Организация социальной работы по подготовке осужденных к освобождению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Цель - раскрыть содержание подготовки осужденных и освободившихся из мест лишения свободы к постпенитенциарной адаптации.
Гипотеза нашей работы предполагает, если с осужденными и освободившимися из мест лишения свободы вести комплексную работу в исправительном учреждении и после освобождения, то постпенитенциарная адаптация пройдет быстрее и эффективней.

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
1.Теоретические основы социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы_________________
2.Комплекс мер подготовки осужденных к освобождению_______
3.Опыт реализации технологии регулирования постпенитенциарной адаптации в России – стр. 17
Заключение – стр. 21
Используемая литература – стр. 23

Файлы: 1 файл

Социальная работа 1.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Комплекс мер подготовки  осужденных к освобождению.

 

     Подготовка к освобождению  предполагает проведение целого  комплекса мероприятий в ИУ. Основными из них являются коллективные и индивидуальные мероприятия.

     Коллективные мероприятия  представляют собой лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, работа школ по подготовке осужденных к освобождению, содержание и тематика которых нацелены на облегчение им перехода к предстоящим условиям жизни и представляет собой разрешение вопросов, которые могут встать перед всеми освобождаемыми или некоторыми их категориями. Большое место в коллективных мероприятиях должно отводиться показу перспективы жизненных планов, предостережению о возможных трудностях объективного и субъективного порядка и выработке установки готовности к их преодолению.

     В проведении  коллективных мероприятий большое  распространение имеет наглядная  агитация, подборки специальной  литературы по определенной тематике, письма бывших осужденных, успешно прошедших период адаптации после освобождения. Эти формы проведения коллективных мероприятий позволяют освобождаемым самостоятельно ознакомиться с возможными путями разрешения проблем, которые могут возникнуть перед ними.

     В рамках  деятельности по подготовке к  освобождению осужденным сообщаются  разные сведения правового характера,  т.е. осуществляется правовая подготовка.

     Потребность  в ней объясняется тем, что  все освобождаемые должны знать  порядок прописки, поступления на работу, требуемые для этого документы и т.п., т.е. иметь элементарные представления о том, в какой орган следует обратиться за разрешением того или иного вопроса, знать установленный порядок обращения с жалобами и заявлениями в государственные и общественные учреждения либо организации. Наличие минимума правовых знаний, конечно, не является гарантией требуемого поведения, своевременности решения возникающих вопросов, но это - одна из положительных предпосылок.

Необходимые правовые знания освобождаемые могут получить и самостоятельно путем обращения к имеющимся в библиотеках, центрах или отрядах подборкам нормативных материалов, популярных изданий из серий “Беседы о российском законодательстве”, “Основы правовых знаний” и др.

     Индивидуальные мероприятия позволяют оказывать содействие конкретному освобождаемому в трудовом и бытовом устройстве с учетом имеющихся у него планов и степени их реальности, его характеристики, наличия семьи или родственников, перспектив выбора места жительства и пр.

     Основное  назначение индивидуальной работы  состоит в том, чтобы каждый  осужденный четко знал, где он  будет жить и работать после  освобождения. Для этого выясняются намерения освобождаемого, имеющиеся реальные возможности и т.п. Исправительное учреждение, при всей отлаженности работы по подготовке осужденных к освобождению, не в состоянии полностью решить вопросы трудового и бытового устройства. Его компетенция ограничивается достижением предварительной договоренности об этом. В этих целях по месту предполагаемого жительства освобождаемого делаются в обязательном порядке соответствующие обращения. В конечном итоге ИУ являются посредниками в достижении договоренности о конкретных путях нормализации жизни между освобождаемыми, с одной стороны, и местными органами власти, которым адресован положения действующего законодательства о необходимости оказания помощи, с другой.

     Государство,  идя на изоляцию своего гражданина, должна быть, озабочено его будущностью после отбывания наказания и возвращением в нормальное сообщество, в естественные для человека условия свободы. В этом, думается, проявляется не столько правовая, сколько гуманистическая миссия государства, осознающего не только необходимость в предусмотренных законом случаев и рамках изоляции, но и ее последствия.

     Можно сказать,  не умоляя роли местных органов  власти, их возможностей в оказании  содействия в нормализации жизни  лиц, отбывших наказания, что  обращение за помощью к ним  не приводит к желаемым результатам. Следствием подобного положения является крайне низкая результативность достигаемой в период подготовки осужденного к освобождению предварительной договоренности о его трудовом и бытовом устройстве.

