Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 20:07, контрольная работа
Описание работы
Слово психология образована из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука) т.е. наука о душе. Она возникла еще в древней Греции в V вв. до н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Впервые Аристотель, выдвигал идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний.
Содержание работы
Введение 1. Предмет, принципы и задачи современной психологии 2. Психологические явления и их классификация 3. Основные отрасли психологии 4. Место психологии среди других наук 5. Методы исследования в психологии Заключение Список литературы
2) выбор объекта, предмета
и ситуации (что наблюдать?);
3) выбор способа наблюдения,
наименее влияющего на исследуемый
объект и наиболее обеспечивающего
сбор необходимой информации (как
наблюдать?);
4) выбор способов регистрации
наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка и интерпретация
полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит составной
частью и в два других метода — беседу
и эксперимент.
Беседа как психологический
метод предусматривает прямое или косвенное,
устное или письменное получение от изучаемого
сведений о его деятельности, в которых
объективируются свойственные ему психологические
явления. Виды бесед: непринужденная беседа,
интервью, вопросники и психологические
анкеты. Интервью — вид беседы, при которой
ставится задача получить ответы опрашиваемого
на определенные (обычно заранее приготовленные)
вопросы. В этом случае, когда вопросы
и ответы представляются в письменной
форме, имеет место анкетирование.
Существует ряд требований
к беседе как методу. Первое — непринужденность.
Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший
результат приносит беседа в случае установления
личного контакта исследователя с обследуемым
человеком. Важно при этом тщательно продумать
беседу, представить ее в форме конкретного
плана, задач, проблем, подлежащих выяснению.
Метод беседы предполагает наряду с ответами
и постановку вопросов обследуемыми. Такая
двусторонняя беседа дает больше информации
по исследуемой проблеме, чем только ответы
испытуемых на поставленные вопросы.
В рамках медицинской психологии
может применяться такой вид беседы, как
сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти»)
— сведения о прошлом изучаемого, получаемые
от него самого или — при объективном
анамнезе — от хорошо знающих его лиц.
Одна из разновидностей наблюдения
— самонаблюдение, непосредственное либо
отсроченное (в воспоминаниях, дневниках,
мемуарах человек анализирует, что он
думал, чувствовал, переживал). Однако
главным методом психологического исследования
является эксперимент — активное вмешательство
исследователя в деятельность испытуемого
с целью создания условий, в которых выявляется
психологический факт. Бывает лабораторный
эксперимент, он протекает в специальных
условиях, используется специальная аппаратура,
действия испытуемого определяются инструкцией,
испытуемый знает, что проводится эксперимент,
хотя до конца истинного смысла эксперимента
может не знать. Эксперимент многократно
проводится с большим количеством испытуемых,
что позволяет устанавливать общие математико-статистические
достоверные закономерности развития
психических явлений.
Естественный эксперимент проводят
в естественных условиях жизни, учебы,
труда людей, причем люди не подозревают,
что над ними проводится эксперимент (но
его результаты должны быть зафиксированы,
например, скрытой фотокамерой). Естественные
эксперименты позволяют выявлять более
достоверную информацию, но не могут проводиться
многократно, поскольку теряют свою естественность
и скрытность от испытуемых. В настоящее
время проблема этичности проведения
психологических экспериментов широко
обсуждается, так, использование скрытой
аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов)
считается неэтичным и недопустимым, поскольку
записывающая техника может быть использована
только с согласия испытуемого. Широту
исследования это, конечно, ограничивает,
зато снижается риск нанесения душевной
травмы испытуемым.
Метод тестов — метод испытаний,
установления определенных психических
качеств человека. Тест — кратковременное,
одинаковое для всех испытуемых задание,
по результатам которого определяется
наличие и уровень развития определенных
психических качеств человека. Тесты могут
быть прогностические и диагностирующие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменение предмета психологии,
и ее связей с другими науками привело
к бесплодным по существу вопросам о том,
естественная она наука или гуманитарная,
что должно являться ее методологией –
биология или философия.
Анализ исторического пути
развития психологии показывает, что ее
уникальность и ценность как науки, заключаются
именно в ее межпредметном характере,
в том, что она строится и как естественная
наука (объективная и экспериментальная),
и в то же время как гуманитарная наука,
так как в ее проблематику входят вопросы
нравственного развития, становления
мировоззрения, ценностных ориентаций
человека. Можно сказать, что экспериментальную
основу, подход к материалу и его обработке
психология заимствует у естествознания,
в то время как подход к интерпретации
полученного материала, методологические
принципы – у философии.
Список литературы:
1. Еникеев М. И. Общая и социальная
психология. Учебник. НОРМА–ИНФРА • М,
1999.