Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:02, творческая работа
Цель лекции:
Учебная цель – изучить теорические основы организации содержания курса психологии
Воспитательная цель – овладение навыками построения учебной программы в рамках психологических дисциплин.
Тема:
Организация содержания
курса психологии
Выполнили: Трифонов Даниил
Давыдов Антон
Сушицкая Виктория
Цель лекции:
Рекомендуемая литература:
Основные вопросы:
I. Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом
Наука определяется:
1. Как деятельность по производству знаний
2. Как форма систематизации знаний
Учебный предмет определяется:
1. Как система знаний
2. Как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний
По определению В. И. Гинецинского:
Учебный предмет, представляет
собой «дидактически
Согласно традициям средневековых университетов, научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом.
В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисциплины.
Но лишь в XXв. происходит разграничение представлений о психологии как учебной и научной дисциплинах
При определении структуры и содержания учебных дисциплин возникают следующие вопросы:
Таким образом, научная дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это система знаний, ориентированная на обучающихся.
В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.
II. Общая
характеристика систем психологических
знаний и особенности организации разделов
При разработке выше названых компонентов учебной дисциплины учитываются следующие факторы:
Психология накопила
огромное количество научных знаний,
систематизировать которые
Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:
Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на основании более чем одного из перечисленных критериев.
В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология
К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:
К отраслям прикладной психологии относятся:
Все учебные психологические дисциплины могут быть условно разделены на три группы:
Факторы, от которых
зависит, стоит ли включать научную
отрасль в число учебных
Традиционно в учебный
план ВУЗов включаются те дисциплины,
которые имеют определённые традиции
преподавания и принципы организации
разделов. Они схожи во многих странах.
Учебные психологические
III Задачи конструирования
предметного содержания учебного курса
в соответствии с психологическими требованиями
к типам ориентировки в усваиваемой деятельности
Наша первейшая задача – дать в руки ориентировочную основу действия – вручить обучающемуся тот инструмент, который поможет ему на пути развития.
П.Я.Гальперин
Гальперин выделил три типа ориентировочной основы действия, каждый из которых создает условия для формирования умений и навыков:
Неполная ориентировочная основа деятельности - обучаемому выдается образец выполнения действия (как делать) и его конечный продукт (что делать), но по существу нет указаний о правильности выполнения действия.
Действие, формируемое на такой ориентировочной основе, складывается по принципу проб и ошибок. Эмпирически приспосабливается к правильности лишь конечного результата. В действие включены лишние операции, результат неустойчив. Само действие плохо переносится в измененные условия, не имеет обобщенности;
Ориентировочная основа действий полная для отдельных образцов - добавляются указания о правильности выполнения действия, осуществляется анализ материала в части его соответствия выполняемому действию.
При этом пробы и ошибки в обучении являются уже случайными.
Операции формируемого действия отнесены к условиям, в намеченном объеме обобщены. Результат действия стабилен, перенос в новые условия налажен, однако знания, формируемые на этой ориентировочной основе, являются эмпирическими, т.е. в них нет отделения случайного, ситуативного от закономерного, существенного. В знаниях нет действительной понятийности;
Полная ориентировочная основа деятельности - осуществляется планомерное обучение анализу новых заданий, выделение опорных точек и условий их правильного выполнения.
Эта ориентировка на основные единицы материала, на единицы действия и на законы их сочетания, на методы выделения того и другого. Учащиеся самостоятельно строят ориентировочную основу будущего действия. При этом условии действие формируется гибким, оно полностью переносится, поскольку сами условия формирования разумны для учащихся, т.е. раскрываются в своем внутреннем строении. Знания устойчивы и понятийны. Формируется опосредованный теоретический подход к вещам, и общие результаты обучения не зависят по существу от предшествующих индивидуальных умений учащихся.
Учебная дисциплина включает в себя два компонента:
Проектируемые в системе Эльконина—Давыдова характеристики результатов обучения включают в себя следующие показатели:
Уровень сформированности учебной деятельности
Уровень интеллектуального развития учащихся