Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:43, курсовая работа
Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней, Белоруссии, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. В результате социологических исследований было выяснено, что за последние десятилетия ситуация, касающаяся института семьи и брака, в Белоруссии значительно ухудшилась. Это связно с тем, что неправильная структура мотивов вступления в брак, отношение молодых людей друг к другу, неподготовленность к сложностям самостоятельной семейной жизни, приводят к семейной деструкции [10, с. 27]. При этом многие молодые люди с легкостью переносят развод и вступают в повторные браки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация, ход и проведение психологического
исследования. Описание материалов и методов исследования……...5-9
2.2 Результаты, анализ и выводы исследовательской работы……….9-27
2.3 рекомендации для сохранения эмоциональных отношений
в браке молодых семей………………………………………………...27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация, ход и проведение психологического
исследования. Описание материалов и методов исследования……...5-9
2.2 Результаты, анализ и выводы
исследовательской работы……….9-
2.3 рекомендации для сохранения эмоциональных отношений
в браке молодых семей………………………………………………...27-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………...32-36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………37-38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………39-42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………44-48
В ходе данной курсовой работы теоретической базой послужило психолого-педагогические основы социальной работы с молодой семьей, а именно:
- дана сущностная
- проанализированы социальные проблемы современной молодой семьи;
- изучена нормативно-правовая база в области социальной защиты молодой семьи;
- разработана и внедрена
в практику система
Актуальность темы. Для семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, вдруг, она неожиданно сталкивалась с совершенно иными социально-экономическими условиями. Преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием требовало кардинальных изменений мировоззрения как на уровне общества, так и в рамках малых групп (в том числе, и семьи), а также на индивидуальном уровне отдельных представителей.
Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней, Белоруссии, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. В результате социологических исследований было выяснено, что за последние десятилетия ситуация, касающаяся института семьи и брака, в Белоруссии значительно ухудшилась. Это связно с тем, что неправильная структура мотивов вступления в брак, отношение молодых людей друг к другу, неподготовленность к сложностям самостоятельной семейной жизни, приводят к семейной деструкции [10, с. 27]. При этом многие молодые люди с легкостью переносят развод и вступают в повторные браки.
Проблема исследования. Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга.
Цель исследования на этот учебный год стало: изучение внутрисемейных ценностей в молодых семьях.
Объект исследования - процесс формирования внутрисемейных ценностей в молодых семьях.
Предмет исследования - различия в ценностных ориентациях мужа и жены в молодых семьях.
Гипотеза - существует различие в ценностных ориентациях мужа и жены в молодых семьях.
Задачи:
1. Провести анализ основных подходов к исследованию ценностных ориентаций;
2.Подобрать методики, соответствующие
проблеме исследования и
3.разработать рекомендации
Методы исследования:
1.Анализ теоретической литературы;
2.Методика ценностных ориентаций М. Рокича;
3.Методика С.С. Бубновой «Ценностные ориентации»;
4.«Опросник удовлетворенности браком» (ОУБ) В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко;
Практическое значение исследования - проведенное исследование имеет практическую ценность и интерес для всех, кто занимается исследованиями в области семьи и представлений о брачно-семейных взаимоотношениях. Данная работа будет полезна людям, работающим с семьей (психологам, социальным работникам, педагогам), а также студентам, обучающимся на факультетах педагогики и психологии.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация, ход и
проведение психологического
Эмпирической базой данной курсовой работы послужили материалы, полученные при исследовании жизненных ценностей молодых супругов, состоящих в официальном браке.
Характеристика выборки: В исследовании принимало участие 32 респондента: 16 пар, состоящих в законном браке. Возраст респондентов от 21 до 30 лет. Стаж в браке от 1 года до 3 лет.
Этапы исследования:
1. Изучение различий ценностных ориентации молодых супругов.
2. Проведение эмпирического
3. Обобщение и анализ полученных результатов по методикам «тест-опросник удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, «методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой, «методика ценностных ориентаций» М. Рокича.
Исследование проходило в индивидуальной форме с каждым респондентом. Методики проводились с промежутком в один день. В первый день предлагалось ответить на вопросы теста «опросник удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко; во второй день выполнить задания методики «ценностных ориентаций» М. Рокича, а также методику «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой.
