Организация, ход и проведение психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней, Белоруссии, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. В результате социологических исследований было выяснено, что за последние десятилетия ситуация, касающаяся института семьи и брака, в Белоруссии значительно ухудшилась. Это связно с тем, что неправильная структура мотивов вступления в брак, отношение молодых людей друг к другу, неподготовленность к сложностям самостоятельной семейной жизни, приводят к семейной деструкции [10, с. 27]. При этом многие молодые люди с легкостью переносят развод и вступают в повторные браки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3-5

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

2.1 Организация, ход и проведение психологического
исследования. Описание материалов и методов исследования……...5-9

2.2 Результаты, анализ и выводы исследовательской работы……….9-27

2.3 рекомендации для сохранения эмоциональных отношений
в браке молодых семей………………………………………………...27-28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая часть 2(5).doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                                                                                                         стр.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3-5

 

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В

МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

 

2.1 Организация, ход и проведение психологического

исследования. Описание материалов и методов исследования……...5-9

 

2.2 Результаты, анализ и выводы  исследовательской работы……….9-27

 

2.3 рекомендации для сохранения  эмоциональных отношений 

в браке молодых семей………………………………………………...27-28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..31

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………...32-36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………37-38

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………39-42

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………….43

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………44-48

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе данной курсовой работы теоретической базой послужило психолого-педагогические основы социальной работы с молодой семьей, а именно:

-  дана сущностная характеристика  молодой семьи как объекта  и субъекта социальной работы;

-  проанализированы социальные  проблемы современной молодой  семьи;

-  изучена нормативно-правовая  база в области социальной защиты молодой семьи;

-  разработана и внедрена  в практику система деятельности  специалиста социальной работы с молодой семьёй в ТЦСОН.

 

Актуальность темы. Для семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, вдруг, она неожиданно сталкивалась с совершенно иными социально-экономическими условиями. Преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием требовало кардинальных изменений мировоззрения как на уровне общества, так и в рамках малых групп (в том числе, и семьи), а также на индивидуальном уровне отдельных представителей.

 

Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней, Белоруссии, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. В результате социологических исследований было выяснено, что за последние десятилетия ситуация, касающаяся института семьи и брака, в Белоруссии значительно ухудшилась. Это связно с тем, что неправильная структура мотивов вступления в брак, отношение молодых людей друг к другу, неподготовленность к сложностям самостоятельной семейной жизни, приводят к семейной деструкции [10, с. 27]. При этом многие молодые люди с легкостью переносят развод и вступают в повторные браки.

 

Проблема исследования. Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга.

 

Цель исследования на этот учебный год стало: изучение внутрисемейных ценностей в молодых семьях.

 

Объект исследования - процесс формирования внутрисемейных ценностей в молодых семьях.

 

Предмет исследования - различия в ценностных ориентациях мужа и жены в молодых семьях.

 

Гипотеза - существует различие в ценностных ориентациях мужа и жены в молодых семьях.

 

Задачи:

 

1. Провести анализ основных подходов к исследованию ценностных ориентаций;

2.Подобрать методики, соответствующие  проблеме исследования и провести  эксперимент;

3.разработать рекомендации для  сохранения эмоциональных отношений  в браке молодых семей

 

Методы исследования:

 

1.Анализ теоретической литературы;

 

2.Методика ценностных ориентаций М. Рокича;

 

3.Методика С.С. Бубновой «Ценностные  ориентации»;

 

4.«Опросник удовлетворенности браком» (ОУБ) В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко;

 

Практическое значение исследования - проведенное исследование имеет практическую ценность и интерес для всех, кто занимается исследованиями в области семьи и представлений о брачно-семейных взаимоотношениях. Данная работа будет полезна людям, работающим с семьей (психологам, социальным работникам, педагогам), а также студентам, обучающимся на факультетах педагогики и психологии.

 

 

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

 

 

2.1 Организация, ход и  проведение психологического исследования. Описание материалов и методов  исследования

 

Эмпирической базой данной курсовой работы послужили материалы, полученные при исследовании жизненных ценностей молодых супругов, состоящих в официальном браке.

 

Характеристика выборки: В исследовании принимало участие 32 респондента: 16 пар, состоящих в законном браке. Возраст респондентов от 21 до 30 лет. Стаж в браке от 1 года до 3 лет.

 

Этапы исследования:

 

1. Изучение различий ценностных  ориентации молодых супругов.

 

2. Проведение эмпирического исследования  на двух выборках.

 

3. Обобщение и анализ полученных результатов по методикам «тест-опросник удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, «методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой, «методика ценностных ориентаций» М. Рокича.

 

Исследование проходило в индивидуальной форме с каждым респондентом. Методики проводились с промежутком в один день. В первый день предлагалось ответить на вопросы теста «опросник удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко; во второй день выполнить задания методики «ценностных ориентаций» М. Рокича, а также методику «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой.

