Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 17:39, курсовая работа
Описание работы
Цель развития внимания младших школьников - развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ 1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ 1.2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ 1.3 Психологические теории внимания 1.4 Виды внимания и их характеристика 1.5 Основные свойства внимания 2. Условия развития внимания у младших школьников 2.1 Процесс развития внимания 2.2 Формирование внимания у младших школьников 2.3 Внимание как условие усвоения 2.4 Борьба с рассеянностью 2.5 Особенности развития внимания 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников 3.1 Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников 3.2 Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников 3.3 Сравнительный анализ результатов обследования Заключение Библиография
Широко пользуются
учителя на уроках начальной школы и наглядными
пособиями изобразительного типа и прежде
всего при обучении навыкам чтения, письма
и счета. Например, в 1 классе для объяснения
деления числа на два л демонстрируется
целый ряд разных интересных детям кружков,
макетов яблок, грибков (из бумаги и т.п.).
Картины используются не только для лучшего
усвоения (например, на уроках объяснительного
чтения, истории, природоведения), но и
для творческой деятельности детей. Дети
с большим интересом составляют рассказы
по картине, самостоятельно придумывая
к ним заглавия.
Объяснение учителем
нового материала должно быть достаточно
образным, действующим на воображение
и чувства детей.
Говоря о значении наглядности
в обучении младших школьников, не следует
забывать и стоящую перед учителями начальной
школы большую задачу: последовательно
формировать у этих школьников навык правильного
использования наглядного материала,
сочетания наглядности с обобщениями,
выраженными в словесной форме. [12, с. 75]
С первого года обучения
в школе дети должны приобретать культуру
наблюдательности. Богатый материал для
этого дают уроки природоведения, на которых
проводятся наблюдения и опыты над предметами
и явлениями природы, и тем самым дети
приучаются к точности и ответственности
за свои наблюдения, к пониманию значения
наблюдаемых явлений. Много материала
для наблюдений за техническими приспособлениями,
производительными процессами и их результатами
дает трудовое обучение. Хорошо поставленные
занятия по рисованию создают у детей
умения и навыки передавать в рисунке
свойства реальных предметов, для чего
требуется то аналитико-синтетическое
восприятие предмета, которое предупреждает
как неправомерное сосредоточение на
деталях (вырисовывают руку, как бы забывая
о фигуре в целом), так и пренебрежение
к деталям («набрасывают» рисунок человека,
не замечая неестественного положения
у него рук).
Но этим ограничиваться
нельзя, надо развивать и произвольное
внимание учащихся, чтобы они приучались
заставлять себя быть внимательными. Это
удается в том случае, если перед учащимися
ставятся задачи, ясные и посильные для
них, но требующие произвольного внимания.
Например, давая для рассматривания картинку,
полезно предварительно предложить ученикам
ряд вопросов, побуждающих их более целенаправленно
и внимательно рассматривать картину.
Младшим школьникам легче сосредотачивать
внимание, если указания по выполняемой
ими работе даются не сразу, а последовательно,
по звеньям (А.Н. Леонтьев, А.Е. Адрианова).
От целенаправленности
и привлекательности занятий зависит
у младших школьников и концентрация их
внимания. С одной стороны дети этого возраста
склонны к концентрации внимания, что
объясняется узостью, малым объемом его.
Ученики 1-2 классов во время письменных
работ так сосредоточены, что не слышат
указаний учителя. С другой стороны, внимание
младших школьников очень подвижно, что
мешает его концентрации.
Даже казалось бы, мелочи
могут играть здесь большую роль. Так,
например, в большинстве случаев менее
целесообразно называть фамилию ученика,
а затем ставить ему вопрос. В этот момент
внимание большинства учащихся может
быть направлено на что-то другое, а не
на обдумывание ответа, так как вопрос
обращен не к ним. Чтобы все дети сосредоточились
на этом вопросе, сначала следует поставить
его всему классу, а затем уже назвать
того ученика, которого надо спросить.
Еще пример. Нередко при закреплении учебного
материала учитель вызывает ученика, который
на доске пишет предложение или делает
выделения. В это время некоторые дети,
обычно слабые ученики, пассивны. Они ждут,
когда что-то появится на доске, чтобы
просто списать это себе в тетрадь. В результате
внимание и мыслительная активность этих
школьников минимальны.
Иначе будет, если вызванный
ученик записывает продиктованное предложение
или решает задачу на обратной стороне
поворачивающейся доски. Тогда каждый
ученик некоторое время вынужден работать
самостоятельно. Затем написанное на доске
оказывают классу, и идет коллективная
проверка того, что делано на доске и что
написано в тетрадях учащихся.
