Организация, ход и проведение психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней, Белоруссии, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. В результате социологических исследований было выяснено, что за последние десятилетия ситуация, касающаяся института семьи и брака, в Белоруссии значительно ухудшилась. Это связно с тем, что неправильная структура мотивов вступления в брак, отношение молодых людей друг к другу, неподготовленность к сложностям самостоятельной семейной жизни, приводят к семейной деструкции [10, с. 27]. При этом многие молодые люди с легкостью переносят развод и вступают в повторные браки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3-5

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

2.1 Организация, ход и проведение психологического
исследования. Описание материалов и методов исследования……...5-9

2.2 Результаты, анализ и выводы исследовательской работы……….9-27

2.3 рекомендации для сохранения эмоциональных отношений
в браке молодых семей………………………………………………...27-28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая часть 2(5).doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Из таблицы №1 мы видим, что у молодых мужчин, живущих в официальном браке следующий уровень удовлетворенности: скорее неблагополучные отношения наблюдаются у 12,5 % опрошенных; переходные отношения у 12,5% опрошенных; благополучные отношения у 25% опрошенных; и абсолютно благополучные отношения в браке наблюдаются у 50% опрошенных.

 

Также из таблицы мы видим, что среди молодых женщин, состоящих в официальном браке наблюдается абсолютно схожий уровень удовлетворенности: скорее неблагополучные отношения у 12,5% опрошенных, переходные отношения у 12,5% опрошенных, благополучные отношения у 25% опрошенных; абсолютно благополучные отношения в браке наблюдаются у 50% опрошенных.

 

Полученные результаты можно объяснить особенностями молодой семьи и конкретной данной выборки. В данной выборке супруги явно пытаются гармонизировать отношения, найти пути решения каких либо возникающих проблем через компромисс.

 

По результатам теста - опросника удовлетворенности браком, семьи, принимающие участие в исследовании, разделились на 2 группы:

 

В группу стабильных вошли семьи, субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые по шкале как благополучные и абсолютно благополучнее (75% опрошенных). Супруги стабильной группы отмечают полную уверенность в устойчивости своих семейных отношений и не представляют возможности их распада.

 

В группу проблемных семей вошли супружеские пары, неудовлетворенные своими семейными отношениями, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его (25% опрошенных). Отношения в браке по шкале оцениваются как переходные, скорее неблагополучные.

 

Наглядно результаты уровня удовлетворенности браком у мужчин и женщин, представлены в диаграмме № 1 и в диаграмме № 2

Диаграмма №1.Уровень удовлетворенности браком у мужчин

 

 

Диаграмма №2. Уровень удовлетворенности браком у женщин

 

 

Данные исследования по методике М. Рокича представлены в таблицах в приложении 2.

 

На основании результатов, представленных в таблице, можно проанализировать и сравнить данные отдельно по мужьям и женам.

 

Результаты по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича по списку А (Терминальные ценности) представлены в процентном соотношении в таблице №2.

 

 Таблица№2 Результаты процентного  соотношения по методике М. Рокича среди мужчин и женщин

 

 

 

Название ценности

Мужчины 

Женщины

1. Активная деятельностная жизнь

46,9

48,3

2. Жизненная мудрость

39,9

46,5

3. Здоровье

89,9

84,0

4. Интересная работа

64,2

60,4

5. Красота природы, искусства

11,8

15,3

6. Любовь

95,5

89,6

7. Материальные блага

68,8

44,4

8. Наличие хороших друзей

62,8

70,5

9. Общественное признание

46,5

43,1

10. Познание

42,0

50,3

11. Продуктивная жизнь

48,3

41,7

12. Развитие

43,8

55,9

13. Развлечения

31,9

24,7

14. Свобода, независимость

51,4

40,6

15. Счастливая семейная жизнь

85,1

80,2

16. Счастье других

28,1

44,4

17. Творчество

27,4

39,2

18. Уверенность в себе

65,6

70,8


 

На основе полученных результатов, полученных по методике М. Рокича, можно сделать выводы о том, что наиболее значимыми терминальными ценностями для молодых мужчин, состоящих в законном браке являются:

 

1. Любовь 95.5%

 

2. Здоровье 89.9%

 

3. Счастливая семейная жизнь 85.1%

 

4. Материальные блага 68.8%

 

5. Уверенность в себе 65.6%

 

6. Интересная работа 64.2%

 

7. Наличие хороших друзей 62.8%

 

8. Свобода, независимость 51.4%

 

