                                                          13

 

Введение 
 
Определение и распространенность

 

Шизофрения (греч. schizo — раскалываю phren — сердце, душа; ум, рассудок) — хроническое склонное к прогрессированию психическое заболевание, проявляющееся нарушением согласованности между различными психическими функциями, амбивалентностью, извращением процессов мышления и нарастающими изменениями личности в виде замкнутости (аутизм), пассивности и эмоциональной холодности. Распространенность в разных странах примерно одинакова (около 1% населения).
Распространенность. Риск развития шизофрении составляет 1%, а заболеваемость — 1 случай на 1000 населения в год. Риск развития шизофрении возрастает при кровнородственных браках, при отягощенности болезнью в семьях у родственников первой степени родства (мать, отец, братья, сестры). Соотношение женщин и мужчин одинаково, хотя выявляемость болезни у мужчин выше. Рождаемость и смертность пациентов не отличается от среднепопуляционной. Наиболее высок риск развития болезни для возраста 14—35 лет.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Исторический аспект

 

В 1896 немецкий психиатр Э. Крепелин впервые описал состояние, названное им ранним слабоумием (dementia praecox), поскольку больные утрачивали многие интеллектуальные функции очень рано. Он отличал это состояние от множества других психических расстройств, в первую очередь от маниакально-депрессивного психоза, который характеризуется преимущественно перепадами настроения и периодическим восстановлением затронутых болезнью интеллектуальных функций. Крепелин описал также три типа раннего слабоумия: параноидный, гебефренический и кататонический. С годами клиническая практика подтвердила обоснованность и полезность классификации Крепелина; ею и сейчас продолжают пользоваться в психиатрии.
Термин «шизофрения» был введен швейцарским психиатром Э.Блейлером в 1911 в монографии Раннее слабоумие, или группа шизофрений. К трем первоначально описанным Крепелином типам шизофрении он добавил четвертую, простую форму. Блейлер пытался описать шизофрению, исходя из «базисных» симптомов – нарушения мышления и эмоциональных изменений. Однако вскоре стало очевидно, что не все лица, по критериям Крепелина и Блейлера отнесенные к больным шизофренией, имеют расстройства, приобретающие хроническое течение или ведущие к деградации. На протяжении многих лет предпринимались попытки уточнить критерии диагностики, чтобы добиться большего единообразия в прогнозе болезни. Например, в 1937 скандинавский психиатр Г.Лангфельдт подразделил шизофрению на две формы – с плохим и хорошим прогнозом – на основании факторов, предшествующих началу болезни, и клинических проявлений в остром периоде. Современные попытки пересмотреть формы шизофрении используют подход Лангфельдта.
Однако клинические проявления шизофрении были описаны под разными названиями российскими и зарубежными психиатрами значительно раньше. Так, П.А. Буковский описал это заболевание в 1834 году под названием “суемудрие”. Патофизиологические механизмы шизофрении были впервые обоснованы российским физиологом И.П. Павловым.
Однако становление учения о детской шизофрении восходит первоначально к учению и психозах и шизофрении в общей психиатрии. В исследованиях клиницистов 19-20-го веков накапливались данные о психозах у детей, сопровождающихся галлюцинациями, бредом, кататоническими расстройствами, расстройствами, а также меланхолией и нарушениями поведения типа Moral Insanity. Вслед за фундаментальными исследованиями, проведенными Крепелином, появляются первые работы о детских психозах, которые отнесены к той же группе психических заболеваний (преждевременное слабоумие). С. де Санктис (1905, 1908) охарактеризовал психоз у маленьких детей с психомоторным возбуждением и исходом в слабоумие; Дж. Рекк (1909) рассмотрел в группе преждевременного слабоумия психозы у детей с кататоническими расстройствами; в работах М. Брезовского (1909), А.Н. Бернштейна (1912), Э. Холлендер (1911), Р. Вейхбродт (1918) была показана возможность развития шизофрении с кататоническими, гебефренными, параноидными и аффективными расстройствами у детей школьного возраста и подростков. Была поставлена под сомнение причинная связь этих расстройств с возрастом. Исследованиями А. Хомбургер (1926) завершается первый этап в изучении преждевременного слабоумия у детей и подростков. Широкое признание получил факт сходства клинической картины преждевременного слабоумия у детей, подростков и взрослых. Однако, как на этапе исследований шизофрении в онтогенетическом аспекте, так и на всех последующих этапах отдельными клиницистами оспаривалась возможность развития шизофрении
у детей из-за их психической незрелости. На период с середины 30-ых и до начала 40-ых годов нашего столетия приходится следующий этап в изучении шизофрении у детей. Его определяет особый интерес клиницистов к проявлениям собственно детской шизофрении, ее семиологии, течению, семейной патологии. Г.Е. Сухарева (1937) и Т.П.Симсон (1948) определили шизофрению у детей и подростков как наследственно обусловленное заболевание с типичной психопатологической картиной, определенным течением и исходами. Они выделили основные синдромы при подростковой шизофрении: кататонический, гебефренный, параноидный, а также при детской – кататонической с постепенно наступающей деградацией психики, гебефренический, анэтический, навязчивостей в сочетании с депрессивным фоном.

