Ощущение как познавательный психический процесс.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Данная тема является весьма актуальной потому, что ощущения играют очень важную роль в жизни каждого человека. Каждому из нас очень трудно представить свое существование без ощущения тепла родного человека, звука любимой песни, света ласкового солнышка, вкуса свежей пищи, запаха живых цветов и т. д. Цель заключается в изучении понятия «ощущение», его функций и видов, а также в рассмотрении влияния ощущений на познавательные процессы каждого человека. Задачи, которые стоят перед нами: выяснить психологическую сущность ощущений, ознакомиться с различными взглядами на природу их возникновения, изучить классификацию и виды ощущений по различным признакам.

Содержание работы

Введение.
I. Психологическая сущность ощущений.
II. Взгляды на природу ощущений.
III. Основные классификации ощущений.
IV. Виды ощущений, их влияние на процесс познания мира.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реф псих я.docx

— 140.84 Кб (Скачать файл)

                                              План.

                                           Введение.

      1. Психологическая сущность ощущений.
      2. Взгляды на природу ощущений.
      3. Основные классификации ощущений.
      4. Виды ощущений, их влияние на процесс         познания мира.

                                  Заключение.

          Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек познает окружающий мир с помощью познавательных психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Процесс познания осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.

Разнообразную информацию о  состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником знаний человека о мире и самом себе.

Чтобы выжить, любой организм должен находиться в равновесии с  окружающей средой. В самой непосредственной и прямой форме это означает усвоение того, что полезно, и выведение из организма того, что вредно. Отсюда — стремление к положительным воздействиям и избегание отрицательных. Когда человеческому организму не хватает каких-либо питательных веществ, на психологическом уровне это переживается как эмоция голода, не хватает воды — жажда.

Оказывается, что одна из самых острых жизненных потребностей человека — потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления.

Данная тема является весьма актуальной потому, что ощущения играют очень важную роль в жизни каждого человека. Каждому из нас очень трудно представить свое существование без ощущения тепла родного человека, звука любимой песни, света ласкового солнышка, вкуса свежей пищи, запаха живых цветов и т. д.

Цель заключается в  изучении понятия «ощущение», его  функций и видов, а также в рассмотрении влияния ощущений на познавательные процессы каждого человека.

Задачи, которые стоят  перед нами: выяснить психологическую  сущность ощущений, ознакомиться с  различными взглядами на природу  их возникновения, изучить классификацию и виды ощущений по различным признакам.

    1. Психологическая сущность ощущений.

Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний  начинается у человека с ощущений. Ощущения позволяют ему ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д.

Ощущение (лат. sensus - восприятие) - это психический познавательный (сенсорный) процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твердый, холодный, гладкий и т.п.).

Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность состоит в том, что в них отражен реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Именно об этом говорит известная пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».

Связанные с эмоциональной  сферой человека, ощущения могут порождать у него различные чувства, вызывать простейшие эмоциональные переживания. Например, ощущение раздавшегося где-то рядом резкого звука автомобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека неприятные воспоминания о собственной практике вождения машины. Негативные переживания порождаются ощущениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса.

    1. Взгляды на природу ощущений.

На бытовом уровне люди связывают ощущения с процессами познания отдельных свойств предметов и явлений. С ощущений как бы начинается психика человека. Новорожденный входит в этот мир через ласковый голос матери, вкус и запах материнского молока, через ощущение ее нежных рук. Что же касается уровня научных взглядов, то здесь развернулись серьезные дискуссии по вопросам:

- Можно ли считать ощущения человека основным источником знаний о себе и окружающем мире?

- Соответствует ли то, что ощущает человек, реальной  действительности?

Суть этих дискуссий отражена в высказывании Ж. Лабрюйера: «Я не дерзну утверждать, что огонь жарок не сам по себе, а только благодаря  ощущениям, возникающим у нас, когда мы приближаемся к нему, ибо опасаюсь, как бы в один прекрасный день он не стал столь же горячим, каким был прежде».

Наибольшие разногласия выявились между представителями идеалистического и материалистического мировоззрений. Первые убеждены: ощущения лишь мешают человеку познать мир, они как бы отгораживают его от реальной среды, вносят искажения в получаемую со стороны информацию. Органы чувств, по их мнению, не отражают внешних воздействий реального мира, а возбуждают внутренние психические процессы, генетически заложенные от природы. Этим создается субъективная видимость внешнего мира. Другими словами, человек ощущает лишь свои собственные субъективные состояния, но не действительные предметы и явления мира. Вот некоторые доводы идеалистов:

- врожденные инстинкты  не порождаются ощущениями (например, сосательные движения новорожденного);

- красота, гармония, добро, справедливость также не могут быть объяснены с позиций ощущений;

- необъективность ощущений  доказывают зрительные и слуховые  иллюзии.

В пользу позиции «идеалистов» свидетельствуют и результаты исследований ощущения и восприятия человеком цвета. Так, физики заявляют, что для человеческого глаза цвет не существует, имеется лишь субъективное его восприятие. Другими словами, цвет - психическое явление. Наша психика реагирует не на цвет как таковой, а на длину волны, излучаемую данным предметом. Например, видимость любого цвета можно создать интерференцией (смешением) различных электромагнитных волн. Человек же воспринимает данный цвет в силу субъективного усвоения жизненного опыта.