 

При разработке «опросника удовлетворенности браком» авторы исходили из тезиса о том, что «основным фактором, скрепляющим супружеские союзы, являются эмоциональные узы - любовь, эмоциональная привязанность». В соответствие с этим они предположили, что «субъективная удовлетворённость/неудовлетворённость браком по своей природе скорее является обобщённой эмоцией, генерализованным переживанием, нежели следствием рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам».

 

При разработке исходного набора утверждений для опросника авторы исходили из представления об удовлетворённости браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении - чувстве, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях.

 

Процедура проведения: респонденту предъявлялся «тест-опросник удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, где ему предлагалось ответить на вопросы по следующей инструкции: «Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите один из вариантов ответа».

 

Результаты по «Тесту-опроснику удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко обрабатывались следующим образом: при выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.

 

Высокий балл говорит об удовлетворенности отношениями и браком.

 

0-16 баллов - абсолютно неблагополучные  отношения;

 

17-22 баллов - неблагополучные отношения;

 

23-26 баллов - скорее неблагополучные  отношения;

 

27-29 баллов - переходные отношения;

 

30-32 баллов - скорее благополучные  отношения;

 

33-38 баллов - благополучные отношения;

 

39-40 баллов - абсолютно благополучные  отношения;

 

Перед началом работы мы раздавали контрольные листы, которые находятся в приложении 1.

 

Также была использована наиболее распространенная в настоящее время методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

 

М. Рокич различает два класса ценностей:

 

терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

 

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

 

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

 

Мы в своем исследовании использовали оба списка ценностей по методике М. Рокича.

 

Респонденту по очередности предъявлялись оба списка, состоящие из 18 ценностей в каждом, на листах бумаги в алфавитном порядке. В списке испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер (см. приложение 2).Перед началом работы мы раздавали контрольные листы, которые находятся в приложении 3.

 

Далее мы использовали методику «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», разработанную С.С. Бубновой.

 

Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

 

Инструкция: «Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.»

 

Обработка и интерпретация результатов методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», разработанная С.С. Бубновой, проводилась следующим образом.

 

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов (см. приложение 4). Соответственно этому подсчитывалось количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывался в графе с номером вопроса. Перечислим эти ценности в обобщенном виде:

 

· приятное времяпрепровождение, отдых;

 

· высокое материальное благосостояние;

 

· поиск и наслаждение прекрасным;

 

· помощь и милосердие к другим людям;

 

· любовь;

 

· познание нового в мире, природе, человеке;

 

· высокий социальный статус и управление людьми;

 

· признание и уважение людей, и влияние на окружающих;

 

· социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

 

· общение;

 

· здоровье.

 

Перед началом работы мы раздавали контрольные листы, которые находятся в приложении 5.

 

Стимульный материал: бланки вышеперечисленных методик, ручка или карандаш.

 

 

2.2 Результаты, анализ и  выводы исследовательской работы

 

С предложенными заданиями все испытуемые успешно справились. Однако, следует отметить, что методика «Ценностных ориентаций» разработанная М. Рокичем, а также методика С.С. Бубновой «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» вызвали затруднения у большинства респондентов. Причем, большинству мужчин предложенное им задание казалось более трудным, чем их супругам. Женщины выполняли задания намного увлеченнее, с ярко выраженным интересом.

 

На следующем этапе был проведен качественный анализ тестовых данных. Проведя эксперимент, и сделав первичную обработку данных, мы получили следующие результаты.

 

Результаты, полученные при проведении опросника «Теста-опросника удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко «Удовлетворенность и уровень удовлетворенности» представлены в таблице №1.

 

№ пары

Скорее неблагополучные отношения 23-26

Переходные отношения 27-29

Благополучные отношения 33-38

Абсолютно благополучные отношения 39-40

Пара № 1

муж 
жена

     

 

43

46

Пара №2

 муж

жена

     

 

45

41

Пара №3

муж

жена

   

 

38

38

 

Пара №4

муж

жена

 

 

29

28

   

Пара №5

муж

жена

   

 

 

37

 

39

Пара №6

муж

жена

     

 

43

40

Пара №7

муж

жена

 

 

 

29

 

37

 

Пара №8

муж

жена

 

 

29

28

   

Пара №9

муж

жена

   

 

36

 

 

43

Пара №10

муж

жена

     

 

41

43

Пара №11

муж

жена

 

25

26

   

 

Пара №12

муж

жена

 

 

 

 

 

44

39

Пара №13

муж

жена

 

25

25

 

   

Пара №14

Муж

жена

 

 

36

 

 

42

 

Пара №15

муж

жена

   

 

 

38

 

42

Пара №16

муж

жена

     

 

44

41

Информация о работе Организация, ход и проведение психологического исследования