Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:19, реферат

Описание работы

Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.53 Кб (Скачать файл)

Длительность  ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом. Латентные периоды простой сенсомоторной реакции при предъявлении раздражителей разной модальности различны и представлены в табл. 2.

Таблица 2

Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову)

Анализатор  и качество сигнала

Латентный период (в миллисекундах)*

Тактильный (прикосновение)

90-220

Слуховой (звук)

120-180

Зрительный (свет)

150-220

Обонятельный (запах)

310-390

Температурный (тепло и  холод)

280-1600

Вкусовой:

- соленое 

- кислое 

- сладкое 

- горькое 

 

310

450

540

1080

Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого)

400

Болевой

130-890


* Примечание:  указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.

Одним из феноменов изменения  чувствительности является адаптация.

Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения. Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе. Чувствительность глаза может измениться примерно в 210 раз. Время адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно - в зрительном. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме.

Классификация ощущений

На протяжении последнего столетия неоднократно предпринимались  попытки классификации, упорядочения всего многообразия ощущений. Наиболее общепринятой является в настоящее  время классификация Шеррингтона, в основу которой положен «принцип отнесенности рецепторного органа к рецепторному полю», то есть учитывается место расположения рецептора и местонахождение источника раздражения. В соответствии с этим все ощущения делятся на 3 группы.

Экстерорецепторы - рецепторы внешней среды. Деятельность этих рецепторов направлена на распознавание воздействий внешнего мира, что имеет первостепенное значение для отражения в сознании человека объективной действительности. К этой группе относятся зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения.

Проприорецепторы, включают в себя органы чувств, отражающие движение и положение тела в пространстве, мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения).

Интерорецепторы - расположены во внутренних органах. По характеру стимуляции все рецепторы внутренних органов независимо от их локализации делятся на несколько видов: хеморецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы и механорецепторы, отражающие изменение давления во внутренних органах и кровяном русле.

Таким образом, три основные вида ощущений объединяются в зависимости  от того, что они отражают: внешний  мир, положение и движение тела в  этом внешнем мире или деятельность внутренних органов. Конечно, такая  классификация относительна, поскольку  многие из видов ощущений представлены рецепторами, имеющимися и на поверхности  тела, и во внутренней среде организма, как, например, температурный, тактильный. Кроме того, на характер чувствительности практически всех органов чувств существенное влияние оказывает  внутреннее состояние организма.

Примером взаимодействия анализаторов является соместезия, синестезия.

Соместезия - комплексное образование, объединяющее все виды кожной рецепции, кинестезию, интерорецепцию и зрительные ощущения и формирующее схему тела. Механизмы формирования схемы тела изучены пока недостаточно, но именно схема тела является «сенсорным источником личности» по выражению Сеченова. При изучении такого психологического феномена, как Я-человека и при определении его структуры к первичному уровню - ядру «Я» - относят чувство существования тела, включающее комплекс ощущений и эмоций. Таким образом, очевидной является связь сенсорной сферы с субъективной стороной жизни человека, со становлением и развитием его самосознания.

Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, является взаимодействие анализаторов. Все анализаторы  функционируют не изолированно, они  представляют собой единую сложную  систему, все части которой теснейшим  образом взаимосвязаны. Воздействие  раздражителя на любой анализатор не только вызывает его реакцию, но и  приводит к тем или иным изменениям всех других анализаторов.

Известно, например, что цветочувствительность  повышается при одновременном воздействии  на человека звука: чувствительность к  красно-оранжевым цветам понижается, к зелено-синим повышается (данные Кравкова). Слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой  лица, рук, затылка или медленное  разжевывание кисло-сладкой таблетки) повышает чувствительность ночного  зрения (Кекчеев). Слабые болевые ощущения повышают чувствительность практически  всех анализаторов. Таким образом, воздействуя  на одни анализаторы, можно целенаправленно  изменять уровень чувствительности других. При этом общим правилом может быть следующее: сильные воздействия  на какой-либо анализатор понижают уровень  чувствительности других, слабые - даже подпороговые раздражители - повышают.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Этот феномен особенно ярко проявляется и используется в эффекте цветомузыки. «Цветовым» слухом обладали такие известные деятели искусства, как Скрябин и Чюрленис. В современных исследованиях этот эффект изучается как кроссмодальное взаимодействие и его разновидность - кроссмодальный перенос.

