Основные характеристики памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе автор хочет рассмотреть такой психический познавательный процесс, как память. Именно память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
I. Определение памяти…………………………………………………………………………6
а) Основные определения……………………………………………………………………-
б) Основные характеристики памяти……………………………………………………….7
в) Индивидуальные различия памяти………………………………………………………8
II. Виды памяти………………………………………………………………………………...9
а) По характеру психической активности………………………………………………….-
б) По характеру целей деятельности………………………………………………………11
в) По продолжительности сохранения материала………………………………………..12
III. Основные процессы и механизмы памяти……………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………..3

 

I. Определение памяти…………………………………………………………………………6

   а) Основные определения……………………………………………………………………-

   б) Основные характеристики  памяти……………………………………………………….7

   в) Индивидуальные различия  памяти………………………………………………………8

II. Виды памяти………………………………………………………………………………...9

   а) По характеру психической  активности………………………………………………….-

   б) По характеру целей  деятельности………………………………………………………11

   в) По продолжительности  сохранения материала………………………………………..12

III. Основные процессы и механизмы памяти……………………………………………...13

 

Заключение……………………………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «психология» в переводе с  древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII – XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.

Психические явления можно разделить  на три основных класса: психические  процессы, психические состояния  и психические свойства личности.

 

                                  Структура психических явлений1

           Психические

              процессы

            Психические           

              состояния

             Психические 

                свойства

        познавательные

ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание

 

               подъем,

           угнетенность,

                   страх,

               бодрость,

            уныние и др.

                  

 

           направленность,

              темперамент,

              способности,

                характер

         эмоциональные

возбуждение, радость, негодование, злость и др.

          волевые

принятие решений,

преодоление трудностей,

борьба мотивов,

управление своим 

поведением и др.


 

 

В своей контрольной работе я  хочу рассмотреть такой психический познавательный процесс, как память. Именно память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Психологи на протяжении нескольких веков занимаются изучением памяти. Одной из первых психологических  теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, считается ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти приходит гештальттеория (В. Вундт, Э. Титченер, Б. Зейгарник). Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

Несмотря на определенные успехи и  достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые  важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители двух других направлений: бихевиоризма и психоанализа.

Представители бихевиоризма по своим  взглядам оказались очень близки к ассоцианистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании  материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

В свою очередь, заслугой представителей психоанализа (З. Фрейд и его последователи) является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов, находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Особое место в исследованиях  памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого. Исследованием высших форм памяти занимался Л. С. Выготский со своими учениками. Он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную. А также непосредственную и опосредованную память.

Следует отметить, что работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых  процессы памяти связывались с процессами мышления. Так исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции  психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

В настоящее время психологи, а  также представители разных наук, продолжают заниматься исследованиями памяти, так как, несмотря на многолетние труды, многие вопросы в изучении памяти остаются нерешенными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Определение памяти.

 

     а) Основные определения.

Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

- Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае –  мутация и изменения в генах. В данной работе генетическая память не будет разбираться подробно, так как она единственная, на которую  мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.2

- Механическая -  это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память" означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.3

Данные виды памяти существуют у  всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо  более сложен:  прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в  использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.4 Что же такое сама память?

Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.

ПАМЯТЬ - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов -  запоминания, сохранения и воспроизведения информации, связанных друг с другом.5 Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.6 Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

 

б) Основные характеристики памяти7.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными  характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запоминания, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.




 

 

 

  1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти  - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.
  3. Точность воспроизведения – способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть – искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.
  4. Длительность сохранения – способность человека в течение долгого времени сохранять необходимую информацию. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

 

в) Индивидуальные различия памяти.

Процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение информации) у  разных людей развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:

- различная скорость запоминания;

- в прочности сохранения;

- в легкости воспроизведения;

- в точности и объеме запоминания.

Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.  

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.8 Виды памяти будут рассмотрены немного ниже.

Информация о работе Основные характеристики памяти