Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека. Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющих на её становление и развитие.

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения самооценки

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных

авторов к изучению самооценки

1.2. Этапы становления самооценки

Глава II. Основные факторы, влияющие на становление

и развитие самооценки.

2.1. Семейный фактор – основной фактор развития

самооценки.

2.2. Социальные факторы

2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на

становление самооценки

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Самооценка.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

 

3. Влияние неудачи.

 

 Снижение общей самооценки  под влиянием экспериментальной  неудачи сопровождается у некоторых  испытуемых появлением мыслей  о смерти, а удачная проверка  высоко ценимой способности вызывает  значительное повышение уровня  самооценки других качеств. По  некоторым данным, повышение общего  самоуважения под влиянием частного  успеха встречается чаще, чем  его понижение вследствие неудачи. 

 

По мнению американского  психолога Рут Уайли, которая  критически проанализировала существующие эмпирические исследования, наличие  или отсутствие сдвигов в самооценке под влиянием экспериментальной  неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей испытуемого, например, общего уровня самоуважения и тревожности; специфических  качеств, которые подверглись обесценению  в эксперименте; того, как испытуемый оценивает источник информации о  своем поражении пли успехе и  насколько он доверяет этому источнику. Уайли пришла к выводу, что в  большинстве случаев "испытуемый руководствуется не только желанием самоутверждения, но и объективными соображениями. Ухудшение показателей  деятельности и рост тревожности  в связи с экспериментальной  неудачей может быть больше у испытуемых с низким общим уровнем самоуважения". Иначе говоря, любая экспериментальная  или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом в  свете своего долгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение. Человек с пониженным самоуважением  будет переживать любую частную  неудачу глубже тяжелее, чем спокойный  и уверенный в себе [11].

 

4. Принципы «самости»,  влияющие на самооценку.

 

Принцип интериоризации чужих  оценок – теория отражённого, зеркально  «Я» (концепция Кули и Мида). Представление  человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают  его окружающие, особенно если это  коллективная, групповая оценка. Под  влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных - снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с главными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, которые непосредственно  оценка окружающих не затрагивала. Например, у человека, получающею от имени  группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень  притязаний, выходящий за пределы  тех качеств, которые были отмечены как положительные.

 

Изменения, под влиянием внешних  оценок, "образа Я", как и социально-нравственных установок, более значительны, если испытуемый думает, что значимые для  него лица (например, товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств  или поведения, чем в тех случаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаково чувствительны  и восприимчивы к чужим мнениям, начиная от полного безразличия  и кончая полной перестройкой собственной "самости" в соответствии с  желаниями других. Психологическая  сложность интериоризации хорошо иллюстрируется экспериментально. Членам нескольких маленьких производственных групп (пять-семь человек в каждой) предложили оценить организаторские и деловые  качества каждого, включая себя, и  предсказать, как оценят его по этому  качеству остальные. Сравнению подверглись  три показателя: самооценка; объективная  групповая оценка, полученная путем  усреднения оценок, данных индивиду его  товарищами по работе; предполагаемая групповая оценка.  Выяснилось,  что люди с высокой самооценкой  получили более высокую групповую  оценку, чем люди с низкой самооценкой; предполагаемая и объективная групповая  оценки также оказались связанными. Однако совпадение самооценок и предполагаемых оценок оказалось выше, чем самооценок и объективных групповых оценок. Только 40% лиц с высокой самооценкой  получили высокую групповую оценку, и только 26% лиц со средней самооценкой  получили среднюю групповую оценку. По шкале деловых качеств больше половины лиц с высокой самооценкой  получили низкую групповую оценку.

 

Интериоризация чужих  мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписывают другим то или  иное отношение к себе, а затем  уже принимают или отвергают  его в качестве критерия оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим "образом  Я" и ценностными критериями.

 

Принцип социального сравнения. Хотя многие элементы нашего "Я" выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинстве случаев они  соотносительны и молчаливо подразумевают  какое-то количественное или качественное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое наличное "Я" с прошлым  или будущим, а свои притязания - с достижениями. Во-вторых, он сравнивает себя с другими людьми.

 

Первый момент отражен  уже в знаменитой формуле У. Джемса:

 

                

 

                                   Успех

 

Самоуважение—------------------

 

                               Притязания

 

Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем труднее  их удовлетворить. Правомерность формулы  Джемса доказывается не только житейским  опытом, но и множеством специальных  экспериментов, показывающих, что удачи  и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом  своих способностей.

 

Но процесс социального  сравнения является двусторонним. Индивид  воспринимает и оценивает себя в  сравнении с другими, а других - по себе. Возникает вопрос: когда "другой" служит прототипом "Я", а когда, наоборот, "Я" служит отправной  точкой, референтом восприятия "другого"? Хотя самопознание всегда считалось  трудным, люди обычно считают, что о  себе судить легче, чем о других, и больше доверяют таким суждениям, особенно если речь идёт о внутренних состояниях, мотивах и т. и. Отсюда и пословица: «Чужая душа – потемки». По то, что кажется нам "непосредственным знанием себя", в действи­тельности  есть итог сложною процесса атрибуции (приписывания себе определенных свойств).

 

 Хотя частные самооценки  являются важными индикаторами, показателями того, как человек  воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными  и не позволяют судить о  структуре и динамике самосознания  личности в целом. Чтобы схватить  человеческое "Я" в его единстве, нужно гораздо более сложные  исследования и теоретические  модели.

 

 

2.3. Фактор физического  Я-образа, влияющий на

 

становление самооценки.

 

Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных  людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности  самопринятия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирования 94 человек  утверждают, что тучные люди склонны  оценивать свой физический облик  как "нелепый" и "вызывающий отвращение"[13].

