Особенности развития
ученических коллективов и личности
- Уровень сплоченность класса
- Степень выраженности опосредствующей роли совместной учебной деятельности в межличностных отношениях
- Личностная рефлексия по тому, как склонны ученики оценивать причины успехов и неудач — возлагать ответственность на себя или на других.
- Индивидуально-психологические особенности личности по эмоциональной устойчивости
- Наличие или отсутствию агрессивности,
- Наличие демонстративности в поведении
- Наличие трудностей в общении
- и т. д.
Уровень умений и навыков
к концу обучения
- Орфографические навыки
- Грамматические умения,
- Уровень развития математических способностей и умений
- Вычислительный навык
- и т. д.
Перед преподавателем
психологии в вузе стоит первоочередная
задача — формировать учебную
деятельность студента, или, говоря проще,
научить его учиться психологии.
- Важно понимать, что акцент делается не на сумму знаний, а на то, во что они воплотились — в какие умения, навыки, способности и другие качественные характеристики личности. Ведь знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении.
IV Конструирование
концепции учебного курса в отношении
к парадигмам науки.
Парадигма конструирует
каркас, сетку категорий, понятий, концепций,
аксиом науки. Именно "парадигма
устанавливает первичные отношения,
в соответствии с которыми формулируются
аксиомы, определяются понятия, протекают
размышления и/или строятся теории.
Она организует и порождает их
рождение или возрождение" (Э. Морен).
- Отбор фундаментальных категорий для правильных логических рассуждений и контроль за их использованием осуществляет парадигма. Поэтому парадигма должна изучаться в процессе образования. Парадигма как раз и может быть определена через выдвижение и отбор "главных понятий для мыслительных рассуждений".
Естественно-научная
парадигма
- 1. Принцип опоры на эмпирические факты
- 2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.
- 3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестное посредством сведения к хорошо изученному. (!)
- 4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.
- 5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»
- 6. Принцип независимой проверяемости. Предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.
Современные гуманитарные
дисциплины ориентированы на общие
критерии научности:
- Интерсубъективность
- Прогрессизм
- Обоснованность
- Критичность
IV Выделение исходных
единиц формируемой деятельности
- В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены Сергеем Рубинштейном и Алексеем Леонтьевым
Формирование действия
или мишени педагогического воздействия
1 - активация мозга, происходящая в результате
сопоставления внутреннего состояния
человека с внешними объектами или ситуациями;
2 - обработка
мозгом информации, поступающей от организма
и внешнего мира, с целью запустить третий
этап - наиболее подходящее поведение с
учетом текущих обстоятельств и прошлого
опыта. Обработка информации выполняется
более или менее автоматически при рефлекторных
реакциях или поведении инстинктивном.
При сложных процессах научения и
особенно при сознательном принятии решений
в этом участвуют такие высшие функции,
как память и мышление;
3 - собственно инициация действия.
- Каждое действие имеет свою психологическую структуру:
- цель действия;
- мотивы;
- операции;
- психические акты;
- конечный результат.
IV Смыслополагание
и мотивация в курсе психологии.
- Информация требует особой систематизации для понимания и осознания учащимися. Информационная структура текста не должна быть перегружена терминами и содержать в себе сложных логико-грамматических конструкций. Простота подачи информации помноженная на харизму преподавателя залог формирования успешной мотивации на обучение.
Нужно ориентировать
на самого обучающегося и простраивать
учебный материал в согласии с логикой
восприятия знаний. Главное не колличество
знаний, а их качество. Первейшая цель
преподавателя -интеграция знаний по преподаваемому
предмету в информационно-гностическое
поле учащегося.
Преподавание психологии
в ВУЗе
Первоочередная методическая
задача — это отбор теоретического материала,
на котором преподаватель будет акцентировать
внимание студентов, приступая к изучению
очередной проблемы, темы или нового раздела.
- . Основные характеристики теоретических знаний, отличающие их от житейских, обыденных, а также знаний научных:
Первая из них состоит в том, что теоретические знания возникают не на основе внешнего наблюдения, а путем анализа роли и функции некоторого особого внутреннего отношения внутри целостной системы, которое (отношение) служит вместе с тем генетически исходной основой всех проявлений данной системы
-
Вторая важная характеристика теоретического знания в том, что оно, возникая на основе анализа реально существующих внутренних связей и отношений предметов и явлений, а не внешне броских их свойств, открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание и сущность
- Третья характерная особенность теоретических знаний состоит в том, что они отражают внутренние отношения и связи предметов, недоступные непосредственному восприятию и представлению субъекта, т. е. выходят за пределы чувственного познания.
- В качестве четвертой особенности теоретических знаний, которую нельзя не учитывать в преподавании науки, можно назвать их связь с общественной практикой.
- Важное условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, потому что теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического.
- Так-же одной из важнейших особенностей развивающего обучения — это ориентированность на конечный результат — на формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам.
Принципы
обучения психологии
- Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.
- Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классич Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику еские принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия
- Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.
- Принцип научности , чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объек<span
style=" font-family: 'Franklin Gothic Book', 'Arial'; font-size: 24pt;
font-weight: nor