Ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа и затем ведёт к перцепции, или восприятию.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 81.19 Кб (Скачать файл)

Вариант 15

 

1. Дать определение понятий: ощущение, восприятие. Перечислить свойства восприятия.

 

Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией  ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа  и затем ведёт к перцепции, или восприятию.

 

Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа;  нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

 

Свойства восприятия

Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление  состоит из этапов:

Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого  класса.

 

2. Раскройте общие причины конфликта и его признаки. Дать определение понятия внутриличностный конфликт.

 

Основные причины  конфликтов:

 

 

 

 

 

 

Признаками конфликта являются:

 

  • наличие ситуации, которая воспринимается участниками как конфликтная;
  • неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделено между участниками конфликтного взаимодействия;
  • желание участников продолжить конфликтную взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из существующей ситуации.

Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление; трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.

 

3. Охарактеризуйте структуру деятельности человека. Виды деятельности. Дайте определение.

 

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

 

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено  к трем основным видам: труд, учение, игра.

 

Первоначально у ребенка  после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в  течение первого года начинает развиваться  исследовательское поведение. После  первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у  ребенка начинает развиваться коммуникативное  и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

 

Простейшим, самым доступным  видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка  потребность в активности и в  познании окружающего мира. Игровые  действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

 

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

       Учение может иметь пассивный и активный характер.

 

Наиболее важным видом  человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование  человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и  абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда  может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

 

Структура деятельности:

действия,

операция, психофизиологические функции.

 

 Действия – это  процесс, направленный на реализацию  цели.

Предметные действия –  это действия, направленные на изменение  состояния или свойств предметов  внешнего мира.

Умственные действия –  разнообразные действия человека, выполняемые  во внутреннем плане сознания.

 

Умственная деятельность  делится на:

перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

 

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний  компоненты.

 

По своему происхождению  внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность  совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

 

Следующий уровень структуры  деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или  операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную  сторону выполнения действий, они  мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

 

Выделяют различные структурные  элементы деятельности – умения, навыки, привычки.

 

Умения – это способы  успешного выполнения действия, соответствующие  целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навык – это полностью  автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены  на учебные, спортивные, гигиенические  и др.

 

4. Определите, к какому виду эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся к переживаниям?

 

Устойчивая любовь к искусству  – страсть;

грусть – настроение;

печаль – настроение;

страх – аффект;

увлечение наукой – страсть;

злость – аффект;

подавленность – депрессия;

гнев – аффект;

горе – депрессия;

ужас – аффект;

раздражение – аффект

 

5. Особенности формирования личности в эпоху средств массовой информации и пропаганды.

 

Расширение и углубление процессов демократии и гласности, решение проблем экономической  и политической реформ, преодоление  социальных противоречий потребовали  переоценки многих ценностей. Система  народного образования является органической частью нашего общественно-политического  строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений  и всех форм общественного сознания. Посредством образования и культуры личность может получить возможность  организовать общественную жизнь, социальную сферу и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех общественных отношений и саму себя.

 

На основе общественно-государственного подхода к проблеме образования  создаются условия для обеспечения  интересов каждой личности, развития ее способностей и дарований, ее духовного  совершенствования и одновременно подготовки к выбору профессии, активному  творческому участию в общественной жизни и производстве.

 

Содержание образования  должно быть средством всестороннего  развития личности, ее способностей и  дарований, обеспечения возможностей творческой самореализации. Личность, развивая свои способности и творческие возможности, реализует себя в общественно  значимой творческой деятельности, удовлетворяет  материальные и духовные потребности. В этом заключается суть научно обоснованного  принципа органического единства и  взаимосвязи интересов общества, коллектива и личности в образовании  и воспитании подрастающего поколения.

 

Речь идет о конкретизации  общей формулы всестороннего  развития современного человека в различных  видах культур. Интеллектуальная культура включает в себя требование образованности, самостоятельности диалектического  мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в  противоречиях и умения оценивать  их; активного стремления и умения пополнять знания; творческого подхода  к любому делу. Политическая культура складывается из умения жить и работать в условиях демократии, самостоятельности  и ответственности; умелого сочетания  интересов общества, коллектива и  личности; духовной стойкости, преодоления  трудностей. Нравственно-правовая, эстетическая и физическая культура органично  вбирают в себя такие простые  нормы нравственности и сложные  гражданские чувства, как правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципиальность, честность, добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, гуманизм, патриотизм, а также требования ведения  здорового образа жизни.

 

Важнейшим принципом цивилизованной организации народного образования  является обеспечение всеобщего  среднего образования как базового для непрерывного образования, как  средства осуществления социальной справедливости, развитие способностей и дарований каждой личности. Общее  среднее образование - социально-экономическая  необходимость. Оно является важнейшим  условием всестороннего развития личности, дает базисный уровень научного, духовного  и культурного развития.

 

Целенаправленно педагогическое руководство жизнью детей в сочетании  с глубоким знанием их природы, развитие их способностей и дарований - главное  условие успешного решения проблем  гражданского, демократического воспитания. Наиболее актуальный принцип современной  школы и педагогики - принцип диалектического  единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной  подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей и дарований. В основу организации школы была положена идея диалектического сочетания  получения детьми общего среднего образования  с развитием их индивидуальных способностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального  развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования  демократизированной школы. Общее  образование, необходимое для становления  личности и упрочения базовой  основы развития индивидуальности, включает в себя комплекс естественно-научных, гуманитарных, политехнических знаний, средств эстетического, физического  и трудового развития. Формирование индивидуальных способностей учащихся происходит за счет их вовлечения в  специальную, отвечающую их интересам, требующую углубленного проникновения  в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специальное развитие - не противоположны и не взаимоисключающи, а наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В ходе общего образования зарождается  и определяется особенный, индивидуальный интерес, который, развиваясь, расширяет  и углубляет общую образованность.

Информация о работе Ощущение и восприятие