 

Классификации шизофрении МКБ-10 
F 20 Шизофрения 
F 20.0 Параноидная шизофрения 
F 20.1 Гебефренная шизофрения 
F 20.2 Кататоническая шизофрения 
F 20.3 Недифференцированная шизофрения 
F 20.4 Постшизофреническая депрессия 
F 20.5 Резидуальная шизофрения 
F 20.6 Простая шизофрения 
F 20.8 Другие формы шизофрении: 
- сенестопатическая 
- шизофреническая
- шизофреноподрбные расстройства

 

2. Гебефреническая (F20.1)шизофрения

 

Само название «гебефрения» свидетельствует о том, что данное психическое расстройство свойственно юному возрасту (Hebe — по древнегреческой мифологии — богиня юности; phren — разум). По E. Hecker (1871), гебефрения начинается в 15—19 лет
В преморбиде нередки расстройства поведения: антидисциплинарное, асоциальное и криминальное поведение. Часты диссоциативные черты личности, раннее половое созревание и гомосексуальные эксцессы. Это часто воспринимается как искажение пубертатного криза. В дальнейшем, в манифестом периоде, характерна триада, включающая феномен бездействия мыслей, непродуктивную эйфорию и гримасничанье, напоминающее неконтролируемые тики. Стилистика поведения характеризуется регрессией в речи (нецензурная речь), сексуальности (случайные и аномальные половые связи) и в других инстинктивных формах поведения (поедание несъедобного, бесцельная дромомания, неряшливость).
Преобладающими симптомами служат заметные мыслительные трудности и расстройства аффекта или настроения. Мышление может быть настолько дезорганизовано, что утрачивается (или почти утрачивается) способность к осмысленному общению; аффект в большинстве случаев неадекватен, настроение не соответствует содержанию мышления, так что в результате грустные мысли могут сопровождаться веселым настроением. В долгосрочной перспективе большинство этих больных ожидает выраженное расстройство социального поведения, проявляющееся, например, склонностью к конфликтам и неспособностью сохранить работу, семью и близкие человеческие отношения.
Клинический пример: Пациент Л., 20 лет. В подростковом возрасте отличался несносным поведением. Внезапно и без видимых причин вступал в конфликт с друзьями и родителями, ночевал в подвалах, употреблял гашиш и спиртное, стал воровать. С трудом окончив 9 классов, перешел в училище, которое не смог окончить, поскольку попал под суд за хулиганство. После возвращения домой решил образумиться, поступил на работу. Но его внимание привлекла некая девушка, которой стал оказывать странные знаки внимания. Она работала в большом супермаркете, и Л. стал захаживать к ней по вечерам. Встречая ее, он громко говорил и употреблял нецензурные выражения, плевался и тем самым ее компрометировал, но когда она на это ему указала — разбил витрину и разбросал в магазине товары. К тому же, он стал неряшливым и совершенно не мылся, говорил много, но без всякого смысла и без центральной идеи, речь перемежал тирадами «модных выражений», которые черпал у «новых русских». Обратился к милиционеру с просьбой сопровождать его в ресторан, для охраны, а когда тот отказался — вступил в драку. Работу забросил и жил на свалке недалеко от магазина возлюбленной. Но это его совершенно не смущало, поскольку он пребывал в постоянной эйфории. За это время он совершил несколько краж, и был пойман, когда украл у ребенка пакет с леденцами. При госпитализации дурашливо смеялся, гримасничал, в речи — тематическое соскальзывание.
Гебефренический синдром характерен именно для подросткового возраста и обычно знаменует злокачественное течение шизофрении. Как правило, на фоне этого синдрома встречаются отдельные кататонические симптомы, поэтому правомерно обозначать его как гебефренокататонический [Снежневский А. В., 1983] или кататоно-гебефренический [Личко А. Е., 1979, 1985].
Данный тип дефекта проявляется картиной устойчивого гебефренического синдрома, который удерживается не менее чем в течение полугода, не уступая и не смягчаясь заметно под действием самого интенсивного лечения антипсихотическими нейролептика-ми с использованием приемов, направленных на преодоление резистентности к этим средствам.
Помимо гебефренической симптоматики, отмечается своеобразная остановка психического развития; которая особенно заметна, когда гебефренический синдром удерживается в течение нескольких лет.
Психическое развитие как бы останавливается на том этапе, когда манифестировало психическое заболевание. Если с больным удается вступить в контакт, то, например 17-летний подросток отвечает так, как это делает 12—13-летний. Соответственно этому могут сохраняться какие-то детские интересы, возможность беседовать только о тех предметах, информация о которых была получена в возрасте, предшествующем началу болезни (сказки, детские книжки, приключенческий жанр и т. п.).
В некоторых случаях можно встретить феномен, названный «жизнью в прошлом» [Абрамова Л. И., Цуцульковская М. Я., Элиава В. Н., 1982]. Больные занижают свой возраст, называют тот календарный год, когда заболели, считают, что события, предшествовавшие заболеванию, «были совсем недавно». Острый период болезни, особенно с выраженным психомоторным возбуждением, может быть частично амнезирован.
При гебефреническом типе дефекта всегда проявляются отчетливо апатоабулические расстройства. Двигательная активность слабеет, вспышки психомоторного возбуждения делаются все более редкими и проявляются в более стереотипной форме. Нарастает эмоциональное оскудение, достигающее степени полной эмоциональной тупости.
Гебефренический тип дефекта у подростков может быть следствием еще в детском возрасте начавшейся шизофрении, но может также явиться завершающим этапом злокачественной юношеской формы.
Этот синдром в подростковом возрасте встречается относительно редко — 12 % случаев прогредиентной шизофрении (т. е. за исключением вялотекущей шизофрении и шизоаффективных психозов).
Обычно гебефренокататонический синдром развивается постепенно или приходит на смену острому полиморфному синдрому или астенической спутанности. Но ему также может предшествовать психопатоподобный дебют, особенно с картиной синдромов истероидного или неустойчивого поведения. В редких случаях начало бывает острым с резкого кататонического возбуждения, за которым следует состояние ступора, а по его миновании на первый план выступают гебефренические симптомы.
К гебефреническим симптомам, которые всегда преобладают при данном синдроме, относятся нелепая дурашливость-, грубое кривлянье, манерность, утрированные гримасы, нарочито карикатурное детское поведение — в последнем случае больной ведет себя как плохой актер, играющий роль ребенка.
Характерна особая «холодная» эйфория. Гримасы заменяют улыбку. Неприятный смех, просто нелепое хихиканье или безобразный дикий хохот без всякой причины производят на окружающих тягостное и даже жуткое впечатление. Гебефренический смех, в отличие от маниакальной веселости, не заражает, не способен вызвать ответную улыбку.
Речь больного отличается экзальтированно-патетическим тоном или нелепым сюсюканьем. Слова произносятся неестественным голосом. Высказывания часто полны изощренной нецензурной брани. Обнаруживается склонность коверкать слова. Иногда в речи слышится примитивное рифмование.

Информация о работе Опасность гебефренической формы шизофрении