Большое значение для
развития внимания имеет понимание учеником
того, чему его учат. Если что-либо для
него неясно, внимание может ослабнуть.
С другой стороны, настойчивое повторение
учителем того, что дети хорошо поняли,
также ослабляет их внимательность. Слишком
легкая или слишком трудная работа плохо
мобилизует внимание школьника. Поэтому
учителю надо давать детям такие задачи,
которые требовали бы от них усилий, но
были бы им доступны.
Для развития произвольного
внимания ученика надо воспитывать
у него сознательное отношение к учению,
чувство долга, ответственность
за свою работу и поведение. Произвольное
внимания особенно зависит от характера
и воли ребенка. Поэтому в детях надо воспитывать
не только интерес к учебному материалу,
но и стремление побеждать свои слабости,
преодолевать рассеянность, проявлять
выдержку и прилежание даже тогда, когда
работа неинтересна и трудна. К.Д. Ушинский
писал: «Конечно,
сделав занимательным
свой урок, вы можете не бояться наскучить
детям, но помните, что не все может быть
занимательным в ученье, а непременно
есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите
же ребенка делать не только то, что его
занимает, но и то, что не занимает, - делать
ради удовольствия исполнить свою обязанность».
При правильно организованной
работе учитель использует непроизвольное,
и произвольное внимание школьников. Если
он стремится воспитывать только произвольное
внимание, процесс обучения будет связан
с большим постоянным напряжением ученика
и станет тяжелым, неинтересным трудом,
лишенным всяких радостей. Такой труд
может вызвать к себе отвращение. Но если учитель
своей целью поставит только занимательность,
привлечение непроизвольного внимания,
то ученик не будет готовиться в школе
к трудностям жизни, у него не воспитается
необходимая выдержка, сила воли. Строя
работу детей так, чтобы привлекать оба
вида внимания, по возможности чередуя
их, и вызывать послепроизвольное внимание,
учитель успешно сможет решить учебную,
и воспитательную задачи.
Необходимым условием
усвоения знаний является внимание. У
детей младшего школьного возраста непроизвольное
внимание преобладает над произвольным.
Это связано с тем, что в этом возрасте
воля еще не развита, регулирующая деятельность
второй сигнальной системы по отношению
к первой недостаточна. Поэтому учителю
начальных классов школы надо привлекать
внимание учеников таким изложением материала,
которое не требует от них большого напряжения.
Огромную роль в воспитании
должного отношения к учебным занятиям
и в предупреждении рассеянности играет
личность учителя и прежде всего его глубокий
интерес к тому, что он преподает, чем он
хочет заинтересовать детей. Личный авторитет
педагога - прочная основа воспитания
у учащихся внимания и интереса на уроках,
без которых невозможно усвоение учебного
материала.
Задача планомерного
воспитания внимания в связи с этим видится
как постоянное формирование новых действий
умственного контроля. Но и при таком формировании
внимания непременным условием является
наличие положительной мотивации основной
деятельности.
3. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников
3.1 Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
Среди наиболее значимых,
с моей точки зрения, психолого-педагогических
особенностей внимания это его устойчивость,
концентрации, переключаемость и объем.
Специальная работа
учителя по развитию внимания способствует
своевременному психическому развитию
младших школьников и успешному усвоению
ими учебной программы.
Для выяснения уровня
развития внимания у младших школьников
были проведены эксперименты. Базой для
исследования послужила школа №2.
В эксперименте участвовало
два вторых класса: экспериментальный
(2г) и контрольный
(2в).
Свойства внимания
второклассников предлагается исследовать
с помощью трех методик: теста Бурдона,
методики на переключаемость и методики
на выявление объема внимания. Каждая
из этих характеристик может рассматриваться
отдельно и вместе с тем, как частная оценка
внимания в целом. Для диагностики перечисленных
характеристик внимания предлагаются
различные методические приемы. В заключение
обследования ребенка по всем трем представленным
здесь методикам, относящимся к вниманию,
можно вывести общую, интегральную оценку
уровня развития внимания школьников.
Методика 1. Изучение свойств внимания (тест Бурдона)
Цель: изучение свойств внимания:
устойчивости и концентрации.
Материалы: исследование проводится при
помощи специальных тестовых бланков
со столбцами расположенных на них в случайном
порядке букв или цифр (см. Приложение
1).
Описание методики: школьникам предлагается просматривать
на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные
указанные в инструкции знаки (буквы, цифры).
Инструкции: «Ребята, по моему сигналу (например,
«Начали!») вам нужно начать просматривать
столбцы цифр и зачеркивать все встречающиеся
вам или цифры «2» и «9». Начнем с первого
столбца слева. Через определенный промежуток
времени я скажу «Стоп!». Сразу вслед за
сигналом поставьте после цифры, на которой
вы остановились в этот момент, вертикальную
черту. Затем, после моего сигнала, продолжите
ту же работу дальше уже на втором столбце.
Будьте внимательны, следите за моими
командами и вычеркивайте только заданные
буквы и не пропускайте их».
Порядок работы: общая продолжительность работы
- 4 минут. Психолог останавливает работу
детей и просит поставить вертикальную
черту с интервалом в одну минуту, т.е.
4 раза.
Обработка полученных данных
Результат вычеркивания
цифр оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий
уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла
- высокий уровень.
У каждого ученика в
результате проведения данной методики
по 4 результативные оценки, которые заносятся
в таблицу под номерами заданий 1, 2,3, 4.
Методика 2. Изучение переключаемости внимания
Цель: изучение способности школьников
к переключению внимания.
Материалы: специально подготовленные
тренировочные и тестовые пары цифр.
Описание методики: школьникам предлагается в течение
некоторого фиксированного времени с
возможно большей точностью и скоростью
складывать два однозначных числа. Предлагается
освоить два разных способа работы с парами
чисел.
Первый способ: школьник
складывает два числа - верхнее и нижнее,
к их сумме прибавляет единицу и результат
записывает рядом с верхним
Карточка1
21461, при этом когда
сумма становится двухзначным
числом, то записывают только
вторую цифру этой суммы.
Полученный результат:
4 6 1 8 0
1 4 6 1 8
2 1 4 6 1
Второй способ: школьник
складывает верхнее и нижнее число (как
при первом способе), но из этой суммы вычитает
единицу и результат записывает рядом
с нижним числом
Карточка 2
12 23
2234.
Полученный результат:
1 2 2 3
2 2 3 4
2 3 4 6
Порядок работы и инструкции:
Дается 4 карточки с набором цифр в два
ряда. Обследование проводится в два этапа
На первом этапе предлагается заполнить
карточки по первому способу за фиксированное
время. На втором этапе предлагается заполнить
те же карточки по второму способу за фиксированное
время.
Одни и те же карточки
проходят в два этапа и получается результат:
Карточка 1
4 6 1 8 0
1 4 6 1 8
2 1 4 6 1
2 4 9 6 8
Карточка 2
4 5 6 8_____
1 2 2 3
2 2 3 4
2 3 4 6
Обработка полученных данных
Результат заполнения
карточек оценивается в 3 балла: 1 балл
- низкий уровень, 2 балла - средний уровень,
3 балла - высокий уровень
У каждого ученика в
результате проведения данной методики
по 4 оценки, которые заносятся в таблицу
под номерами заданий 5, 6, 7, 8.
Методика 3. Изучение объема внимания
Цель: изучение объема внимания
Материалы: специально подготовленные
тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие
различное количество овальчиков (см.
Приложение 3).
Описание методики и порядок работы: испытуемому на короткое время
(около 1 секунды) предъявляются по одной
из 6 карточек. Предъявление начинается
с тех карточек, которые содержат минимальное
количество точек. Каждая карточка показывается
два раза. После этого школьники отмечают
на аналогичном пустом бланке расположение
овальчиков. На воспроизведение карточки
дается 15 секунд.
Инструкции: «Сейчас вам предстоит следующее
задание: я буду показывать вам по два
раза таблицы, на которых изображены овальчики.
Разные таблицы содержат разное количество
овалов. Ваша задача - запомнить, как расположены
на данной таблице овалы и в том же виде
изобразить их на своих пустых таблицах.
Каждое задание надо выполнять точно и
быстро».
Обработка полученных
данных: Обследование проводится в 4 этапа.
Результат заполнения карточек оценивается
в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла
- средний уровень, 3 балла - высокий уровень
У каждого ученика в
результате проведения данной методики
по 4 результирующей оценки, которые заносятся
в таблицу под номерами заданий 9,10,11,12.
Результаты диагностики
показаны в Таблице 1, где высокий уровень
- 3 балла за ответ, средний уровень - 2 балла,
низкий уровень - 1 балл.
Данные таблицы свидетельствуют
о примерной равноценности состава классов.
В контрольном и экспериментальном классах
соотношение между детьми по уровню развития
внимания детей примерно одинаково.
Таблица 1. Результаты
диагностики развития внимания у детей
(констатирующий эксперимент)