Позиция представителей материалистического  мировоззрения противоположна:

• объективное отражение реального мира человеком возможно и реализуется через исторически сформированные специальные воспринимающие органы чувств («Ощущения земны, разум находится вне их, когда созерцает» , - говорил Леонардо да Винчи);

• ощущения являются главным источником знаний человека. Без ощущений не возникло бы и его сознание. К человеку, потерявшему на какое-то время сознание, оно возвращается, как только он становится способным ощущать;

• ощущения животных, в отличие от ощущений человека, ограничены биологическими потребностями (например, гадюка реагирует на легкую вибрацию поверхности земли от шагов человека, но не реагирует на цвет его одежды). Таково примерно и соотношение уровней развития психики животных и человека.

Представители материализма возражают «субъективистам», приводя многочисленные факты из реальной жизни:

• человек, лишенный от рождения способности, например, ощущать звук, не может представить себе игру флейты, бой барабана или тональность голосов собеседников так, как это доступно человеку с нормальным слухом;

• ограниченность приема информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития ребенка;

• ощущения чаще всего возникают  и исчезают в те моменты, когда  появляются и исчезают воздействия внешней среды;

• различные внешние воздействия вызывают соответствующие им ощущения, т.е. ощущения весьма дифференцированно отражают реальный мир;

• человек, изолированный  продолжительное время от воздействий  внешнего мира (помещенный, например, в  сурдокамеру), впадает в сонное состояние и впоследствии тяжело переносит такой «сенсорный голод».

Если бы сторонники этих противоположных взглядов могли внимательнее прислушаться друг к другу, то, очевидно, они пришли бы к некоторому согласию в том, что ощущения обязаны и генетическому началу, и резервам для развития, таящимся в жизненном опыте индивида.

    1. Основные классификации ощущений.

Известны несколько попыток  классификации ощущений по разным основаниям или принципам. Явно неудачным оказалось предложение сгруппировать сенсорные функции по пространственному или временному признаку. Например, зрение и вестибулярные ощущения относили к «пространственным» чувствам, а слух и обоняние — к «временным», хотя дифференцировка пространственных и временных свойств объекта, как отмечает Б.Г. Ананьев, относится к ощущениям любой модальности. Не стало популярным и предложение В. Вундта группировать ощущения по видам раздражителей, которые их вызывают — механических, физических и химических, например зрительные и слуховые ощущения относятся к «физическим» ощущениям, так как вызываются физическими явлениями (электромагнитными колебаниями и звуковыми волнами), а к «химическим» ощущениям относятся обоняние и вкус.

Более детально разработанной  и известной является классификация, использующая уровневый подход (Г. Хэд). Протопатическая чувствительность, более ранняя по происхождению и примитивная, тесно связана с эмоциями, далека от мышления, она менее дифференцированная и локализованная. Относящиеся к ней ощущения трудно разделять на категории и обозначать словами, описывать. Эпикритическая чувствительность выше по уровню, возникает позже и обладает, по сути, противоположными характеристиками: связь с мышлением, отдаленность от эмоциональных состояний, большая дифференцированность, категориальные названия для ощущений (красный, синий цвет, а не «запах мяты» или «запах сосны»), четкая локализация. В работе едва ли не каждого органа чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, хотя их соотношение неодинаково.

Наконец, классификация Ч. Шеррингтона оказалась самой  удачной, продуманной и логически  строгой. Ч. Шеррингтон выделил три  вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. В первом случае рецепторы находятся во внутренних органах (например, в стенках желудка), во втором — в мышцах, связках и сухожилиях, а третье рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий.

Интроцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они являются наиболее древними и элементарными, но очень полезны как сигналы  соматических болезней или просто отклонений от нормального функционирования организма. Хорошо известно, как трудно иногда описать эти ощущения в кабинете врача. К тому же импульсы от внутренних органов, если они слабы, часто не вызывают осознанных ощущений. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений (достаточно вспомнить, что бывает при попытке идти, когда человек «отсидел ногу»), они дают информацию о положении в пространстве тела и его частей, без них было бы невозможно осязание.

Третью, самую большую  группу ощущений (экстероцептивные), Ч. Шеррингтон разделил на контактные и  дистантные. Первые вызываются приложением  воздействия непосредственно к  поверхности тела, а вторые возникают, когда раздражитель действует с  некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение). В процессе эволюции именно дистантные экстероцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего и в  организации поведения, поскольку  они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в  среде и своевременно на них реагировать.

Рис. Систематическая классификация  основных видов ощущений.

Проблема классификации  ощущений все еще далека от решения. Б.Г. Ананьев отмечает, что в последние  десятилетия не было разработано  новых принципов их систематики  и классификации, хотя научные знания об отдельных сенсорных системах и общих законах их развития заметно расширились и углубились. 

    1. Виды ощущений, их влияние на процесс познания мира.

В качестве основных видов  ощущений различают кожные ощущения – прикосновения и давления, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).

Информация о работе Ощущение как познавательный психический процесс.