Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Файлы: 1 файл

Priemy refleksii.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

Письменная  рефлексия:

Однако, большинство  ученых-психологов и педагогов, в  том числе Ф.Кортахен, отмечают, что  наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:

  • Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.
  • Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
  • Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
  • Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
  • Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
  • Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm & Adams, 1991).

 

Приемы:

  1. Закончи предложение (Письменное интервью)

Цель: подведение итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

 

 

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для  жизни…

мне захотелось…

 

 

  1. Анкета самоанализа

Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Вариант  1.

 

    • На уроке я работал
    • Своей работой на уроке я
    • Урок для меня показался
    • За урок я
    • Мое настроение
    • Материал урока мне был
    • Домашнее задание

 

 

 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало  хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

 

 

Для оценивания учащимися своей активности и  качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил  по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил  по просьбе учителя, ответ правильный

«| »  - ответил  по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил  по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

 

Вариант 2.

"Каким  было общение на уроке?.

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

 

Вариант 3.

 

 

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел  к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего  удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием  то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке…

 

Сегодня на уроке я:

- научился

- было интересно

- было трудно

Чему вы научились  на занятии?

Какие задания  вам понравились больше всего?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

 

Урок

-заставил задуматься…

-навёл меня  на размышления…

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё  надо поработать?

 

Своей работой на уроке я:

- доволен

- не совсем  доволен,

Я недоволен, потому что…

Я выбрал эти  задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся  больше остальных;

- я чувствую, что справлюсь с ними пока  хуже, чем с другими заданиями

-они легче остальных  заданий.

 

 

  1. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)

Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

  1. «Комплимент»

Цель оценить свою активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

 

 

  1.  «Поездок». (http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200702105)

Цель: оценка содержания урока

Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

 

 

  1. оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:


  1. ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
  2. ответил по просьбе учителя,  ответ  правильный
  3. ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
  4. ответил по своей инициативе, ответ правильный
  5. не ответил

  

  1. “Украсть торт”. //http://gotovie-uroki.narod.ru/matematika/urok12.htm

Я доволен своей  работой на уроке — красный  цвет.

Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

 

  1. «Поляна» http://pedsovet.org/forum/topic7273.html

Цель: оценить содержание этапов урока

Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

 

  1. Графическая рефлексия

Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию

Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

- понравилось выполнять                              - было трудно


- не очень понравилось                                - не очень было трудно


- не понравилось вообще                              - не трудно


 

 

  1. Самопроверка

Цель:  развитие оценочной деятельности одноклассников

Содержание: Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.

 

  1. Мини эссе

Цель: выявление самооценки детей

Содержание. Детям предлагается расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка. Почему я получил такую оценку?

 

  1. Оценочная лесенка

Цель: развитие умений критериального оценивания

Содержание: Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны Поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

 

  1. Определи критерий

Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.

Содержание: Детям предлагается перед началом работы определить критерии по которым будет выставляется оценка. А по завершении работы поставить себе оценку прокомментировав почему? опираясь на критерии.

 

  1. Рефлексия урока-игры

Цель:  самоанализ успехов и неудач исключительно внутренними причинами школьника.

Содержание:  Написание текста: «Моя рефлексия урока- игры»:

  • Что мне удалось на сегодняшнем уроке-игре?
  • Мои ошибки?
  • Какие причины стоят за этим?
  • Что мне требуется понять, осмыслить, чтобы не повторять эти же ошибки на следующих уроках?

 

  1. http://festival.1september.ru/articles/529091/ - Онапа Татьяна Александровна, учитель информатики как вариант рефлексии представила авторские программные разработки (в среде Delphi) «Смайлики.ехе» и «Интерактивное голосование.ехе» (Приложение1 и Приложение2 соотв.). Эти программы предназначены для проведения рефлексивного момента и подразумевают использование на уроке проектора и экрана, либо интерактивной доски.

Информация о работе Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе