Организация социальной работы по подготовке осужденных к освобождению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Цель - раскрыть содержание подготовки осужденных и освободившихся из мест лишения свободы к постпенитенциарной адаптации.
Гипотеза нашей работы предполагает, если с осужденными и освободившимися из мест лишения свободы вести комплексную работу в исправительном учреждении и после освобождения, то постпенитенциарная адаптация пройдет быстрее и эффективней.

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
1.Теоретические основы социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы_________________
2.Комплекс мер подготовки осужденных к освобождению_______
3.Опыт реализации технологии регулирования постпенитенциарной адаптации в России – стр. 17
Заключение – стр. 21
Используемая литература – стр. 23

Файлы: 1 файл

Социальная работа 1.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)




АКАДЕМИЯ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ

Факультет управления

Кафедра управления органами и учреждениями УИС

 

 

 

 

 

 

 

  «Организация психологической  и социальной работы в УИС» 

контрольная работа

          по теме: Организация социальной работы по подготовке

                             осужденных  к освобождению.

 

 

 

 

 

 

                            Исполнил: слушатель факультета

                                                           управления (специальность

                                                        061000 – государственное и  

                                                        муниципальное управление)

                                                    майор вн. службы

                                                                          Д.П. Филлипов

 

 

 

 

Рязань 2006 год.

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение_________________________________________________3

1.Теоретические основы социальной  работы с осужденными, освобождающимися  из мест лишения свободы_________________

2.Комплекс мер подготовки  осужденных к освобождению_______

3.Опыт реализации технологии  регулирования постпенитенциарной  адаптации в России – стр. 17

Заключение – стр. 21

Используемая литература – стр. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В настоящее время в России наблюдается высокий рост преступности. Этому способствуют ухудшившиеся условия жизни населения, межнациональные конфликты и социальная напряженность в стране. Это обусловливает создание и развитие системы механизмов социальной защиты разных категорий населения, в том числе осужденных.

     Наш выдающийся ученный  – пенитенциарист Николай Алексеевич  Стручков говорил: “Гуманизм  по отношению к преступнику  не блажь, а императив обновляющего общества”. Этот тезис в наше время взят на вооружение. Сегодня в воспитательной, психологической и социальной работе с осужденными большое внимание уделяется использованию потенциала общественных и религиозных организаций, положительному влиянию родственников на осужденных, восстановлению социально полезных связей. Осужденным предоставлены дополнительные возможности для повышения образовательного уровня, в том числе и получения высшего образования, освоения новых профессий с учетом потребностей рыночной экономики.

     Дальнейшее совершенствование  воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными и повышение эффективности управления воспитательным процессом является стержневым направлением проводимой в нашей стране реформы уголовно-исполнительной системы (УИС). Решаемые в ходе реформирования УИС задачи связаны, прежде всего, с выработкой мер, обеспечивающих достижение главной цели наказания - исправления осужденных, с приведением системы в соответствие с общепринятыми международным стандартами и правилами обращения с осужденными.

     Почти во всех пенитенциарных учреждениях РФ ведется работа по подготовке осужденных к освобождению. В некоторых субъектах РФ действуют региональные программы постпенитенциарной адаптации бывших осужденных, открыто несколько центров постпенитенциарной адаптации и все же обстановка по стране в целом продолжает оставаться неудовлетворительной. В таких условиях четко обозначилась проблема социальной адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Обосновано это тем, что за время своей изоляции от общества, в течение даже небольшого срока, осужденные, оторванные от окружающего мира и не представляющие, что в нем происходит, не могут сразу включиться в общественную жизнь со всеми ее преобразованиями, а также не в состоянии жить и функционировать как полноценные граждане общества. Из - за этого они вновь идут на преступление, ухудшая тем самым криминальную ситуацию в государстве. Ежегодно из мест лишения свободы в РФ освобождается примерно 200 тысяч человек. Около 60 % из них за время отбывания наказания лишаются жилья, прописки, родственных связей, семей. Неудовлетворенность жизнью, необеспеченность бывших осужденных приводит вновь к совершению преступлений.

     Объектом нашего исследования  является социальная работа с  осужденными и освободившимися из мест лишения свободы.

     Предмет исследования - подготовка осужденных и освободившихся  из мест лишения свободы к  постпенитенциарной адаптации.

     Цель - раскрыть содержание  подготовки осужденных и освободившихся из мест лишения свободы к постпенитенциарной адаптации.

     Гипотеза нашей работы  предполагает, если с осужденными  и освободившимися из мест лишения свободы вести комплексную работу в исправительном учреждении и после освобождения, то постпенитенциарная адаптация пройдет быстрее и эффективней.

     Практическая значимость данной работы заключается в том, что:

-   материалы работы могут  быть использованы при разработке  методического пособия в помощь учреждениям и организациям, занимающимся     пенитенциарной     и постпенитенциарной адаптацией;

-   материалы работы могут быть использованы при создании учреждений социальной адаптации освободившихся осужденных;

-   теоретические положения,  выводы и материал данной работы  могут быть использованы в  организации системной помощи  бывшим осужденным в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

 

1. Теоретические  основы социальной работы с  осужденными, освобождающимися из  мест лишения свободы

     Понятие  "пенитенциарная" происходит от  латинского роеntentia - раскаяние. Исправительные учреждения являются органами государства, входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение наказания в виде лишения свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, также обеспечивает правопорядок и законность в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.

     Содержание  уголовного наказания неразрывно  связано с социальными условиями  и их изменениями. По своему содержанию наказание причиняет осужденному определенных ограничений, страданий. Следовательно, всякое наказание представляет кару за преступление, совершенное  лицом, признанным виновным. 

     Многие  теоретики видели в наказании  меру воспитания, применяемою с тем, чтобы сделать из преступника добропорядочного члена общества. Эта цель, приводившая как единственное оправдание всякого наказания, понималась в двух смыслах: 1) религиозно-нравственное, моральное перерождение наказываемого; 2) юридическое исправление, социальное его перевоспитание.

      Сущность  исправления близка по значению  понятию “ресоциализация осужденных”.  Ресоциализация - или социальная  реабилитация осужденных - это процесс  восстановления утраченных или  ослабленных в результате отбывания уголовного наказания (изоляции) социальных связей, функций и статуса личности; это усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам поведения. Для достижения этой цели нужно, чтобы осужденный осознал необходимость собственного исправления и сам действовал в соответствии с подобной установкой.

     В системе  пенитенциарных учреждений РФ  находится около 740 исправительных колоний, 61 воспитательная колония, 179 тюрем и 184 следственных изоляторов.

     Социально-демографическая  характеристика осужденных предполагает    их    классификацию    по    полу,    возрасту, семейному    положению,    трудоспособности    и    состоянию здоровья, образованию, роду занятий до осуждения. Таким   образом,   осужденные   могут   рассматривать      как особая категория социальной работы.

     При освобождении  многие трудности, преследовавшие  осужденного, в местах лишения  свободы, остаются, но к ним  добавляются и ряд новых трудностей и проблем. С которыми самостоятельно освободившийся справиться не в состоянии.

     Поэтому,  лица, освобождающиеся из мест  лишения свободы, также являются категорией нуждающихся в социальной помощи.

     В связи  с тем, что указанные категории  связаны друг с другом, (люди, составляющие одну категорию осужденных переходят в другую категорию) имеют общие или взаимосвязанные проблемы, причем социально-защищенного сектора.

Содержание   социальной   работы   в исправительном учреждении (в том числе по решению проблем постпенитенциарной адаптации).