При разработке «опросника удовлетворенности
браком» авторы исходили из тезиса о том, что «основным фактором, скрепляющим
супружеские союзы, являются эмоциональные
узы - любовь, эмоциональная привязанность».
В соответствие с этим они предположили,
что «субъективная удовлетворённость/
При разработке исходного набора утверждений для опросника авторы исходили из представления об удовлетворённости браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении - чувстве, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях.
Процедура проведения: респонденту предъявлялся «тест-опросник удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, где ему предлагалось ответить на вопросы по следующей инструкции: «Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите один из вариантов ответа».
Результаты по «Тесту-опроснику удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко обрабатывались следующим образом: при выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.
Высокий балл говорит об удовлетворенности отношениями и браком.
0-16 баллов - абсолютно неблагополучные отношения;
17-22 баллов - неблагополучные отношения;
23-26 баллов - скорее неблагополучные отношения;
27-29 баллов - переходные отношения;
30-32 баллов - скорее благополучные отношения;
33-38 баллов - благополучные отношения;
39-40 баллов - абсолютно благополучные отношения;
Перед началом работы мы раздавали контрольные листы, которые находятся в приложении 1.
Также была использована наиболее распространенная в настоящее время методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Мы в своем исследовании использовали оба списка ценностей по методике М. Рокича.
Респонденту по очередности предъявлялись оба списка, состоящие из 18 ценностей в каждом, на листах бумаги в алфавитном порядке. В списке испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер (см. приложение 2).Перед началом работы мы раздавали контрольные листы, которые находятся в приложении 3.
Далее мы использовали методику «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», разработанную С.С. Бубновой.
Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Инструкция: «Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.»
Обработка и интерпретация результатов методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», разработанная С.С. Бубновой, проводилась следующим образом.
Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов (см. приложение 4). Соответственно этому подсчитывалось количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывался в графе с номером вопроса. Перечислим эти ценности в обобщенном виде:
· приятное времяпрепровождение, отдых;
· высокое материальное благосостояние;
· поиск и наслаждение прекрасным;
· помощь и милосердие к другим людям;
· любовь;
· познание нового в мире, природе, человеке;
· высокий социальный статус и управление людьми;
· признание и уважение людей, и влияние на окружающих;
· социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;
· общение;
· здоровье.
Перед началом работы мы раздавали контрольные листы, которые находятся в приложении 5.
Стимульный материал: бланки вышеперечисленных методик, ручка или карандаш.
2.2 Результаты, анализ и
выводы исследовательской
С предложенными заданиями все испытуемые успешно справились. Однако, следует отметить, что методика «Ценностных ориентаций» разработанная М. Рокичем, а также методика С.С. Бубновой «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» вызвали затруднения у большинства респондентов. Причем, большинству мужчин предложенное им задание казалось более трудным, чем их супругам. Женщины выполняли задания намного увлеченнее, с ярко выраженным интересом.
На следующем этапе был проведен качественный анализ тестовых данных. Проведя эксперимент, и сделав первичную обработку данных, мы получили следующие результаты.
Результаты, полученные при проведении опросника «Теста-опросника удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко «Удовлетворенность и уровень удовлетворенности» представлены в таблице №1.
№ пары |
Скорее неблагополучные отношения 23-26 |
Переходные отношения 27-29 |
Благополучные отношения 33-38 |
Абсолютно благополучные отношения 39-40 |
Пара № 1 муж |
43 46 | |||
Пара №2 муж жена |
45 41 | |||
Пара №3 муж жена |
38 38 |
|||
Пара №4 муж жена |
29 28 |
|||
Пара №5 муж жена |
37 |
39 | ||
Пара №6 муж жена |
43 40 | |||
Пара №7 муж жена |
29 |
37 |
||
Пара №8 муж жена |
29 28 |
|||
Пара №9 муж жена |
36 |
43 | ||
Пара №10 муж жена |
41 43 | |||
Пара №11 муж жена |
25 26 |
| ||
Пара №12 муж жена |
|
|
44 39 | |
Пара №13 муж жена |
25 25 |
|
||
Пара №14 Муж жена |
36 |
|
42
| |
Пара №15 муж жена |
38 |
42 | ||
Пара №16 муж жена |
44 41 |
Информация о работе Организация, ход и проведение психологического исследования