     Известно, что социально полезные связи  с вешним миром положительно влияют на психику осужденного, способствуют преодолению его отчуждения и дезадаптации, снижает уровень тревожности, делают более восприимчивым. Исполнительным законом предусмотрены различные формы реализации социально полезных связей осужденных, в том числе: проживание осужденного-поселенца со своей семьей вне колонии; предоставление осужденным краткосрочных и длительных свиданий; получение и отправление писем родственникам; получение передач, посылок и бандеролей; совместное проживание женщин с детьми до достижения ими трехлетнего возраста вне колонии; телефонные переговоры и оправление телеграмм и т.п.

     Помимо  закрепленных в законе форм  социально полезных связей существуют и иные, такие как чтение книг, газет и журналов, просмотр телепередач и кинофильмов, учеба, общение со служителями культа и т.п. Все эти формы общения с внешним миром способны снизить негативный эффект нахождения человека в изоляции с определенным режимом, ограничивающим естественные индивидуальные и общечеловеческие потребности. Известно, что среда ИУ с ее однополой структурой отрицательно сказывается на психологическом состоянии человека, деформирует его психику, в результате чего возникают чувство собственной неполноценности, депрессия, необоснованные страхи, ощущения ненужности, выброшенности и тревожности. Все это способствует формированию психозов, нередко протекающих в тяжелых формах.

     Структура  социальных связей на протяжении  срока отбывания наказания может меняться. Общая же тенденция такова: - связи, установленные в колонии, приобретают все более постоянный характер по сравнению с теми, которые остались на свободе. Следовательно, объектом постоянных связей в большинстве случаев становятся администрация колонии и сообщество осужденных, а временных – родственники, знакомые, друзья и т.д. Но это не значит, что второе менее значимы, чем первые. Очень часто бывает наоборот. Естественно, характер изменения структуры постоянных и временных социальных связей зависит от срока наказания и особенностей личности осужденного. Поэтому целесообразно говорить не о временных и постоянных связях, а об устойчивых и неустойчивых.

     Таким образом,  важное значение для успешной  постпенитенциарной адаптации играют  факторы, определяющие положительную  установку личности, ее свойства, привычки, устремления. Только в своей совокупности положительное воздействие трудового коллектива, семьи и родственников, ближайшего социального окружения, осуществление строго социального контроля за его поведением в быту и на производстве могут дать положительные результаты.

     Нужно очень четко понимать, что для успешной постпенитенциарной адаптации необходима непрерывная работа с самого первого дня пребывания в исправительном учреждении до того периода, когда осужденный уже на свободе. В пенитенциарном учреждении эту трудную, ответственную работу берет на себя социальный работник.

 

3. Опыт реализации  технологии регулирования постпенитенциарной  адаптации в России

 

     Практически   во   всех   исправительных   учреждениях   РФ существуют Школы подготовки осужденных к освобождению. "Школы    освобождения"    созданы    с    целью    облегчения осужденным    перехода    из    условий    жизни    в    микросреде исправительного учреждения к жизни в свободном обществе, что позволит снизить количество преступлений, совершаемых бывшими осужденными. Основные мероприятия, проводимые Школой - коллективные и индивидуальные. Коллективные представляют собой лекции, беседы, в том числе с родственниками, вечера вопросов и ответов при участии сотрудников исправительного учреждения, работников суда, прокуратуры, центров занятости и т. п. Содержание и тематика мероприятий представляют собой разрешение вопросов, которые могут стоять перед освобождаемыми. Большое место, как правило, отводится показу перспективы жизненных планов, предостережению о возможных трудностях объективного и субъективного порядка и выработке установки готовности к их преодолению на основе наглядной агитации, подборки специальной литературы, писем бывших осужденных, успешно прошедших период адаптации после освобождения.

     Также в рамках деятельности Школ осужденным сообщаются различные сведения правового характера. Таким образом, осуществляется правовая подготовка, которая дает возможность осужденным получить элементарные знания об оформлении необходимых документов при решении жилищных проблем, проблем трудоустройства и т. д. Правовые знания осужденные получают и самостоятельно, пользуясь литературой библиотек, находящихся на территории исправительного учреждения.

     В ходе  коллективной работы осужденным  сообщаются сведения, представляющие интерес для всех. Вопросы же, интересующие какого - то отдельного осужденного, решаются в процессе индивидуальных занятий. Они позволяют оказывать содействие освобожденному в трудовом и бытовом устройстве с учетом имеющихся у него планов и степени их реальности, его характеристики, наличия семей или родственников, перспектив выбора места жительства.

     Подготовка  в Школе, как правило, начинается  за шесть месяцев до окончания  срока наказания. Сотрудники социальных  служб привлекают к работе Школы наиболее подготовленных работников учреждения.

     Учебные  группы формируются везде по-разному,  но в основном от 10 до 30 человек.  Занятия проводятся один раз  в неделю по заранее утвержденной программе. Занятия включают в себя темы по трем направлениям: нравственное, правовое и психолого-педагогическое. Значение психологической подготовки особенно важно, поэтому группа тесно взаимодействует с психологами. Психологи ведут работу с осужденными, начиная ее с их прибытия и заканчивая занятиями в Школе.

     На первом этапе изучается личность осужденного, степень его социальной защищенности, составляются индивидуальные программы согласно типу, поведению личности. Следующий этап включает изучение перспективных планов осужденного на будущее его личности по формированию нравственных убеждений, эмоциональных и волевых свойств. Завершающим этапом является подготовка к жизни на свободе в связи с предстоящим освобождением, анализ проведенной работы. Проводимая группой по социальной защите совместно с психологом коррекционная работа согласно индивидуальным программам, позволяет укрепить положительные качества осужденного, которые, несомненно, приходится ему на свободе, облегчат адаптацию после освобождения, помогут самостоятельно    решать    возникающие    проблемы,    как    в исправительном учреждении, так и после отбытия наказания.

     С готовящимися  на свободу осужденными в Школе  проводится цикл занятий в  форме тренингов, деловых игр,  тестирования с целью адаптации  к различной среде, выявления  профессиональной пригодности, где осужденные учатся разрешать конкретные ситуации, возникающие при поиске работы. Проводятся и лекции, которые позволяют осужденным получать информацию различного характера.

Примерные вопросы, выносимые  для обсуждения на занятиях Школы, касаются следующего: порядок подготовки к освобождению из учреждения; алкоголизм и болезни; вопросы регистрации по месту жительства; восстановление утраченных документов; прием на работу и увольнение с нее; имущественные        отношения        супругов;       пенсионное обеспечение;   социальная   помощь;   воспитание   детей   и   так далее.

     Сотрудники  служб, выявляя лиц, нуждающихся  в трудовом и бытовом устройстве, готовят запросы в органы внутренних  дел и центры занятости, контролируют  поступление ответов от них. По просьбам инвалидов первой и второй групп и лиц престарелого возраста принимают меры к направлению их в дома инвалидов и престарелых непосредственно после освобождения.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В наше  нестабильное время совершается огромное количество преступлений, одной из причин которых является неустроенности в жизни. Особенно это касается граждан, вышедших из мест лишения свободы, которых на сегодняшний день освобождается по России десятки тысяч. Неприятие и даже призрение к ним со стороны общества ведет к тому, что освобожденные не становятся полноценными гражданами и вновь совершают преступления.     Поэтому, проблема постпенитенциарной адаптации освободившихся из мест лишения свободы является очень актуальной.

     Подводя  итог вышеизложенному, можно отметить, что процесс подготовки к освобождению осужденных граждан очень длительный и сложный, требующий от сотрудников исправительного учреждения больших усилий и знаний при работе со спецконтингентом. Социальные службы в пенитенциарных учреждениях, осуществляющие свою деятельность с осужденными и организуя работу Школы, в силах справиться с этой нелегкой задачей - подготовкой осужденных к освобождению. Хотя для более эффективной работы требуется принятие дополнительных нормативно -правовой документации, касающихся социальной работы в пенитенциарной системе, которые еще более четко определят осуществление деятельности специалиста по социальной работе в непосредственном взаимодействии с психологами, воспитателями, начальниками отрядов, медицинскими работниками, представителями производственных, финансово - экономических служб, учителями, координируя деятельность всех работников по социальной защите осужденных.

     Вся это  трудоемкая    работа должна  вестись не только в стенах исправительного учреждения, но и за ее пределами, то - есть после освобождения осужденного.

Информация о работе Организация социальной работы по подготовке осужденных к освобождению