9. Продуктивная жизнь 48.3%

 

10. Активная деятельностная жизнь 46.9%

 

11. Общественное признание 46.5%

 

12. Развитие 43.8%

 

13. Познание 42.0%

 

14. Жизненная мудрость 39.9%

 

15. Развлечения 31.9%

 

16. Счастье других 28.1%

 

17. Творчество 27.4%

 

18. Красота природы, искусства 11.8%

 

На основе полученных результатов по методике М. Рокича можно сделать выводы о том, что наиболее значимыми терминальными ценностями для молодых женщин, состоящих в законном браке являются:

 

1. Любовь 89.6%

 

2. Здоровье 84.0%

 

3. Счастливая семейная жизнь 80.2%

 

4. Уверенность в себе 70.8%

 

5. Наличие хороших друзей 70.5%

 

6. Интересная работа 60.4%

 

7. Развитие 55.9%

 

8. Познание 50.3%

 

9. Активная деятельностная жизнь 48.3%

 

10. Жизненная мудрость 46.5%

 

11. Материальные блага и счастье  других 44.4% и 44.4%

 

12. Общественное признание 43.1%

 

13. Продуктивная жизнь 41.7%

 

14. Свобода, независимость 40.6%

 

15. Творчество 39.2%

 

16. Развлечения 24.7%

 

17. Красота природы, искусства 15.3%

 

Сравнивая полученные результаты отдельно мужчин и женщин, можно сказать, что в расстановке ценностей существуют и схожесть и различия. Так, например, и мужчины и женщины отдают предпочтение таким ценностям как любовь, здоровье и счастливая семейная жизнь, одинаково относя их соответственно на 1-е, 2-е и 3-е места. Такие ценности как творчество и развлечения были отнесены мужчинами на 17 (27,4%) и 15 (31,9%) места, женщины отнесли эти ценности на 15 (39,2%) и 16 (24,7%) места соответственно. Т.е. и среди мужчин и среди женщин эти ценности занимают примерно одинаковые места в иерархии. Возможно это связано с тем, что у современных супругов не хватает времени на творчество, а также тем, что в наше время больше приходится думать о материальных ценностях, нежели о духовных. Этим также можно объяснить низкий показатель по шкале «красота природы и искусства» среди мужчин 18 (11,8%), и среди женщин 17 (15,3%) места.

 

Такая ценность как «наличие хороших друзей» также была оценена примерно одинаково. Мужчины отнесли ее на 7 (62,8), а женщины на 5 (70,5%) места. Такая ценность как материальные блага была отнесена мужчинами на 4 место(68,8%), женщины же отнесли эту ценность на 11 место (44,4%). Это может быть связано с тем, что мужчины в большей степени осознают свою ответственность за материальное благосостояние семьи и улучшение семейного благополучия. Существенные различия существуют и в расстановке такой ценности как свобода, независимость. Мужчины отнесли эту ценность на 8 (51,4%), а женщины отводят на 14 (40,6%) место соответственно. Остальные же ценности расставлены примерно в одинаковом порядке, существенных различий не наблюдается.

 

Наглядно результаты методики «Ценностных ориентаций», разработанной М. Рокичем, представлены в диаграмме №3.

 

 

Список А. Терминальные ценности

 

Диаграмма № 3. Распределение терминальных ценностей.

 

Результаты по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича по списку Б(инструментальные ценности) в процентном соотношении представлены в таблице № 3.

 

Таблица№3 Результаты процентного соотношения по методике М. Рокича среди мужчин и женщин

 

Название ценности

Мужчины 

Женщины

1. Аккуратность

37,2

46,5

2.Воспитанность

45,1

66,3

3. Высокие запросы

19,1

26,4

4. Жизнерадостность

70,1

69,1

5. Исполнительность

60,8

50,3

6. Независимость

66,7

67,4

7. Непримиримость к недостаткам 

22,9

13,5

8. Образованность

47,9

63,5

9. Ответственность

69,4 

70,8

10. Рационализм

66,3

42,4

11. Самоконтроль

47,9

54,5

12. Смелость

63,5

52,1

13. Твердая воля

68,8

50,3

14. Терпимость

40,6

45,8

15. Широта взглядов

51,4

58,0

16. Честность

69,1

74,3

17. Эффективность в делах

56,6

45,1

18. Чуткость

46,5

53,5


 

На основе полученных результатов по методике М. Рокича, можно сделать выводы о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для молодых мужчин, состоящих в законном браке являются:

 

1. Жизнерадостность 70.1%

 

