Ощущения. Пороги ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.

Файлы: 1 файл

псих.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

 

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание — это и  экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной  и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных  в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям  и ощущениям прикосновения или  давления.

 

У человека есть специфический  орган осязания — рука и притом главным образом движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. Отличие  руки от других участков тела заключается  не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению  и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и  в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным  для воздействия на предметы объективной  действительности, рука способна к  активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств  материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость — основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь  в ощущениях, которые она нам  доставляет. Различие твердого и мягкого  распознается по противодействию, которое  встречает рука при соприкосновении  с телом, отражающемуся в степени  давления друг на друга суставных  поверхностей.

 

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь  с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество  других свойств, посредством которых  мы распознаем предметы окружающего  нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам  ощущения влажности. Сочетание влажности  с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов  кожной чувствительности, главным образом  опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

 

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже  у младенца, рука является одним  из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками  ко всем предметам, привлекающим его  внимание. Дошкольники и часто  младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают  его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты  действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют  место и в экспериментальной  ситуации.

 

Вопреки субъективно-идеалистическим  тенденциям ряда психологов (Р. Гиппиус, И. Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного  эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные  на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С. Розенфельд и С. Н. Шабалина отчетливо выявляют познавательные установки ребенка  в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления  от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством  качеств, которые выявляет процесс  осязания, опознать предмет и его  свойства.

 

Обычно осязание функционирует  у человека в связи со зрением  и под его контролем. В тех  случаях, когда, как это имеет  место у слепых, осязание выступает  независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

 

Наиболее слабым пунктом  в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным — отражение  динамики, движения, действенности. Оба  положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых  детей из Ленинградского института  слуха и речи, в частности исполненные  динамизма скульптуры Ардальона  К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного  описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и  слуха, нельзя не поражаться тому, сколь  многого можно достичь в отображении  окружающей действительности на основе осязания.

 

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере — слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств  умственного и общего культурного  развития совершается у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

 

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтения с голоса»  заключается в том, что слепоглухонемой  прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области  голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного  восприятия улавливает речь.

 

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т.д., в частности  поразительная биография слепоглухонемой  Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы  обучения.


Информация о работе Ощущения. Пороги ощущений