Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:41, реферат
Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.
Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание — это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.
У человека есть специфический орган осязания — рука и притом главным образом движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость — основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.
Осязательные ощущения (прикосновения,
давления, совместно с мышечно-
В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.
Вопреки субъективно-идеалистическим
тенденциям ряда психологов (Р. Гиппиус,
И. Фолькельт и др.), которые, всячески
подчеркивая в осязании момент субъективного
эмоционального переживания, стремились
свести на нет предметно-познавательное
значение, исследования, выполненные
на кафедре психологии Ленинградского
педагогического института, показывают,
что даже у младших школьников
осязание является процессом действенного
познания окружающей действительности.
Многочисленные протоколы Ф.С. Розенфельд
и С. Н. Шабалина отчетливо выявляют
познавательные установки ребенка
в процессе осязания: он не отдается
переживанию субъективного
Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.
Наиболее слабым пунктом
в изолированно действующем осязании
является познание соотношений пространственных
величин, наиболее сильным — отражение
динамики, движения, действенности. Оба
положения очень ярко иллюстрируются
скульптурами слепых. Еще, быть может,
поучительнее скульптуры слепоглухонемых
детей из Ленинградского института
слуха и речи, в частности исполненные
динамизма скульптуры Ардальона
К., юноши, пожалуй, не менее замечательного,
чем Елена Келлер, жизнь и достижения
которого заслуживают не менее тщательного
описания. Глядя на скульптуры этих
детей, лишенных не только зрения, но и
слуха, нельзя не поражаться тому, сколь
многого можно достичь в
На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере — слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).
Пальпация имеет применение
и в восприятии речи слепоглухонемыми.
«Слушание» речи слепоглухонемыми по
способу «чтения с голоса»
заключается в том, что слепоглухонемой
прикладывает руку тыльной стороной
кисти к шее говорящего в области
голосового аппарата и путем тактильно-
Жизнь и деятельность многих
слепых, достигших высокого уровня
интеллектуального развития и работающих
в качестве педагогов, скульпторов,
писателей и т.д., в частности
поразительная биография