2. Ответственность 69.4%

 

3. Честность 69.1%

 

4. Твердая воля (умение настоять  на своем) 68.8%

 

5.Независимость 66.7%

 

6. Рационализм 66.3%

 

7. Смелость в отстаивании своего  мнения, своих взглядов 63.5%

 

8. Исполнительность 60.8%

 

9. Эффективность в делах 56.6%

 

10. Широта взглядов 51.4%

 

11. Образованность и самоконтроль 47.9% и 47.9%

 

12. Чуткость 46.5%

 

13. Воспитанность 45.1%

 

14. Терпимость 40.6%

 

15. Аккуратность 37.2%

 

16.Непримиримость к недостаткам  в себе и других 22.9%

 

17. Высокие запросы 19.1%

 

На основе полученных результатов по методике М. Рокича можно сделать выводы о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для молодых женщин, состоящих в законном браке являются:

 

1. Честность 74.3%

 

2. Ответственность 70.8%

 

3. Жизнерадостность 69.1%

 

4. Независимость 67.4%

 

5. Воспитанность 66.3%

 

6. Образованность 63.5%

 

7. Широта взглядов 58.0%

 

8. Самоконтроль 54.5%

 

9. Чуткость 53.5%

 

10. Смелость в отстаивании своего  мнения, своих взглядов 52.1%

 

11. Исполнительность и твердая воля 50.3% и 50.3%

 

12. Аккуратность 46.5%

 

13. Терпимость 45.8%

 

14. Эффективность в делах 45.1%

 

15. Рационализм 42.4%

 

16. Высокие запросы 26.4%

 

17. Непримиримость к недостаткам  в себе и других 13.5%

 

В расстановке ценностей из списка Б, так же существуют как схожесть так и определенные различия. Такую ценность как жизнерадостность, мужчины, участвующие в исследовании, относят на 1(70.1%) место. На и 2(69.4%) и 3(69.1%) места соответственно отнесены такие ценности как ответственность и честность. Женщины располагают эти же ценности в несколько другом порядке. На 1(74.4%) место в иерархии отнесена такая ценность как честность. Ответственность и жизнерадостность отнесены на 2(70.8%) и 3(69.1%) место соответственно. Такие ценности как высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других супруги одинаково относят на последние и предпоследние места. Мужчины относят непримиримость к недостаткам на 16 (22.9%), а высокие запросы на 17(19.1%) места.

 

Женщины же отнесли высокие запросы на 16(26.4%), а непримиримость к недостаткам на последнее 17 (13.5%) место. Примерно в схожем порядке располагаются такие ценности как независимость, терпимость, аккуратность.

 

В расстановке же остальных инструментальных ценностей наблюдается больше различий, чем сходства. Существенные различия наблюдаются в расстановке таких ценностей как рационализм, эффективность в делах, образованность, воспитанность. Мужчины относят эти ценности на 6-е(66.3%), 9-е(66.6%), 11-е (47.9%) и 13-е (45.1%) места соответственно. Женщины располагают эти же ценности на 15-м(42.4%), 14-м(45.1%), 6-м(63.5%) и 5-м(66.3%) местах.

 

Исходя из представленных результатов исследования, можно сделать выводы, что в расстановке ценностей между мужчинами и женщинами существуют как схожести и различия.

 

Наглядно результаты методики «Ценностных ориентаций» разработанной М. Рокичем показаны в диаграмме №4.

 

Список Б. Инструментальные ценности

 

Диаграмма № 4. Распределение инструментальных ценностей

 

Результаты, полученные при обработке результатов методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» разработанной С.С. Бубновой указаны в таблице №4 в процентном соотношении:

 

Таблица №4. Процентное соотношение по методике Бубновой среди мужчин и женщин

 

Название ценности

Мужчины

Женщины

1. Приятное времяпрепровождение, отдых.

51

56,2

2. Высокое материальное благосостояние

52,1

46,7

3. Поиск и наслаждение прекрасным.

37,5

55,2

4. Помощь и милосердие к другим  людям.

47,9

69,7

5. Любовь.

73,9

71,8

6. Познание нового в мире, природе, человеке.

40,6

55,3

7. Высокий социальный статус и  управление людьми

33,3

32,3

8. Признание и уважение людей  и влияние на окружающих.

64,5

74,9

9. Социальная активность для достижения  позитивных изменений в обществе

36,4

43,7

10. Общение.

39,5

42,7

11. Здоровье.

59,3

54,2

Информация о работе Организация, ход и проведение психологического исследования