Операционная структура мышления. Конкретные мыслительные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Познавая и преобразуя мир, человек, выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренне связи явлений отражаются в нашем понятие опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность - обобщённую ориентацию в мире.

Содержание работы

Введение с.3

1. Операционная структура мышления с.4

2. Конкретные мыслительные операции с.14

Заключение с.19

Список использованной литературы с.22

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                      с.3

 

1. Операционная  структура мышления                                   с.4

 

2. Конкретные мыслительные операции                                 с.14

 

Заключение                                                                                 с.19

 

Список использованной литературы                                       с.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Познавая и преобразуя мир, человек, выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренне связи явлений отражаются в нашем понятие опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность - обобщённую ориентацию в мире.

Мышление - психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях.

Мышление - продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться  в новых для нас данных, способность  понимать их. В элементарной форме  понимание появляется уже при  узнавании объектов, отнесении их к определённой категории. Понять что-либо - значит, включить новое в систему  имеющихся связей.

Мышление - это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление - это психологический процесс с открытием (возможно - субъективно, то есть для мыслящего) нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.

Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью его речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль - значит обьективизировать  её, облечь в обобщённые языковые значения. Отношения речи к мышлению - отношение  формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс  мышления - законами всеобщих взаимосвязей.

Классификация явлений мышления:

Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, операций, направленное на решение определённой задачи.

Мыслительные операции - сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.

Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.

Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное.

По содержанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.

По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое - творческое решение нестандартных задач.

 

1. Операционная  структура мышления

К операционной структуре мышления относится:

- эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач;

-алгоритмическое мышление - осуществляемое по заранее известным правилам.

Впервые учение об эвристических методах  разработано и введено в практику Сократом. Известно, что межотраслевой  фонд эвристических приемов насчитывает  около 200 проверенных мировым опытом рекомендаций по совершенствованию  известных или синтезу новых  проектных решений. Использование  этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

Система эвристических методов  решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники  будут появляться все новые и  новые эвристические методы.

Процесс решения задач  с помощью метода эвристических  приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического  творчества.

2. Выбор подходящих приемов  на основе анализа недостатков  и дефектов прототипа (прототип  – наиболее близкий по технической  сущности (по смыслу) и по достигаемому  эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого  изобретения) и противоречий его  развития.

3. Преобразование прототипа  с помощью выбранных приемов  и формирование нескольких новых  технических решений.

4. Анализ новых технических  решений относительно осуществимости  и степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 – 4 выполняют,  выбирая другие прототипы.

Наибольший эффект при  эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков  решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные  субъекту отношения между определенными  компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая  беседа, состоящая из серии взаимосвязанных  вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют осуществления  небольшого поиска.

Итак, попробуем последовательно  раскрыть эвристические методы, которые  могут быть широко применены в  творческой деятельности менеджера.

1) Метод «мозгового штурма»

Метод и термин «мозговой  штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном. Эвристический диалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей.

Основные принципы и правила  этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками  идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Более подробно рассмотрим его в следующей главе.

2) Метод коллективного  поиска оригинальных идей базируется  на следующих психолого-педагогических  закономерностях и соответствующих  им принципах.

Первая закономерность и  соответствующий ей принцип сотворчества в процессе решения творческой задачи. Руководитель группы, опираясь на демократический  стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует  зарождение оригинальных идей и выступает  как их соавтор. И чем более  развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи.

Вторая закономерность и  соответствующий ей принцип доверия  творческим силам и способностям друг друга. Все участники выступают  на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы.

Третья закономерность и  принцип – использование оптимального сочетания интуитивного и логического. В условиях генерирования идей оптимальным  является ослабление активности логического  мышления и всяческое поощрение  интуиции. Этому в немалой степени  способствуют и такие правила, как  запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.

В чем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К несомненным достоинствам этого метода следует отнести  то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства  в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм  как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический  микроклимат создает условия  для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Недостатки и ограничения  метода заключаются в том, что  его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом  общем виде. Метод не гарантирует  тщательную разработку идеи. Он также  неприменим или имеет ограничения  в применении, когда творческая задача требует больших предварительных  расчетов, вычислений.

3) Метод эвристических  вопросов.

Этот метод известен также  как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно  применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся  информации в самом процессе решения  творческой задачи. Эвристические вопросы  служат дополнительным стимулом, формируют  новые стратегии и тактики  решения творческой задачи. Следует  заметить, что эвристические вопросы  широко использовал в своей научной  и практической деятельности еще  древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии  поставить перед собой следующие  семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Достоинство метода эвристических  вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения  любых задач. Эвристические вопросы  особенно развивают интуицию мышления. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений  и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

4) Метод многомерных матриц.

Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод «морфологического  ящика» или метод «морфологического  анализа».

Исходная идея метода многомерных  матриц в решении творческих задач  заключается в следующем. Поскольку  новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных  элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод  позволяет это сделать не путем  проб и ошибок, а целенаправленно  и системно. Таким образом, метод  многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются  в процессе матричного анализа исследуемой  проблемы.

Достоинство: он позволяет  решить сложные творческие задачи и  найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатки и ограничения: даже при решении задач средней  трудности в матрице могут  оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается  затруднительным.

5) Метод свободных ассоциаций.

В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи  между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая  компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в  коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и  возникают творческие идеи решения  проблемы.

Приведем пример метода свободных  ассоциаций. Допустим, вы являетесь  руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей  проблемы: как повысить эффективность  рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу  продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие  идеи:

необходимо шире рекламировать  нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;

для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

необходимо чаще публиковать  рекламу нашей продукции в  изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.

6) Метод инверсии.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов  творческой деятельности, ориентированный  на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются  формальной логикой и здравым  смыслом.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического  единства и оптимального использования  противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и  внутренние стороны объекта. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т.д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет  развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной  ситуации, находить оригинальные, порой  весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Информация о работе Операционная структура мышления. Конкретные мыслительные операции