 

Выдержки из высказываний больных. "Я называю себя неряхой  и свиньей... Я смотрю в зеркало  и говорю: "Ты - ничтожество, ты - жирная свинья…", "Когда я смотрю на себя в зеркало, я испытываю приступ  острой ненависти и отвращения к  себе", "Никто не хочет иметь  дело с бочкой, никто не приглашает меня танцевать, и я вынуждена подпирать стенку и слушать музыку. Я просто ничтожна". Негативная самооценка экстраполируется и на ожидаемую оценку окружающих: "Я способна понравиться только ненормальному — кто захочет иметь дело со слонихой", "Я чувствую, что другие люди имеют полное право ненавидеть меня и таких, как я".

 

В формировании самосознания подростков аффективные и когнитивные  процессы, сложно переплетаясь, образуют причинно-следственный круг: когнитивная  недифференцированность предполагает низкую степень автономии "аффекта" и "интеллекта", так что любые  изменения в одной из сфер захватывают  и распространяются на систему в  целом.  Бедность, когнитивная упрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структуру шкал  из травматического негативного  опыта общения со значимыми другими  с необходимостью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередь требует и находит  рациональные подтверждения собственной "плохости". Метафорически этот порочный круг можно было бы представить  следующим образом: "Я - толстая, у  меня нет друзей, спорт и развлечения  не для меня, а для других - я  просто слониха, конечно, я никчемный  человек, и никаких других чувств, кроме сожаления и неприязни  к себе, ожидать не могу, и с  этим согласна; что, кроме сожаления  и неприязни, может вызывать человек, который толст, как бочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения  ему недоступны, а сверстники его  сторонятся? В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств с  их эмоциональной оценкой круг этот может запускаться как когнитивной, так и аффективной составляющей самосознания с неизменным итоговым самонеприятием. На поведенческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариант самоотношения ведет  к сужению круга общения, бездеятельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес  Я.

 

В школьные годы внешний облик  ребенка во многом определяет отношение  к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на общей  самооценке. Известно, как жестоко  страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, "козлы  отпущения", предмет насмешек и  издевательств - "дядь, достань воробушка", "жиртрест-мясокомбинат", "очкарик", "прыщ", "рыжий, рыжий, конопатый" и т. д. в том же роде, вплоть до приписывания детям с физическими  отклонениями отрицательных душевных качеств. Подростки с заметными  отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической  среды, способствующей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения  или бунта против него.

 

Самооценка тесно связана  с ожидаемой родительской оценкой  — так называемая "эхо-самооценка", или зеркальное отражение в самооценке родительского видения ребенка  и эмоционального отношения к  нему. "Я больная - так и мама считает", "Я честная. Так мама говорит", "Мама говорит, что я  эгоистка. Так оно и есть". Даже самостоятельно придумывая свободные  шкалы самооценивания, дети часто  говорят: "Как считают родители, я...", "Мама мне часто говорит, что я...". Самооценка как бы отстает  в своем развитии, продолжая оставаться "линейной функцией" от отношения  родителей к подростку. Это создает  чрезвычайно психотравмирующую  ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складывающихся отношений  вне семейного круга, полный ребенок  в своей семье сталкивается с  отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности.

 

 

Заключение.

 

Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к  себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и  позитивного от­ношения ко всему  тому, что входит в сферу его  «Я».

 

Отношение к себе, т.е. самооценка формируется в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок  впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой  он есть, сопутствуют ли ему успех  или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс  становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни  человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки. Колебания  частной самооценки вызывают ситуативные  изменения в жизни человека: успех  или неудача, сравнение себя с  другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными  индикаторами, показателями того, как  человек воспринимает «видит» сам  себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в  целом.

 

Самооценка, как составляющая «Я –образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти  люди чрезмерно чувствительны к  критике, считая её подтверждением своей  неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое  испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью  и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее  склонны к установлению новых  взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень  важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали  активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает  глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит  от отношения к себе, от нашей  самооценки.

 

Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может  значительно изменить жизнь каждого  человека. Осознание того, что у  тебя низкая самооценка позволит научиться  жить с такой особенностью и жить эффективно.

 

Материалы данной курсовой работы могут использоваться в работе психологов, в  образовательных учреждениях.

 

 

Список литературы:

 

 

 

1. Бернс Р. Развитие  Я-концепции и воспитание. – М., 1986

 

2. Белобрыкина О.А. Влияние  социального окружения на развитие  самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.

 

3. Джемс У. Психология. – М., 1991

 

4. Зимбардо. Застенчивость.  – М.,1991

 

5. Кон И.С. Открытие «Я».  – М., 1978

 

6. Креславский Е. С.  Избыточная масса тела и образ  физического "Я" //Вопросы психологии,  №2, 1987

 

7. Лэнг Р. Расколотое  «Я». – М., 1995

 

8. Мухина В.С. Детская  психология. – М., 1999. – 352с.

 

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. – 4-е изд. – М.,2000. –688 с. 

 

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. –608 с. 

 

11. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003

 

12. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании: Учёбное пособие.  – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 

 

13. Самосознание и защитные  механизмы личности. Хрестоматия.  – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ  – М., 2003 – 656 с.

 

14. Сарджвеладзе Н.И. Личность  и её взаимодействие с социальной  средой. – Тбилиси, 1989

 

15. Соколова Е.Т. Самосознание  и самооценка при аномалиях  личности. – М., 1989

 

16. Столин В.В. Самосознание  личности. – М., 1983

 

17. Уманец Л. И. : Роль  самооценки в игровых отношениях  дошкольников //Вопросы психологии,  №4, 1987. 61с.


Информация о работе Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки