Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:13, курсовая работа
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека. Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющих на её становление и развитие.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных
авторов к изучению самооценки
1.2. Этапы становления самооценки
Глава II. Основные факторы, влияющие на становление
и развитие самооценки.
2.1. Семейный фактор – основной фактор развития
самооценки.
2.2. Социальные факторы
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
становление самооценки
Заключение
Список литературы
В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята попытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. Изучалась зависимость между частными самооценками, их субъективной значимостью и общим самоуважением. Ими использовались различные модели взвешивания самооценок по значимости. Кроме этого использовались эмпирически полученные оценки значимости. Однако, несмотря на изрядную экспериментальную изощренность, они не получили корреляций между интегральной самооценкой и общим самоуважением, превышающих г=0,45. Причем, взвешивание по значимости не приводило к заметному изменению корреляций по сравнению с простым суммированием частных самооценок [11].
На основании этих результатов они пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение (глобальная самооценка) - это разные конструкты, за которыми надо искать различное психологическое содержание. В этом исследовании интересен еще один результат, парадоксальный с точки зрения Ходжа и Маккарти. Было обнаружено, что учет индивидуальной (субъективной) значимости давал меньше приращение корреляций, чем учет групповых оценок значимости (полученных усреднением индивидуальных оценок значимости каждого аспекта по группе). Это позволило им заключить, что групповые ценности (для данного контингента) имеют большее влияние на глобальную самооценку, чем учет индивидуальных оценок ценностей. Однако, этот факт был оставлен ими без объяснении - лишь как парадоксальная констатация.
Кроме изложенных выше взглядов, существуют попытки создания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения. Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень, задаваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его личностных проявлений.
Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа так называемой «номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для понимания обобщенного «Я» [11]. В соответствии с этой моделью обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе), последняя же подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты.
Отсюда Я- концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.
Мотив самоуважения, по определению
Канлана, - это «личная потребность
сделать максимальным переживание
положительных и минимальных - отрицательных
установок по отношению к себе».
Большей частью мотивы самоуважения
и последовательности «Я» совпадают,
но бывают случаи, когда индивид
упорно сохраняет отрицательный
образ «Я» не меняя его даже
в случаях положительных
По литературным данным выделяют
три основных понимания терминов
самоотношения, каждое из которых отражает
различные теоретические
1) любовь к себе,
2) самоприятие,
3) чувство компетентности.
Эти понятия различаются
в зависимости от того, в какой
степени в них выражены элементы
эмоциональной «привязанности», в
противоположность «оценке» (которые
рассматриваются здесь как
Одним из различий между любовью
к себе и самоприятием является глубинность.
Соответствующего чувства, хотя и то
и другое связано с эмоциональным
чувством симпатии в собственный
адрес. Самоприятие — это более
феноменальный процесс, в котором
подчеркивается сознательность или, по
крайней мере, предсознательность выражающих
самоотношение суждений. Любовь к
себе рассматривается как более
глубинный и, возможно, даже более
«мистический» процесс, включающий
в себя интенсивные драйвы и энергии
(в психоаналитических теориях) или
базисные (онтологические) небезопасности
(в экзистенциально
В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, т.е. сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах.
В подходах к самоотнотношению с точки зрения самоприятия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу. Однако важнейшим аспектом этого процесса является чувство или
переживание, приводящее к
этому оцениванию. Так например,
К. Роджерс разделяет общее
Однако, механизм формирования этих сторон отношения к себе, совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.
Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлены различные понимания содержания глобальной самооценки, которая при этом рассматривается как единое и целостное образование, то К. Роджерс рассматривает самопринятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которое оказывается обладающим сложным строением, включавшим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную [11]. Наличие двух аспектов в общем самоотношении признается и некоторыми другими авторами - Так, С. Гордон констатирует различие между уважением и любовью как между разными формами эмоций, Для него самоуважение и самосимпатия представляют из себя дна различных типа самоотношения, которые вытекают из различных форм позитивного опыта - аффилиации и успеха в задании. «То, что люди чувствуют по отношению к себе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько они считают себя «хорошими» [11].
Для большинства исследователей
аффективный процесс - то же самое, что
и самооценивание, описанное в
терминах эмоции. То есть дело просто в
различных ракурсах рассмотрения одной
и той же реальности. Резюмируя
точку зрения многих авторов, Р. Бернс
пишет, что «положительная Я-концепция
определяется тремя факторами: твердой
убежденностью в импонировании
другим людям, уверенностью в способности
к тому или иному виду деятельности
и чувством собственной значимости».
Здесь потенциально выделяются три
характеристики самоотношення в
качестве элементов его строения.
Однако, оказывается, что третья характеристика
- «чувство собственной значимости
(или противоположное ему
· Можно выделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаются большинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительности отношения индивида к собственному представлению о себе:
во-вторых,
что это обобщенное
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.
Проанализировав вышеизложенные подходы, автор курсовой работы придёрживается следующей точки зрения:
Существуют два уровня самоотношения - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура самоотношения сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Самооценка формируется
в младшем школьном возрасте. Это
общая самооценка, наиболее устойчивая
и постоянная. На формирование самооценки
оказывает влияние близкое
1.2. Этапы становления самооценки.
I. Ранний возраст. Многие
дети уже в раннем возрасте
отмечают свои успехи или
Около 3,5 лет у детей
уже можно наблюдать массовые
реакции на успех и неудачу, очевидным
образом связанные с
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми.
II. К среднему дошкольному
возрасту у многих детей
Такое достижение следует
рассматривать как еще один шаг
на пути к обеспечению нормального
обучения в школе в будущем, так
как с началом школьного
Особую роль в планировании
и прогнозировании результатов
личностного развития ребенка играет
представление о том, как дети
разного возраста воспринимают и
оценивают своих родителей. Те из
родителей, кто является хорошим
объектом для подражания и одновременно
вызывает к себе положительное отношение
ребенка, способны оказывать на его
психологию и поведение наиболее
сильное влияние. В некоторых
исследованиях установлено, что
самое заметное воздействие родителей
на себе испытывают дети в возрасте
от трех до восьми лет, причем между
мальчиками и девочками имеются
определенные различия. Так, у девочек
психологическое влияние
III. В старшем дошкольном
возрасте дети придают большое
значение оценкам, даваемым им
взрослыми людьми. Ребенок не
ждет такой оценки, а активно
сам добивается ее, стремится
получить похвалу, очень
IV. Младший школьный возраст.
Особенностью детей младшего
школьного возраста, которая роднит
их с дошкольниками, но еще
больше усиливается с
Это напрямую касается такого
важного личностного
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана.
V. Подростковый возраст.
Главная новая черта,
В этом возрасте дети становятся
особенно чуткими к мнению сверстников
и взрослых, перед ними впервые
остро встают проблемы морально-этического
характера, связанные, в частности,
с интимными человеческими
Отрочество — как иногда
называют подростковый возраст —
это время становления
В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.
Информация о работе Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки