Организация содержания курса психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:02, творческая работа

Описание работы

Цель лекции:
Учебная цель – изучить теорические основы организации содержания курса психологии
Воспитательная цель – овладение навыками построения учебной программы в рамках психологических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Организация курса психологии.pptx

— 401.84 Кб (Скачать файл)

Тема:  
Организация содержания курса психологии

 

Выполнили: Трифонов Даниил

                     Давыдов Антон

                     Сушицкая Виктория

Цель  лекции:

    1. Учебная цель – изучить теорические основы организации содержания курса психологии
    2. Воспитательная цель – овладение навыками построения учебной программы в рамках психологических дисциплин.

   

Рекомендуемая литература:

 

    • Б. Ц. Бадмаев. Методика преподавания психологии.
    • Карандашев В.Н., Методика преподавания психологии
    • Ляудис. Методика преподавания психологии.

Основные  вопросы:

    1. Отношения между предметом психологии как науки и учебным вопросом
    2. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой деятельности
    3. Пути решения этой задачи. А) конструирование концепции учебного курса в отношении парадигмы науки Б)Выделение исходных единиц формируемой деятельности
    4. Смыслополагание и мотивация в курсе психологии
    5. Общая характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов.
    6. Приемы реализации дидактических принципов научности (историчности), доступности, систематичности, последовательности, полноты.

I. Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом

 

Наука определяется:

1. Как деятельность по производству знаний

2. Как форма систематизации знаний

 

Учебный предмет  определяется:

1. Как система знаний

2. Как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний

По определению В. И. Гинецинского:

Учебный предмет, представляет собой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины»

 

Согласно традициям  средневековых университетов, науч­ные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом.

В Новое время  начался процесс разведения понятий  научной и учебной дисци­плины.

Но лишь в XXв. происходит разграничение представлений о психологии как учебной и научной дисциплинах

При определении  структуры и содержания учебных  дисциплин возникают следующие  вопросы:

    • Должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли науки?
    • В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от психологии как науки?
    • В какой мере и каким образом в учебных программах по психологии должен отражаться накопленный фонд психологических знаний?
    • Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учеб­ную программу?

 

Таким образом, научная  дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это  система знаний, ориентированная  на обучающихся.

 

В связи  с этим важно отметить, что структура  научных и учебных дисциплин  может совпадать, а может и  не совпадать.

 

II. Общая характеристика систем психологических знаний и особенности организации разделов  

При разработке выше названых компонентов учебной дисциплины учитываются сле­дующие факторы:

    1. Сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины;
    2. Приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции;
    3. Уровень, тип и цели образовательной программы;
    4. Интересы обучающихся;
    5. Знания и способности обучающихся;
    6. Формы и функции активности обучающихся;
    7. Существующий фонд дидактических материалов.

 

Психология накопила огромное количество научных знаний, систематизировать которые помогает преподавание психологии.

Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

      1. Предмет, с которым они связаны;
      2. Связи с другими отраслями знания;
      3. Общие или частные проблемы, которые они изучают;
      4. Методы, которые они используют.

 

Некоторые отрасли  психологии или области исследований выделяются на основании более чем  одного из перечисленных критериев.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология

 

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

    • Общая психология;
    • Психология личности;
    • Дифференциальная психология;
    • Психофизиология;
    • Нейропсихология;
    • Социальная психология;
    • Психология развития;
    • Психология аномального развития (или специальная психология);
    • Сравнительная психология и зоопсихология.

 

К отрас­лям прикладной психологии относятся:

 

    • педагогическая психология;
    • медицинская психология;
    • психология искусства;
    • психология религии;
    • психология семьи
    • юридическая психология;
    • экономическая психология;
    • психология труда;
    • политическая психология;
    • психология спорта;

Все учебные психологические  дисциплины могут быть условно разделены  на три группы:

    1. Предметно-центрированные, к которым относятся: а) фундаментальные (об­щая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, пси­хология развития и др.) и б) прикладные (клиническая, педагогическая психо­логия, психология труда и др.).
    2. Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи.
    3. Методологически-центрированные, к которым относятся экспериментальная психология, математическая статистика, психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия.

 

Факторы, от которых  зависит, стоит ли включать научную  отрасль в число учебных дисциплин:

    1. Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире
    2. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисцип­лины для психологического образования
    3. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисципли­нам
    4. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной про­граммы
    5. Методическая оснащенность соответствующей дисциплины

Традиционно в учебный  план ВУЗов включаются те дисциплины, которые имеют определённые традиции преподавания и принципы организации  разделов. Они схожи во многих странах. Учебные психологические дисциплины делятся на ориентированные на предмет, на проблему и на определённую методологию 

III Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой деятельности 
 

Наша первейшая  задача – дать в руки ориентировочную  основу действия – вручить обучающемуся тот инструмент, который поможет  ему на пути развития.

 П.Я.Гальперин

Гальперин выделил  три типа ориентировочной основы действия, каждый из которых создает условия для формирования умений и навыков:

 

Неполная ориентировочная основа деятельности - обучаемому выдается образец выполнения действия (как делать) и его конечный продукт (что делать), но по существу нет указаний о правильности выполнения действия.

Действие, формируемое на такой ориентировочной основе, складывается по принципу проб и ошибок. Эмпирически приспосабливается к правильности лишь конечного результата. В действие включены лишние операции, результат неустойчив. Само действие плохо переносится в измененные условия, не имеет обобщенности;

 

Ориентировочная основа действий полная для отдельных образцов - добавляются указания о правильности выполнения действия, осуществляется анализ материала в части его соответствия выполняемому действию.

    При этом пробы и ошибки в обучении являются уже случайными.

    Операции формируемого действия отнесены к условиям, в намеченном объеме обобщены. Результат действия стабилен, перенос в новые условия налажен, однако знания, формируемые на этой ориентировочной основе, являются эмпирическими, т.е. в них нет отделения случайного, ситуативного от закономерного, существенного. В знаниях нет действительной понятийности;

 

Полная ориентировочная основа деятельности  - осуществляется планомерное обучение анализу новых заданий, выделение опорных точек и условий их правильного выполнения.

    Эта ориентировка на основные единицы материала, на единицы действия и на законы их сочетания, на методы выделения того и другого. Учащиеся самостоятельно строят ориентировочную основу будущего действия. При этом условии действие формируется гибким, оно полностью переносится, поскольку сами условия формирования разумны для учащихся, т.е. раскрываются в своем внутреннем строении. Знания устойчивы и понятийны. Формируется опосредованный теоретический подход к вещам, и общие результаты обучения не зависят по существу от предшествующих индивидуальных умений учащихся.

 

Учебная дисциплина включает в себя два компонента:

    1. систему знаний;
    2. систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.

 

Проектируемые в  системе Эльконина—Давыдова характери­стики результатов обучения включают в себя следующие пока­затели:

    1. Уровень сформированности учебной деятельности
    2.  уровень интеллекту­ального развития учащихся
    3. особенности развития ученических коллективов и личности
    4. уровень умений и навыков к концу обучения

Уровень сформированности учебной деятельности

 

    • тип мотивации учебной деятельности
    • уровень развития познавательного интереса
    • особенности целеполагания или «приня­тия учебной задачи»
    • сформированность контроля и оценки своих возможностей учащимся
    • и т. д.

Уровень интеллекту­ального развития учащихся

 

    • Умение и способности к эмпириче­скому и теоретическому обобщению
    • Произвольная память
    • Не­произвольная память
    • Интеллектуальная рефлексия
    • Невербаль­ное воображение
    • и т. д.

Информация о работе Организация содержания курса психологии