Огромное влияние на изменение  чувствительности оказывает практическая и познавательная деятельность человека. В частности, в процессе профессиональной деятельности происходит сенсибилизация, то есть повышение чувствительности органов чувств под влиянием упражнения. Известно, что у шлифовщиков резко повышается острота зрения и они видят просветы до 0,0005 мм, в то время как нетренированные всего до 0,1 мм. Профессиональные красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, а сталевары по оттенкам цвета горячего металла могут определить температуру плавки. В процессе и под влиянием деятельности, прежде всего, изменяется разностная, дифференциальная чувствительность. Абсолютная чувствительность в меньшей мере поддается тренировке.

Сенсорная организация человека - этот термин впервые был предложен Ананьевым в 1960 г. По мнению ученого, сенсорная организация относится к наиболее важным проявлениям исторической природы человека и к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубинными слоями структуры человеческого развития и личности. В этом свете широко распространенное и в настоящее время представление о том, что сенсорно-перцептивные процессы относятся к низшим психическим функциям и, составляя периферию субъекта, не входят в его основную структуру и индифферентны к личности, является устаревшим.

В структуру сенсорной  организации включается система  постоянных межанализаторных связей, общий состав чувственного отражения. Определяющими для формирования сенсорной организации являются среда обитания, образ жизни и  способ жизнедеятельности. Эти факторы  обусловливают соотношение видов  рецепции в данной сенсорной организации, определяют ее ядро, то есть группы анализаторов, специфичные для данной среды  обитания. У рыб, например, такое  ядро составляют орган боковой линии  и хеморецепция. У обезьян кинестезия, зачатки активного осязания и  зрение образуют сенсорную ось. Выделение  ведущих органов чувств, составляющих сенсорную ось у животных, определяется видовой принадлежностью. У человека - индивидуальными особенностями, прежде всего характеристиками чувствительности, а также особенностями деятельности. В связи с этим, необходимо выделить такое свойство сенсорной организации, как сенситивность - уровень чувствительности анализаторов.

Уровень сенситивности и  ведущие анализаторные системы  определяют индивидуальные особенности  человека. Структура сенсорной организации  человека является условием успешной социализации. Формирование таких качеств, как впечатлительность, эмпатийность, наблюдательность существенно связано  с сенсорной организацией. Кроме  того, сенсорная организация лежит  в основе формирования способностей человека к различным видам деятельности. Знание и учет ведущей анализаторной  системы очень важны при общении  людей, организации обучения, так  как несовпадение способов подачи информации и ее приема существенно затрудняет взаимодействие людей и понимание. Известно, что большая часть учителей, например, предпочитает зрительную подачу информации. При этом дети, у которых  ведущей сенсорной системой является слуховая или кинестетическая, могут  испытывать существенные трудности.

В этом смысле универсальным  является тактильный анализатор. В  многочисленных экспериментах было показано, что касание, короткое и  легкое прикосновение руки мощно  снижает дискомфорт, уменьшает или  даже снимает барьер между психотерапевтом  и клиентом, повышает активность и  самораскрытие последнего. В настоящее  время этот эффект активно используется в психотерапевтической практике, например, в рамках так называемой телесноориентированной психотерапии.

Расстройства  ощущений

Нарушения ощущений весьма многочисленны. Однако в большинстве  случаев, все наблюдаемые психические  расстройства ощущений можно отнести  к одной из трех главных групп: гиперестезии, гипестезии и парестезии.

Гиперестезия - повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям. В этих случаях как внешние, так и интеро- и проприоцептивные раздражители вызывают чрезвычайно интенсивную реакцию в связи с резким уменьшением нижних абсолютных порогов ощущений. Например, стук пишущей машинки оглушает больного, горящая свеча слепит, а рубашка, прилегающая к телу, раздражает настолько, что кажется изготовленной «из колючей проволоки» и т.п. Такая психическая гиперестезия наблюдается при неврозах, интоксикации некоторыми веществами (опиатами, гашишем, циклодолом и т.п.), начальных этапах помрачения сознания, острых психозах.

Гипестезия - пониженная чувствительность к реальным раздражителям, повышение нижних абсолютных порогов ощущений. В этом случае больной почти не реагирует на укол, на ползающую по лицу муху и т.п. Пониженная чувствительность к температурным раздражителям может приводить к несчастным случаям - ожогам и обморожениям. В крайних случаях гипестезии анализатор полностью не способен отвечать на раздражение, и это явление носит название анестезии. Анестезия обычно бывает при полном анатомическом перерыве одного из периферических нервных стволов или разрушении центрального отдела анализатора. Потеря чувствительности обычно распространяется на тактильную, болевую и температурную чувствительность (тотальная анестезия) или только на отдельные ее виды (парциальная анестезия). Неврологи различают корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга, и сегментарную, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга. В последнем случае анестезия может быть как тотальной, так и диссоциированной, при которой отсутствие болевой и температурной чувствительности сочетается с сохранностью проприоцептивной чувствительности или наоборот. При некоторых болезнях, например проказе (лепра), возникает специфическое поражение кожных рецепторов с последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а далее и тактильной чувствительности (наиболее длительно при лепрозной анестезии сохранна проприоцептивная чувствительность).

При психической гипестезии и анестезии соответствующий  анализатор анатомо-физиологически формально  сохранен. В частности, гипестезии и  анестезии могут быть внушены  человеку, находящемуся в гипнотическом  сне. Психическая амблиопия (слепота), психическая аносмия (нечувствительность к запахам), психическая агевзия (утрата чувства вкуса), психическая  глухота, психическая тактильная и  болевая анестезия часто встречаются  при истерических невротических  нарушениях. В рамках истерической анестезии описаны нарушения  болевой чувствительности по типу "чулок  и перчаток", т.е. с точки зрения неврологов у больных возникают  участки нечувствительности к боли с четкими границами, которые  не соответствуют зонам иннервации определенных корешков или нервов.

Парестезия. Если гипестезии и гиперестезии можно квалифицировать как количественные расстройства чувствительности, то парестезии связаны с качественными изменениями (извращением) информации, поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора. Наверное, каждый знает об ощущениях, возникающих от длительного сдавливания нерва неудобным положением - «руку отлежал», «ногу отсидел». При нарушениях проводимости по нерву появляются ощущения «ползания мурашек», стягивания кожи, покалывания, жжения (это своеобразные колебания модальности ощущения). Парестезии чаще являются признаком неврологического или сосудистого поражения.

Близки к парестезиям  и сенестопатии, но они занимают промежуточное положение с висцеральными  галлюцинациями, т.к. еще менее связаны  с каким-либо реальным раздражением периферического отдела анализатора. Сенестопатии - неопределенные, часто  мигрирующие, весьма неприятные и тягостные  ощущения, которые проецируются внутрь тела (внутрь телесного «Я»): сжимание и растягивание, перекатывание и  дрожание, «отсасывание», «прилипание» и пр. Они никогда не имеют четкой локализации, и больные бывают не в состоянии даже правильно их описать. Сенестопатии встречаются  при многих психических заболеваниях.

Восприятие

Восприятие - психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, основанный на ощущениях, возникающих из них, но вместе с тем обладающих определенными особенностями, не сводимыми к отдельным ощущениям.

Если ощущение мономодальное, то восприятие полимодальное. Оно формируется  на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. При этом какой-либо из анализаторов играет ведущую роль в формировании образа.

Свойства восприятия

1. Предметность и целостность - свойство воспринимать целостный образ предмета. Восприятие предмета возможно лишь при условии выделения предмета из окружающей среды (фона, на котором он находится). При этом предмет и фон динамичны, особенно хорошо это видно в двойственных изображениях, содержание образа в которых меняется в зависимости от того, что принимается за фон (рис. 1).

Информация о работе Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека