Ощущение как познавательный психический процесс.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Данная тема является весьма актуальной потому, что ощущения играют очень важную роль в жизни каждого человека. Каждому из нас очень трудно представить свое существование без ощущения тепла родного человека, звука любимой песни, света ласкового солнышка, вкуса свежей пищи, запаха живых цветов и т. д. Цель заключается в изучении понятия «ощущение», его функций и видов, а также в рассмотрении влияния ощущений на познавательные процессы каждого человека. Задачи, которые стоят перед нами: выяснить психологическую сущность ощущений, ознакомиться с различными взглядами на природу их возникновения, изучить классификацию и виды ощущений по различным признакам.

Содержание работы

Введение.
I. Психологическая сущность ощущений.
II. Взгляды на природу ощущений.
III. Основные классификации ощущений.
IV. Виды ощущений, их влияние на процесс познания мира.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реф псих я.docx

— 140.84 Кб (Скачать файл)

Слуховые ощущения.

Особое значение слуха  у человека связано с восприятием речи и музыки.

Основными свойствами всякого  звука являются: 1) его громкость, 2) высота и 3) тембр. Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Сила звука и громкость – понятия неравнозначные.

При воздействии звука  в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.

Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом.

Высота звука, как она  обычно воспринимается в шумах и  звуках речи, включает два различных  компонента – собственно высоту и тембровую характеристику. В силу этой взаимосвязи собственно высоты и тембровой окраски не только различные инструменты отличаются по своему тембру друг от друга, но и различные по высоте звуки на том же самом инструменте отличаются друг от друга не только высотой, но и тембровой окраской.

Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую  от взаимоотношения его частичных  тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т.е. число, порядок и

В наших слуховых ощущениях  тембр сложного звука играет очень  значительную роль. Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н.А.Гарбузова, верхние натуральные призвуки, имеют большое значение также и в восприятии гармонии.

В итоге: слух – явление  весьма сложное. Создаваясь в историческом процессе развития человеческого общества, он представляет собой весьма своеобразную психическую способность, резко  отличную от простого биологического факта слышания у животных.

Зрительные ощущения.

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они  доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.

Зрительное ощущение, возникающее  в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет "вообще", а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.

Заключение.

Таким образом, в ощущениях  субъекту представлены наиболее общие  свойства окружающего мира в целом, которые в то же время могут  быть характеристикой отдельных свойств отдельных предметов и явлений этого мира.

Гениальный ученый задолго  до испытаний в сурдокамерах и достижений космической психологии понял, что для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.

Все виды ощущений возникают  в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. За это время происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Каким бы ни было ощущение, его можно описать  с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Ощущение не является изолированным  психическим процессом. Будучи основой, первичным материалом для построения более сложных психических образов, ощущения человека испытывают на себе влияние всей его социально обусловленной психики. В частности, пороги ощущений могут зависеть от личностной установки, вплоть до потери чувствительности. Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями — в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

 

Список использованной литературы.

Гамезо М.В., Домашенко  И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18   «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

Карпов  Л. В. Общая психология: Учебник — М.: Гардарики, 2005. — 232 с.

Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.

Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ощущение как познавательный психический процесс.