Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 17:56, контрольная работа
Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизнедеятельности человека.5
2. Психофизика ощущений…………………………………………………..….11
3. Виды ощущений…………………………………………………………..…..20
4. Основные свойства и характеристики ощущений……………………..…..25
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы…………
Психологический факультет
по психологии
Тема: «Ощущение»
преподаватель: Ахметшина Энже Накиевна
вариант 11
Выполнил студент 1 курса заочного отделения с применением дистанционных образовательных технологий, Группы П 941 ду Лапина Светлана Борисовна |
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизнедеятельности человека.5
2. Психофизика ощущений…………………………………………………..…
3. Виды ощущений…………………………………………………………
4. Основные свойства и характеристики ощущений……………………..…..25
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Всю информацию, которой оперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды. Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощущение является простейшим познавательным процессом, обеспечивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений и впечатлений.
Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение – это познавательный процесс, а впечатление – это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Таким образом, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.
Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.
Частичное
или полное отсутствие видов ощущения
(зрение, слух, вкус, запах, осязание) у
человека препятствует или тормозит его
развитие.
Ощущения оказывают огромное значение
на формирование таких познавательных
процессов как речь, мышление, воображение,
память, внимание и восприятие, а так же
на освоение деятельности, как специфического
вида активности человека направленной
на создание предметов материальной и
духовной культуры, преобразование своих
способностей, сохранение и совершенствование
природы, и строительство общества.
1. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизнедеятельности человека.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящих нервных путей;
3) корковых
отделов анализатора (их еще по-другому
называют центральными
Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
Анализатор - это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами - они носят активный, или рефлекторный, характер.
Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания - это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы - приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины - неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.
Человек в состоянии ощущать и воспринимать объективный мир благодаря особой деятельности мозга. Именно с мозгом связаны все органы чувств. Каждый из этих органов реагирует на определенного рода стимулы; органы зрения — на световое воздействие, органы слуха и осязания — на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния — на химическое. Однако сам мозг не в состоянии воспринимать эти виды воздействий. Он «понимает» только электрические сигналы, связанные с нервными импульсами. Для того чтобы мозг отреагировал на раздражитель, в каждой сенсорной модальности сначала должно произойти преобразование соответствующей физической энергии в электрические сигналы, которые затем своими путями следуют в мозг. Этот процесс перевода осуществляют специальные клетки в органах чувств, называемые рецепторами. Зрительные рецепторы, например, расположены тонким слоем на внутренней стороне глаза; в каждом зрительном рецепторе есть химическое вещество, реагирующее на свет, и эта реакция запускает ряд событий, в результате которых возникает нервный импульс. Слуховые рецепторы представляют собой тонкие волосяные клетки, расположенные глубоко в ухе; вибрации воздуха, являющиеся звуковым стимулом, изгибают эти волосяные клетки, в результате чего и возникает нервный импульс. Аналогичные процессы происходят и в других сенсорных модальностях.
Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Однако, несмотря на очевидность этих положений, они неоднократно подвергались сомнению. Представители идеалистического направления в философии и психологии нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной деятельности являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и не зависимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Эти воззрения легли в основу философии рационализма. Суть ее заключалась в утверждении о том, что сознание и разум — это первичное, далее не объяснимое свойство человеческого духа.
Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает ее огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п.
Вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается, по мнению Т.П. Зинченко, непрерывно.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир “проникает” в человеческое сознание. “Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...” Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.
Известный русский врач С.П. Боткин (1832—1889) описал редкий в истории медицины случай, когда больная потеряла все виды чувствительности (видеть мог только один глаз и сохранялось осязание на небольшом участке руки). Когда больная закрывала видящий глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Человеку необходимо все время получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает некоторый, постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Сенсорная изоляция – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
В этом отношении показательны результаты развивающихся в последние годы исследований по ограничению сенсорной информации. Эти исследования связаны с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах – цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), через несколько часов испытуемые приходили в состояние тревоги и настойчиво просили прекратить эксперимент.
В литературе описывается эксперимент, проведенный в 1956 году в университете Мак - Гилла группой психологов. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от всех внешних раздражителей. Все, что требовалось от испытуемых - лежать на кровати. Руки испытуемого помещались в длинные картонные трубы (чтобы было как можно меньше осязательных стимулов). Благодаря использованию специальных очков их глаза воспринимали только рассеянный свет. Слуховые раздражители “маскировались” шумом непрерывно работающих кондиционера и вентилятора.
Испытуемых кормили, поили, в случае необходимости они могли заниматься своим туалетом, но в остальное время должны были оставаться максимально неподвижными.
Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия больше 2-3 дней. Что же происходило с ними за это время? Сначала большинство из испытуемых старались сконцентрироваться на личных проблемах, но вскоре испытуемые стали замечать, что их разум “уходит” от этого. Очень скоро они потеряли представление о времени, затем наступил период, когда они вообще потеряли способность мыслить. Чтобы избавиться от монотонности, испытуемые с удовольствием соглашались слушать детские рассказы и даже начинали требовать, чтобы им давали возможность их слушать еще и еще.
Более 80% испытуемых утверждали, что они были жертвами зрительных галлюцинаций: стены ходили ходуном, пол вращался, углы округлялись, предметы становились такими яркими, что на них невозможно было смотреть. Многие испытуемые после этого эксперимента в течение долгого времени не могли делать простые умозаключения и решать легкие математические задачи, а у многих наблюдались расстройства памяти. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например, изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, также появлялись зрительные галлюцинации.