Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:06, контрольная работа
Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа и затем ведёт к перцепции, или восприятию.
Вариант 15
1. Дать определение понятий: ощущение, восприятие. Перечислить свойства восприятия.
Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа и затем ведёт к перцепции, или восприятию.
Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа; нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
Свойства восприятия
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса.
2. Раскройте общие причины конфликта и его признаки. Дать определение понятия внутриличностный конфликт.
Основные причины конфликтов:
Признаками конфликта являются:
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление; трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.
3. Охарактеризуйте структуру деятельности человека. Виды деятельности. Дайте определение.
Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.
Первоначально у ребенка
после рождения проявляется простейшее
импульсивное поведение. Затем в
течение первого года начинает развиваться
исследовательское поведение. После
первого года в результате воспитания
и подражания у ребенка начинает
формироваться предметно-
Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.
Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.
Учение может иметь пассивный и активный характер.
Наиболее важным видом
человеческой деятельности является труд,
который обеспечивает не только существование
человеческого общества, но является
также условием его непрерывного
развития. Существует два основных
вида труда: предметно-практический и
абстрактно-теоретический, или первый
часто называют физическим, а второй
– умственным. Каждый вид труда
может иметь как
Структура деятельности:
действия,
операция, психофизиологические функции.
Действия – это
процесс, направленный на
Предметные действия –
это действия, направленные на изменение
состояния или свойств
Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.
Умственная деятельность делится на:
перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;
имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению
внутренняя (умственная, психическая)
деятельность производна от внешней (предметной).
Первоначально совершаются
Следующий уровень структуры
деятельности – операции, каждое действие
состоит из системы движений или
операций,подчиненных
Выделяют различные
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.
4. Определите, к какому виду эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся к переживаниям?
Устойчивая любовь к искусству – страсть;
грусть – настроение;
печаль – настроение;
страх – аффект;
увлечение наукой – страсть;
злость – аффект;
подавленность – депрессия;
гнев – аффект;
горе – депрессия;
ужас – аффект;
раздражение – аффект
5. Особенности формирования личности в эпоху средств массовой информации и пропаганды.
Расширение и углубление
процессов демократии и гласности,
решение проблем экономической
и политической реформ, преодоление
социальных противоречий потребовали
переоценки многих ценностей. Система
народного образования является
органической частью нашего общественно-политического
строя, неразрывно связанного с экономикой,
с состоянием общественных отношений
и всех форм общественного сознания.
Посредством образования и
На основе общественно-государственного
подхода к проблеме образования
создаются условия для
Содержание образования
должно быть средством всестороннего
развития личности, ее способностей и
дарований, обеспечения возможностей
творческой самореализации. Личность,
развивая свои способности и творческие
возможности, реализует себя в общественно
значимой творческой деятельности, удовлетворяет
материальные и духовные потребности.
В этом заключается суть научно обоснованного
принципа органического единства и
взаимосвязи интересов
Речь идет о конкретизации
общей формулы всестороннего
развития современного человека в различных
видах культур. Интеллектуальная культура
включает в себя требование образованности,
самостоятельности
Важнейшим принципом цивилизованной
организации народного
Целенаправленно педагогическое
руководство жизнью детей в сочетании
с глубоким знанием их природы, развитие
их способностей и дарований - главное
условие успешного решения