Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 17:56, контрольная работа
Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизнедеятельности человека.5
2. Психофизика ощущений…………………………………………………..….11
3. Виды ощущений…………………………………………………………..…..20
4. Основные свойства и характеристики ощущений……………………..…..25
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы…………
Основываясь на предложенном соотношении, Стивенс математически вывел формулу основного психофизического закона: R=C(S-S0).
Зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет, по Стивенсу, не логарифмический, а степенной характер. Позднее были предложены другие многочисленные формулы основного психофизического закона. Подводя итоги изложения данной проблемы можно сказать, что психофизическая «общественность» в последнее время склоняется к мнению, что форма соотношения физического и сенсорных рядов зависит от условий наблюдения, задачи, стоящей перед субъектом, и т. п.
3. Виды ощущений.
Функция кинестетической и вестибулярной чувствительности состоит в информировании индивида о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестетические ощущения - это совокупность сенсорной информации, поступающей из мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений, обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. Когда мы двигаемся (ходим, бегаем, прыгаем), наша голова тоже приходит в движение. Если бы не было каких-либо компенсаторных, корректирующих механизмов, мы видели бы мир так, как это бывает на видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу: изображение прыгало бы, дрожало, металось из стороны в сторону. За счет же существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движение головы противоположным по направлению движением глаз, перед нами предстает довольно стабильная картина мира.
Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том, что соприкасается с его телом: это может быть предмет или некоторая среда (например, водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности: ощущения давления, тепла, холода и боли.
Есть довольно веские основания полагать, что для различных типов кожных ощущений существуют свои специализированные рецепторы (чувствительные клетки). Несколько противоречивая картина складывается при рассмотрении болевой чувствительности. Ряд исследователей полагает, что существуют специализированные болевые рецепторы. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.
Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности. Человеку, не имеющему болевой чувствительности, а случаи такой патологии наблюдались, постоянно угрожает опасность. Вообразите, что произойдет с нами, если мы хотя бы на один день утратим болевую чувствительность. Например, мы можем прикоснуться к горячему утюгу и вовремя не отдернуть руку.
Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Основные вкусовые качества - это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос, какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вкусовые ощущения. Специалистам в области пищевых производств приходится в силу этого в большинстве случаев действовать методом проб и ошибок, прибегая к услугам дегустаторов.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных. Когда речь заходит об обонянии, невольно вспоминаешь наших четвероногих друзей - собак. Исследования показывают, что чувствительность к запахам у собак больше, чем у нас, примерно в тысячу раз.
Несмотря на то, что люди обладают относительно слабым обонянием, они все-таки кое, на что способны в этом смысле. Примерно двадцать лет назад была проведена серия интересных экспериментов. Участников эксперимента - мужчин и женщин - просили носить футболку в течение 24 часов, не снимая ее, не принимая душ и не пользуясь дезодорантами. Через двадцать четыре часа каждую нестиранную футболку положили в отдельный мешок и дали каждому испытуемому понюхать три футболки, не глядя на них. Одна из футболок принадлежала самому испытуемому, другая - одной из женщин-испытуемых, третья - одному из мужчин-испытуемых. Результаты показали, что три четверти участников этого эксперимента были способны по запаху идентифицировать свою футболку и правильно определить, кому принадлежала каждая из оставшихся: мужчине или женщине.
С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота. Это физические характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас в психические (сенсорные). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук, чем больше его частота, тем выше (тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом, - основные сенсорные характеристики звука.
Здоровый молодой человек слышит звуки в диапазоне примерно от 20 до 20 000 Гц. Один герц соответствует высоте звука, издаваемого предметом, совершающим одно колебание в секунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны. Скажем, у человека наибольшая чувствительность к звуку отмечается при частоте звука в 1 000 Гц.
Существует целая группа теорий высотного
слуха, или восприятия частоты звука. Британскому
физику Э. Резерфорду принадлежит временная
теория восприятия частоты. Основные положения
этой теории заключаются в следующем:
1) звук вызывает колебания слуховой мембраны,
частота которых равна частоте источника
звука; 2) ритм колебаний мембраны определяет
ритм нервных импульсов, идущих по слуховому
нерву. Дальнейшие исследования показали,
что максимальная частота нервных импульсов,
передающихся по нервному волокну, всего
лишь порядка 1 000 Гц, а слышать мы можем
звуки гораздо большей частоты.
Г. Гельмгольцем была предложена альтернативная
теория восприятия частоты, которая получила
название теории местоположения. Теория
основана на предположении, что нервная
система интерпретирует возбуждения различных
участков слуховой мембраны как различные
высоты (частоты звука). Например, стимуляция
одних участков мембраны вызывает ощущение
высокого звука, а возбуждение рецепторов
другого участка - ощущение низкого звука.
