Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.
Наиболее результативной формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся являются зачеты в форме деловой игры в парах сменного состава. Зачеты такого вида проводятся и по теории и по практической части, но обязательно должны быть творческие задания и задания разного уровня Каждый ученик получает зачет – ведь он трудился целый урок

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ№2.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

       

 

 

  Организация      работы со слабоуспевающими  учащимися на     уроке.

 

 

 

 

                                                    РАБОТА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

                                                                     МАЧНЕВОЙ В.В.

 

Особенности неуспевающих учащихся

  1. низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  2. отсутствие познавательного интереса
  3. не сформированы элементарные организационные навыки
  4. учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  5. нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  6. дети, в основном, из асоциальных семей
  7. отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  8. частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Признаки отставания учеников в усвоении конкретного учебного предмета:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  1. Педагогическая запущенность;
  2. Частые заболевания;
  3. Пропуски занятий;
  4. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  1. Не умеет устанавливать причинно-следственные связи;
  2. Учитывать все признаки предмета или явления;
  3. Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  1. работать с текстом;
  2. выделять главное, существенное;
  3. не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

  1. отвлекаемостью;
  2. подвижностью;
  3. неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  1. с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  2. ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

  1. со сверстниками;
  2. учителями;
  3. отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  1. в поддержке;
  2. показа того, что он состоятелен в других видах деятельности.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

  1. В утомляемости;
  2. Истощаемости;
  3. Медленном темпе работы.

Как повысить работоспособность слабоуспевающих учеников:

  1. Разнообразить виды деятельности.
  2. Проветривать кабинет.
  3. Проводить физминутки (независимо от возраста учеников).
  4. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Задания с выбором ответа.
  3. Деформированные задания.
  4. “Разрезные” теоремы.
  5. Перфокарты.
  6. Карточки - тренажеры.
  7. Творческие задания.  
  8. “Карточки-информаторы”.
  9. “Карточки-с образцами решения”. 
  10. “Карточки-конспекты”.

Учитель должен:

  1. Знать особенности психического развития ребёнка. 
  2. Стремиться понять и принять каждого ребёнка.
  3. Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
  4. Проявлять: 

- разумную требовательность; 
- неиссякаемое терпение; 
- справедливую строгость; 
- веру в возможности каждого ученика.

  1. Уметь встать на позиции ученика.
  2. НЕТ насмешливому тону!
  3. Уметь вести непринуждённый диалог.
  4. Стремиться к внешней занимательности .
  5. Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план).
  6. Учить работать со словарями и другим справочным материалом.
  7. В обучении применять:

- опережающее обучение; 
- различные формы групповой работы; 
- взаимоопрос, самоконтроль; 
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.

  1. Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!).
  2. Применять частую смену видов деятельности на уроке.
  3. Многократно проговаривать и закреплять материал урока.
  4. Стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

 

        Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  1. При закреплении.
  2. При проверке домашнего задания.
  3. При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  1. специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  2. карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  3. карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  4. карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  5. карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

 

       

         В нашей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  1. помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  2. слабому – выполнить посильный объем работы.

 

             Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Если на уроке вызывать учащихся к доске по очереди (например - по колонкам), независимо от их оценок, то они раскрываются у доски, не бояться отвечать, так как на помощь всегда придет учитель или ученик - консультант.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:

  1. урок-игра
  2. урок-спектакль
  3. урок-путешествие
  4. урок-детектив
  5. урок-сказка
  6. урок-силовое многоборье
  7. урок-концерт
  8. урок-картина

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.    

Наиболее результативной  формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся являются зачеты в форме деловой игры в парах сменного состава. Зачеты такого вида проводятся и по теории и по практической части, но обязательно должны быть творческие задания и задания разного уровня Каждый ученик получает зачет – ведь он трудился целый урок

В  зависимости от количества учащихся в классе  зачеты проводятся по 10 карточкам или по 20 карточкам. Учащимся зачеты такого вида больше нравятся, чем обычные зачеты по карточкам. Сейчас аттестация учащихся проводится  тестированием. Эта методика дает возможность подготовить учащихся к тестированию.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  ДЕЛОВОЙ  ИГРЫ-ЗАЧЕТА. 

РЕГЛАМЕНТ ИГРЫ:  1) ввод в игру, определение темы;  

                                      2) работа в парах сменного состава; 

                                      3) подведение итогов. 

ЗАПРЕТЫ   в  ИГРЕ: 1) нельзя вступать в спор с куратором;   

                                    2) нельзя нарушать регламент игры; 

                                    3) нельзя быть пассивным. 

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  

В  ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА:  

1)получи карточку, установи очередность, правильно заполни карточку учета;

Информация о работе Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке