Операционная структура мышления. Конкретные мыслительные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Познавая и преобразуя мир, человек, выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренне связи явлений отражаются в нашем понятие опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность - обобщённую ориентацию в мире.

Содержание работы

Введение с.3

1. Операционная структура мышления с.4

2. Конкретные мыслительные операции с.14

Заключение с.19

Список использованной литературы с.22

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь анализа и синтеза  в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот. Взаимосвязь  анализа и синтеза в процессах  мышления нельзя понимать, так, что  сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот. его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу  мы получаем целостное понятие о  данном предмете или явлении, как  состоящем из закономерно связанных  частей. Как и при анализе, в  основе синтеза лежит возможность  практически выполнить такое  воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа и синтеза  в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют  для данного предмета существенное значение. В таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много  разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д. Все эти  элементы в той или иной степени  связаны с данным упражнением, и  мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а  на существенные части целого, без  которого это целое не может существовать. Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок.

Выделение существенных элементов  при анализе сложного явления  происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или  части, мы должны иметь хотя бы смутное  общее синтетическое понятие  обо всем объекте в целом, в  совокупности всех его частей. Такое  понятие возникает в результате предварительного, образующегося еще  до детального анализа общего представления  о предмете на основе практического  знакомства с ним.

В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек  не только избирательно выделяет те или  иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

Константность восприятия. Одни и  те же предметы воспринимаются нами в  различных изменяющихся условиях: при  различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

Константность восприятия - независимость  отражения объективных качеств  предметов (величины, формы, цвета) от временных  условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с  далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как  удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его  величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с  разных точек зрения на сетчатке глаза  могут отобразиться и квадрат, и  ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости  от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же, как  кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством  вне зависимости от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется в опыте, в процессе обучения. В некоторых  непривычных условиях она может  быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентируемся среди них. 

 

Заключение 

Все мыслительные акты совершаются  на основе взаимодействия анализа и  синтеза. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что  человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через  другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые  теоретические знания. Косвенное  познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его  обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что  все свойства этих объектов связаны  друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное  обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и  к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом  связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный  процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении  предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс  мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в  поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности.

Оно обеспечивается работой  обеих сигнальных систем при ведущей  роли второй сигнальной системы. При  решении мыслительных задач в  коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 
1. Газейкина А.И. Стили мышления и обучение программированию // Информационные технологии в общеобразовательной школе. – 2003. - № 6. – С.12-19.

2.  Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.

3. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М.: Академия, 2002. – 360 с.

4. Кнут Дональд Э. Алгоритмическое мышление и математическое мышление/ Пер. И.В.Лебедева. – М.: Изд. иностр. лит-ры, 1999. – 110 с.

5. Копаев А.В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления // Информационные технологии в общеобразовательной школе. – 2003. - № 6. – С.6-11.

6. Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы

8. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. – М.: Вектор, 2003. – 210 с.

 


Информация о работе Операционная структура мышления. Конкретные мыслительные операции