Основные формы межличностного взаимодействия: конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Причины конфликтов…………………………………………………………. 4
2. Классификация конфликтов………………………………………………….. 6
Заключение………………………………………………………………………. 11
Список использованной литературы…………………………………………... 12

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология»

 

на тему «Основные формы межличностного взаимодействия: конфликты»

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1-го курса факультета финансы

и кредит группы ФКс-121 Грузд К.О.

Руководитель:

Доцент Черкасов  Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Причины конфликтов…………………………………………………………. 4

2. Классификация конфликтов………………………………………………….. 6

Заключение………………………………………………………………………. 11

Список использованной литературы…………………………………………... 12 
Введение

 

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.

К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более жестокие конфликты.

Сегодня конфликты — повседневная реальность. Возможно, 21 век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в 20 в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека.

 

1. Причины конфликтов.

 

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные и субъективные причины.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;
  • плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Субъективные причины конфликтов обусловлены индивидуально-психологическими  особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы.

В основном  это обусловлено значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации.  Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие,  нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени.  Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать.  Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация конфликтов.

 

В практике отечественной и зарубежной конфликтологии существует несколько классификаций конфликтов.

Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие виды конфликтов.

1. Экономические. В их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью.

2. Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями.

3. Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах, установках людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в самых малых объединениях на уровне личности.

4. Социально-психологические. Они могут проявиться как между личностями, так и между  социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причиной может быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т.д.

5. Социально-бытовые. Они связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц и жизни, быте и т.д. Главный из них — дисгармония семейных отношений. Его причины: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.

Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:

1. Бурные и быстротекущие. Отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон. Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.

2. Острые и длительные. Возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои  реакции и поступки. Прогноз решения — преимущественно неопределенный.

3. Слабовыраженные и вялотекущие. Характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна сторона; вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации.

4. Слабовыраженные и быстропротекающие. О благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.

Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть:

  1. Глобальные (мировая цель);
  2. Региональные (Афганистан);
  3. Межгосударственные (Армения — Азербайджан);
  4. Межнациональные (Осетино-Ингушский, 1991 г.);
  5. Межклассовые или между разными слоями общества (Кузбасс: учителя, шахтеры и чиновничество);
  6. Межгрупповые (команда Президента и Верховный Совет в 1993 г.);
  7. Межпартийные (КПРФ — ЛДПР);
  8. Межличностные политические (предвыборная борьба кандидатов во властные структуры).

Если за критерий взять количество участвующих сторон, т.е. круг участников, то конфликты бывают:

  • двусторонние;
  • трехсторонние;
  • многосторонние.

Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты могут быть:

  • невооруженные (таможенные войны);
  • вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.

Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают:

  • агрессивные;
  • компромиссные.

Могут быть конфликты:

  • по основным вопросам;
  • не по основным вопросам.

Разумеется, нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа «схваток», где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и «дебаты», где возможен компромисс. Кроме того, встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации):

  1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
  2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из  сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали  ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется.
  3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою очередь.  Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его  основе, когда следствие выдается за причину;

г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:

  • рациональные;
  • эмоциональные.

В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяются на:

  • позитивные;
  • негативные;
  • конструктивные;
  • деструктивные.

Социальный психолог В.И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие подходы к классификации конфликтов:

  • внешний — конфронтация между субъектами;
  • внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
  • конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;
  • конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
  • групповой — между группами людей;
  • коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
  • мотивационный — между потребностями и намерениями;
  • открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;
  • скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
  • конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;
  • конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;
  • статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;
  • целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели;
  • и т.д.

 

 

Заключение

 

Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с максимальной точностью составить его диагноз.  Затем выяснить, кто вовлечен в конфликт, определить потребности и опасения каждого из участников конфликтной ситуации, связанной с данной проблемой.   Идеальным является восприятие конфликта таким, каков он есть на самом деле.

Информация о работе Основные формы межличностного взаимодействия: конфликты