Оперантное научение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2015 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Известны классические концепции научения. Это, например, учение И.П. Павлова (1849-1936) об образовании условных рефлексов. В результате одного или нескольких предъявлений индифферентного разграничителя (условного стимула) и следующего за ним безусловного стимула (пищи), который вызывает безусловную, врожденную реакцию (слюноотделение), индифферентный раздражитель сам начинает вызывать реакцию. В процессе установления временной связи безусловный стимул выполняет функцию подкрепления, условный - сигнальное значение, а рефлекс способствует адаптации организма к меняющимся условиям среды.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Определение оперантного научения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Принципы оперантного обусловливания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Режим подкрепления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Рост и развитие личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Файлы: 1 файл

контр псих аткив.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

Сам процесс поддерживается так называемым режимом подкрепления. Режим подкрепления - процент и интервал подкрепления реакций. Для исследования режимов подкреплений Скиннер изобрел ящик Скиннера (Skinner box), благодаря которому он наблюдал за поведением животных. Схематически это выглядит так:

 

S1 - R - S2,

 

где S1 - рычаг;

R - нажатие на рычаг;

S2 - пища (подкрепление).

Поведение контролируется при помощи изменения условий среды (или подкрепления). Их, например, можно давать (1) через определенный промежуток времени, независимо от числа реакций; (2) через определенное число реакций (нажатие на рычаг) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Режимы подкрепления

 

Были выделены такие режимы подкрепления: непрерывное подкрепление - предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию; прерывистое, или частичное, подкрепление.

Для более строгой классификации режимов подкрепления было выделено два параметра - временное подкрепление и пропорциональное подкрепление. В первом случае подкрепляют только тогда, когда истек срок, в течение которого необходимо было выполнить соответствующую деятельность, во втором подкрепляют за объем той работы (количество действий), которая должна была быть произведена.

На основе двух параметров были описаны четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Подкрепление осуществляется в соответствии с установленным количеством (объемом) реакций. Примером такого режима может быть оплата труда за определенный, постоянный объем работ. Например, оплата труда переводчику за количество переведенных знаков, или машинистке за количество напечатанного материала.
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Подкрепление производится только тогда, когда твердо установленный, фиксированный временной интервал истек. Например, ежемесячная, понедельная, почасовая оплата, отдых после жестко установленного времени физической или умственной работы.
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Так, покупка лотерейных билетов может быть примером работы такого режима подкрепления. В данном случае покупка билета означает, что с какой-то вероятностью может выпасть выигрыш. Вероятность возрастает, если покупается не один, а несколько билетов. Однако результат в принципе мало предсказуем и непостоянен, и человеку редко удается вернуть вложенные в покупку билетов деньги. Тем не менее неопределенность результата и ожидание большого выигрыша приводят к очень медленному затуханию реакции и угасанию поведения.
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Индивид получает подкрепление после того, как проходит неопределенный интервал. Подобно режиму подкрепления с постоянным интервалом, в этом случае подкрепление зависит от времени. Интервал времени произволен. Короткие интервалы, как правило, порождают высокую скорость реагирования, а длинные - низкую. Такой режим применяется в учебном процессе, когда оценка уровня достижений производится нерегулярно.

Скиннер говорил об индивидуальности подкреплений, о вариативности развития того или иного навыка у разных людей, а также у разных животных. Более того, само подкрепление носит уникальный характер, т.к. уверенно нельзя сказать, что у данного человека или животного может выступать в качестве подкрепления.

 

 

 

 

 

 

  1. Рост и развитие личности

 

По мере того, как ребенок развивается, его реакции усваиваются и остаются под контролем подкрепляющих воздействий со стороны окружающей среды. В виде подкрепляющих воздействий выступают - пища, похвала, эмоциональная поддержка и др. Эта же идея излагается Скиннером в книге "Вербальное поведение" (1957). Он считает, что овладение речью происходит по общим законам оперантного обусловливания. Ребенок получает подкрепление при произнесении определенных звуков. Подкреплением служит не пища или вода, а одобрение и поддержка взрослых.

С критическими замечаниями в адрес концепции Скиннера выступил в 1959 г. известный американский лингвист Н. Хомский. Он отрицал особую роль подкрепления в ходе овладения речью и критиковал Скиннера за пренебрежение синтаксическими правилами, которые играют роль в осознании человеком языковых конструкций. Он считал, что обучение правилам не требует особого учебного процесса, а совершается благодаря врожденному, специфическому речевому механизму, который называется "механизмом овладения речью". Таким образом, овладение речью происходит не в результате научения, а посредством естественного развития.

 

 

Заключение

 

 

Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью. Кроме того, его специфические характеристики также представляют интерес для теории. Последствия поведения могут играть роль обратной связи для организма. В этом случае они изменяют вероятность осуществления поведения, породившего их. В английском языке много слов, имеющих отношение к данному эффекту, например «поощрение» и «наказание», но ясное представление о нем мы можем получить только в результате проведения эксперимента.

Как и у всякой теории у теории научения есть свои достоинства и недостатки.

К достоинствам можно отнести, прежде всего, стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных. А также признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение и прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения.

К недостаткам можно отнести:

  1. Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека.
  2. Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия.
  3. Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей.
  4. Большой разрыв между теорией и практикой.

Поведенческая теория не дает стабильных результатов. 
Список использованных источников

 

 

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.
  2. Крэйн У. Секреты формирования личности. СПб: Прайм-Еврознак, 2002. 512 с.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000. 607.
  4. Скиннер Б. Оперантное поведение//История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 60-82.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 1997. 608 с.
  6. http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/6.html
  7. http://personpsy2005.narod.ru/literature/harl08.htm

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Оперантное научение