Организация содержания курса психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:02, творческая работа

Описание работы

Цель лекции:
Учебная цель – изучить теорические основы организации содержания курса психологии
Воспитательная цель – овладение навыками построения учебной программы в рамках психологических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Организация курса психологии.pptx

— 401.84 Кб (Скачать файл)

Особенности развития ученических коллективов и личности

 

    • Уровень сплоченность класса
    • Степень выраженности опосредствующей роли совместной учебной деятельности в межличностных отно­шениях
    • Личностная рефлексия по тому, как склонны ученики оценивать причины успехов и неудач — возлагать ответственность на себя или на других.
    • Индивидуально-психологические особен­ности личности по эмоциональной устойчивости
    • Наличие или отсутствию аг­рессивности,
    • Наличие демонстративности в поведении
    • Наличие трудностей в общении
    • и т. д.

 

Уровень умений и навыков к концу обучения

 

    • Орфографиче­ские навыки
    • Грамматические умения,
    • Уровень развития математических способностей и умений
    • Вычислительный навык
    • и т. д.

 

 

Перед преподавателем психологии в вузе стоит первоочеред­ная  задача — формировать учебную  деятельность студента, или, говоря проще, научить его учиться психологии.

 

    • Важно понимать, что акцент делается не на сумму знаний, а на то, во что они воплотились — в какие умения, навыки, способности и другие качественные характери­стики личности. Ведь знания должны служить развитию лично­сти, а не быть самоцелью в обучении.

 

IV Конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки. 

 

Парадигма конструирует каркас, сетку категорий, понятий, концепций, аксиом науки. Именно "парадигма  устанавливает первичные отношения, в соответствии с которыми формулируются  аксиомы, определяются понятия, протекают  размышления и/или строятся теории. Она организует и порождает их рождение или возрождение" (Э. Морен).

    • Отбор фундаментальных категорий для правильных логических рассуждений и контроль за их использованием осуществляет парадигма. Поэтому парадигма должна изучаться в процессе образования. Парадигма как раз и может быть определена через выдвижение и отбор "главных понятий для мыслительных рассуждений".

Естественно-научная  парадигма

 

    • 1. Принцип опоры на эмпирические факты
    • 2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.
    • 3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестное посредством сведения к хорошо изученному. (!)
    • 4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.
    • 5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»
    • 6. Принцип независимой проверяемости. Предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

 

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие  критерии научности:

      • Интерсубъективность
      • Прогрессизм
      • Обоснованность
      • Критичность

IV Выделение исходных единиц формируемой деятельности 

 

    • В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены Сергеем Рубинштейном и Алексеем Леонтьевым

Формирование действия или мишени педагогического воздействия

 

1 - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями; 
2 - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или поведении инстинктивном. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют такие высшие функции, как память и мышление; 
3 - собственно инициация действия.

    • Каждое действие имеет свою психологическую структуру: 
      - цель действия; 
      - мотивы;  
      - операции; 
      - психические акты; 
      - конечный результат.

IV Смыслополагание и мотивация в курсе психологии. 

 

    • Информация требует особой систематизации для понимания и осознания учащимися. Информационная структура текста не должна быть перегружена терминами и содержать в себе сложных логико-грамматических конструкций. Простота подачи информации помноженная на харизму преподавателя залог формирования успешной мотивации на обучение.

Нужно ориентировать  на самого обучающегося и простраивать учебный материал в согласии с логикой восприятия знаний. Главное не колличество знаний, а их качество. Первейшая цель преподавателя -интеграция знаний по преподаваемому предмету в информационно-гностическое поле учащегося.

Преподавание психологии в ВУЗе

 

Первоочередная методи­ческая задача — это отбор теоретического материала, на кото­ром преподаватель будет акцентировать внимание студентов, приступая к изучению очередной проблемы, темы или нового раздела.

 

    • . Основные характеристики теоретических знаний, отличающие их от житейских, обыденных, а также знаний на­учных:                                                                                                       Первая из них состоит в том, что теоретические знания воз­никают не на основе внешнего наблюдения, а путем анализа ро­ли и функции некоторого особого внутреннего отношения внут­ри целостной системы, которое (отношение) служит вместе с тем генетически исходной основой всех проявлений данной сис­темы

 

    •   Вторая важная характеристика теоретического знания в том, что оно, возникая на основе анализа реально существующих внутренних связей и отношений предметов и явлений, а не внешне броских их свойств, открывает генетически исходное от­ношение целостной системы как ее всеобщее основание и сущ­ность

 

    • Третья характерная особенность теоретических знаний состо­ит в том, что они отражают внутренние отношения и связи предметов, недоступные непосредственному восприятию и представ­лению субъекта, т. е. выходят за пределы чувственного позна­ния.

 

    • В качестве четвертой особенности теоретических знаний, ко­торую нельзя не учитывать в преподавании науки, можно на­звать их связь с общественной практикой.

 

    • Важное условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, потому что теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь препо­давателя проявляется в форме его участия в коллективной дис­куссии по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объектив­ных фактов проявления психического.

 

    • Так-же одной из важнейших особенностей развивающего обучения — это ориентированность на конечный результат — на формиро­вание главных психологических новообразований, прежде все­го умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам.

 

Принципы  обучения психологии  

 

    • Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.
    • Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классич Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику еские принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия

 

    • Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.

 

    • Принцип научности , чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объек<span style=" font-family: 'Franklin Gothic Book', 'Arial'; font-size: 24pt; font-weight: nor

Информация о работе Организация содержания курса психологии