Таким образом, предполагалось, что характер
возбуждения рецепторов мембраны, общая
картина ее деформации под воздействием
звуковой волны зависит от высоты звука.
Экспериментальные исследования, проведенные
во второй половине нашего столетия, во
многом подтвердили гипотезу Гельмгольца.
Однако выяснилось, что с помощью нее оказалось
невозможным объяснить восприятие низкочастотных
звуков: при частоте ниже 50 Гц звуковая
волна деформирует мембрану равномерно,
так что рецепторы, расположенные в различных
частях мембраны, не отличаются по уровню
возбуждения. Как же тогда мы воспринимаем
звуки частотой ниже 50 Гц.
Если у временной теории были проблемы с высокими звуками, то у теории местоположения - с низкими звуками. В настоящее время представляется правдоподобным предположение о существовании двух механизмов восприятия частоты: в то время как высокие частоты кодируются (трансформируются в психический образ) так, как это описано в теории местоположения, низкие частоты - в соответствии с временной теорией.
Зрение является основным источником информации
для человека. Сетчатка глаза имеет два
типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки
приспособлены к тому, чтобы работать
при слабом освещении и давать черно-белую
картину мира, а колбочки, наоборот, имеют
наибольшую чувствительность в условиях
хорошего освещения и обеспечивают цветовое
зрение. Наиболее интересной проблемой
зрительных ощущений являются механизмы
цветового зрения. На этот счет существует
множество довольно сложных теорий. Мы
рассмотрим лишь наиболее принципиальные
подходы.
Одним из них является трихроматическая
теория цветового зрения (иначе говоря,
трехцветовая). Она состоит в следующем.
Существует три различных типа рецепторов
(колбочек), ответственных за цветовое
зрение. Каждый из этих трех типов рецепторов
обладает чувствительностью в широком
диапазоне длины световой волны (длина
световой волны связана с ощущением того
или иного цвета), но в то же время разные
типы колбочек специализируются на восприятии
определенных цветов (синего, зеленого
или красного): одни обладают наилучшей
чувствительностью в одной части диапазона
длины волны, другие - в другой его части,
третьи - в третьей. Свет определенной
длины волны стимулирует каждую из трех
групп рецепторов в неодинаковой степени.
Паттерны возбуждения - картина, сочетание,
соотношение возбуждений - дают ощущения
различных цветов и оттенков. К сожалению,
трихроматическая теория не объясняет
многих экспериментально полученных фактов
из области цветового зрения.
Существует и альтернативная концепция - теория оппонентного цвета. С точки зрения сторонников этой теории, зрительная система состоит из двух типов чувствительных к цвету элементов. Один тип реагирует на красную или зеленую часть спектра, другой — на синюю или желтую. Каждый элемент отвечает на внешнее воздействие таким образом, что, если воспользоваться аналогией с чашей весов, один из двух оппонентных цветов может или перевешивать другой или находиться с ним в равном положении. Скажем, в паре синий - желтый перевешивает синий, а в паре красный-зеленый - красный. Что мы будем видеть? Смесь красного и синего, т. е. фиолетовый цвет. Если одна из пар сбалансирована, а другая нет, мы будем видеть один из чистых цветов. Если обе пары цветов между собой сбалансированы, мы не будем видеть никакого цвета.
Две рассмотренные теории конкурируют между собой более 50 лет. Каждая из них хорошо объясняет одни факты и плохо - другие. В силу этого неоднократно предпринимались попытки примирить эти концепции и, подобно тому как это происходило с теориями высотного слуха, создать некоторую общую теорию, включающую в себя в качестве частных случаев обе классические концепции.
4. Основные свойства и характеристики ощущений.
Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений".
Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:
- качество,
- интенсивность,
- продолжительность,
- пространственная локализация,
- абсолютный порог,
- относительный порог.
Качество ощущения
Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.
Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.
Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.
Интенсивность ощущения
Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.
Важно понимать, что интенсивность
ощущения зависит от двух факторов, которые
можно обозначить как объективный и субъективный:
- сила действующего раздражителя
(его физические характеристики),
- функциональное состояние
рецептора, на который действует данный
раздражитель.
Чем значительнее физические
параметры раздражителя, тем интенсивнее
ощущение. Например, чем выше амплитуда
звуковой волны, тем громче нам кажется
звук. И чем выше чувствительность рецептора,
тем тоже ощущение интенсивнее. Например,
находясь после долгого пребывания в темной
комнате и выйдя в умеренно освещенную
комнату, можно "ослепнуть" от яркого
света.
Длительность ощущения
Длительность ощущения - другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно, объективный - чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.
Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал - от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим - он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще "отойти", то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.
После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.