Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 17:39, курсовая работа
Описание работы
Цель развития внимания младших школьников - развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ 1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ 1.2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ 1.3 Психологические теории внимания 1.4 Виды внимания и их характеристика 1.5 Основные свойства внимания 2. Условия развития внимания у младших школьников 2.1 Процесс развития внимания 2.2 Формирование внимания у младших школьников 2.3 Внимание как условие усвоения 2.4 Борьба с рассеянностью 2.5 Особенности развития внимания 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников 3.1 Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников 3.2 Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников 3.3 Сравнительный анализ результатов обследования Заключение Библиография
Таблица 4. Уровни развития
внимания детей (контрольный эксперимент)
Уровень
Группа
Контрольная
Экспериментальная
Высокий
-
10%
Средний
80%
70%
Низкий
20%
20%
Диаграмма 2. Уровень
развития внимания (Контрольный срез)
Таблица 5. Уровни развития
внимания детей на начальном и конечном
этапах эксперимента
Уровень
классы
Контрольный
Экспериментальный
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Высокий
-
-
-
10%
Средний
70%
80%
60%
70%
Низкий
30%
20%
40%
20%
В процессе работы были
замечены такие изменения:
- у детей повысился
уровень внимания в результате
проводимых систематических занятий
в экспериментальной группе, в
контрольной остался на том
же уровне.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной
работы, можно прийти к выводу, что наша
гипотеза подтвердилась о том, что уровень
внимания детей школьного повышается,
если:
- педагоги будут
проводить систематические занятия
по развитию внимания, использовать
диагностические методики.
Заключение
Моя работа была ориентирована
на выявление оптимальных условий развития
внимания детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной
целью в первой главе нашего исследования
рассмотрено состояние исследуемой проблемы
в психолого-педагогической науке, проанализированы
особенности внимания школьников. Было
дано определение внимания, физиологическим
особенностям, психологическим особенностям
внимания, а также рассмотрены виды внимания
и их свойства.
Во второй главе рассмотрены
особенности развития внимания у детей.,
рассмотрен процесс развития внимания,
особенности формирования внимания, борьба
с рассеянностью у детей и приемы активизации
внимания на уроках.
В третьей главе проведена
опытно-экспериментальная работа по развитию
внимания и его свойств - устойчивость,
концентрации, переключаемость и объем.
Использовались такие
диагностические методики по развитию
внимания как, теста Бурдона, методики
на переключаемость и методики на выявление
объема внимания.
Проведены два эксперимента
в двух классах - контрольном и экспериментальном:
констатирующий и контрольный после проведения
специальных систематических занятий
по развитию внимания.
Проследили динамику
изменения уровня внимания в процессе
экспериментальной работы. При прочих
равных условиях на начальном этапе формирования
эксперимента уровень развития детей
в контрольной и экспериментальной группах
был приблизительно одинаков. Анализ результатов
экспериментальной группы до и после формирующего
эксперимента свидетельствует об эффективности
разработанного нами комплекса методов
и приемов. Экспериментальная группа улучшила
свои результаты. Процент детей с высоким
уровнем развития увеличился на десять
процентов. Соответственно в контрольном
классе низкий уровень опустился на 10%.
Результаты занесены в таблицы и построены
диаграммы.
Полученные результаты
подтверждают мои гипотезы по развитию
внимания при проведении специальных
тестовых занятий с детьми.
Применяемый тестовый
материал и подходы к анализу данных позволят
изучать умственную работоспособность
ребенка, свойства внимания и уровень
учебной мотивации школьников. Данную
тестовую программу рекомендую использовать
для индивидуального и группового обследования
детей. И чтобы достичь хороших результатов
в своей работе важно помнить пожелание
Б. Никитина «Вы хотите, чтобы ваш ребенок
был внимательным, сообразительным, спокойным.
Это зависит от вас, от того когда начнете
и как будете развивать его способности».
Библиография
1. Артемов В.А. Курс
лекций по психологии. - М., 1991. - 236
с.
2. Блонский П.П. Избранные
психологические произведения. - М.:
1964. - 548 с.
3. Вейн А.М. Внимание
человека. - М.: Просвещение, 1973. - 162 с.
4. Веккер Л.М. Психологические
процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет,
1974. - с. 56-78.
5. Волина В. Учимся
играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
6. Воронин Физиология
высшей нервной деятельности. - М.:
Просвещение, 1977. - 222 с.
7. Выготский Л.В.
Развитие высших психологических
функций. - М.: АПН, 1960. - с. 132-200.
8. Гальперин Введение
в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 263 с.
9. Гурьев Е.В. Навык
и действие // Ученые записки Московского
государственного университета
им. Ломоносова. Выпуск 90. - М., 1945.
10. Джеймс У. Классики
мировой психологии: Психология. - М.:
Психология, 1991. - с. 187-201.
11. Занков Л.В. Внимание.
- М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР,
1949. - 198 с.
Истомина З.М. Развитие
внимания. Москва, 1978. - 210 с
12. Истомина З.М. Развитие
внимания. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.
13. Кузин Н.С. Психология.
- М.: Высшая школа, 1974. - 289 с.
14. Левитов Н.Д. Психологические
особенности младших школьников.
- М.: Просвещение, 1989. - 244 с.
15. Леонтьев А.Н. Развитие
внимания. - М., 1931 - 278 с.
16. Ляудис Н.В. Внимание
в процессе развития. - М.: Владос,
1991. - 145 с.
17. Мальцева К.П. Развитие
внимания школьника. - М.: АПН, 1956. - 261
с.
18. Немов Р.С. Психология.
3-х томник. - М.: Владос, 1999.
19. Петровский Вопросы
истории и теории психологии.
- М.: Педагогика, 1984. - 326 с.
20. Пяшковский Л.М.
Избранные труды. - М.: Просвещение, 1959.
- с. 212.
21. Рогов Е.И. Начальная
книга психолога. - М.: Просвещение, 1981.
- 239 с.
22. Рогов Е.И. Общая
психология - курс лекций. - М.: Владос,
1995. - 420 с.
23. Роговин М.С. Введение
в психологию. - М.: Просвещение, 1985. -
с. 53.
24. Роговин М.С. Проблемы
внимания. - М.: Высшая школа, 1966. - 186 с.
25. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. - М.: Учпедизд,
1946. - 680 с.
26. Рудик П.А. Психология.
- М.: Просвещение, 1955. - 345 с.
27. Смирнов А.А. Проблемы
психологии внимания. - М.: Просвещение,
1966. - 193 с.
28. Соловьева З.И.
Приемы работы по предупреждению
орфографических ошибок у учащихся
// Начальная школа. - 1985. - №3. - с. 59.
29. Сосновский А.А.
Лабораторный практикум по общей
психологии. - М.: Просвещение, 1979. - 148 с.
30. Теплов Б.М. Психология:
Учебник для средней школы. Издание
3-е. - М.: Учпедизд, 1949. - 289 с.
31. Тикунова Л.И. Сборник
диктантов и творческих забот.
- М.: Просвещение, 1992. - 175 с.
32. Тырычева Л.А. Занимательные
упражнения на уроках русского
языка во I-II классах // Начальная
школа. - 1994. - №5. - с. 18-22.
33. Уткина Т.И. Работа
над непроверяемыми словами // Начальная
школа. - 1989. - №6. - с. 23-25.
34. Ушинский К.Д. Избранные
педагогические сочинения. Том 2. - М.:
Учпедизд, 1939. - с. 388.
35. Хрестоматия по
общей психологии. Психология памяти
/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова
В.Я. - М.: Просвещение, 1979. - 426 с.
36. Чупров Л.Ф. Исследование
особенностей внимания - Абакан: АГПИ,
1991. - 37 с.
37. Чутко Н.Я. Развитие
внимания школьника. - М.: Педагогика,
1992. - 192 с.
38. Экспериментально-психологические
исследования особенностей внимания.
- Киров: ГПИ, 1990. - 318 с.