     Приоритетными  задачами пенитенциарных учреждений наряду с содержанием, осуждением являются вопросы их реабилитации и ресоциализации на всех этапах отбывания наказания и после освобождения. “Цели исправительного воздействия на осужденных, - подчеркивается в первой части Европейских пенитенциарных правил, - состоят в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство, и в той степени, в какой позволяет срок заключения, способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в обществе, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения”.

     Теоретические  исследования и практический  опыт убеждают в том, что произошедшие в процессе отбывания наказания в ИУ положительные личностные перемены, сформированная положительная установка осужденных на право послушный образ жизни крайне редко выдерживают “экзамен на прочность”, сталкиваясь после освобождения с равнодушием государственных и общественных структур, деформирующим влиянием неблагоприятного социального микроокружения. Отсутствием возможности для удовлетворения естественных потребностей.

     Осужденным  необходимы квалифицированная профессиональная  помощь и формирование у них готовности к разрешению большого объема сложных социальных проблем.

     Осужденные  относятся к одной из социально  уязвимых, неблагополучных и незащищенных категории населения. Их социальный статус в процессе отбывания наказания существенно понижается. Здоровье и трудоспособность ухудшается, позитивные связи разрушаются. 27,6% осужденных прогнозируют трудности после освобождения, при этом их удельный вес в воспитательных колониях (ВК) и исправительных колониях (ИК) для женщин составляет 34,2% и40,25, а каждый третий не определился с ответом на данный вопрос. Почти половина нуждающихся в помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения таковой не получают.

Финансовое положение  самих осужденных не позволяет им решать свои проблемы самостоятельно: 93,6% из них либо вовсе не имеют на лицевых счетах средств, либо имеют до 200 рублей.

То есть, следствием социального  неблагополучия российских граждан, лишенных свободы, является низкая результативность их исправления, ресоциализации и социальной адаптации после освобождения, что создает предпосылки для рецидивной преступности.

     Минимальные стандартные  правила обращения с осужденными  и их европейский аналог прямо  предписывает, что для разрешения  социальных проблем подопечных, штаты учреждений и органов, исполняющих наказания, “должны включать достаточное число специалистов, таких, как психиатры, психологи, социальные работники” (правила 49 и 57.1).

    

Социальная работа с  осужденными в ИК проводится в  трех основных формах:

- социальная защита – система общих мер, осуществляемых администрацией ИУ, представителями различных государственных органов, общественных и иных организаций по обеспечению предусмотренных законом прав, свобод и интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы;

- социальная поддержка – специальная  система мер, направленная на  подкрепление, сохранение либо восстановление  условий жизнедеятельности, “слабых”  лиц и групп, испытывающих вследствие  слабости отличные от других нужды, затрудняющие их нормальное существование;

- социальная помощь – система  разносторонних социальных мер  в виде содействия, поддержки,  консультирования, иных услуг, оказываемых  службой социальной работы с осужденными и их группам для преодоления или смягчения жизненных трудностей в процессе исправления и ресоциализации.

Специфика исполнения наказания предполагает изоляцию, а прекращение отбывания наказания ставит задачу подготовки осужденных к жизни в условиях полной свободы. Практика показывает, что процесс этот довольно сложный, нуждающийся в определенном управлении.

     Анализируя проблему  адаптации отбывших лишение свободы,  И.В. Шмаров высказал мнение  о том, что социальная адаптация  представляет собой не только процесс приспособления к новой социальной среде после освобождения, освоения новых социальных ролей и функций свободных членов общества, но и “процесс исправления и перевоспитания осужденных во время отбывания наказания, поскольку он является в конечном итоге процессом их нравственной, психологической, социальной и организационной подготовки к жизни на свободе”. Сформулированное автором понимание социальной адаптации позволило разделить ее на два этапа – в местах лишения свобод и по выходе на свободу. Поэтому в ИУ осуществляется, по нашему мнению, деятельность по созданию предпосылок успешности вхождения в нормальную колею жизни после освобождения.

Информация о работе Организация социальной работы по подготовке осужденных к освобождению