Основные идеи и понятия онтопсихологии менегетти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Онтопсихология – это научная школа в психологии и психотерапии, возникшая в 70-х гг. XX в., и определяется как наука о бытии в психике. Основателем онтопсихологии является итальянский психолог Антонио Менегетти (род. в 1936 г.). В основе данного течения психологии лежат философские идеи Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, синтез идей психоанализа и гуманистической психологии.
Согласно учению А. Менегетти, психика человека складывается из следующих инстанций и процессов:
1). Ин-се (сущность в себе) – внутренней позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования;
2). Естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции ин-се);

Файлы: 1 файл

№ 3.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Основные идеи и понятия онтопсихологии менегетти

Онтопсихология – это научная школа в психологии и психотерапии, возникшая в 70-х гг. XX в., и определяется как наука о бытии в психике. Основателем онтопсихологии является итальянский психолог Антонио Менегетти (род. в 1936 г.). В основе данного течения психологии лежат философские идеи Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, синтез идей психоанализа и гуманистической психологии.

Согласно учению А. Менегетти, психика человека складывается из следующих инстанций и процессов:

1). Ин-се (сущность в себе) – внутренней позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования;

2). Естественные и неискаженные  проявления (эманации) жизни (или  проекции ин-се);

3). Монитор отклонения  – психологический механизм, связанный  с действием социальных стереотипов  и штампов, вмешивающихся в  живую ткань бытия и искажающих  аутентичные эманации ин-се;

4). Искаженные проявления  жизни организованные в виде  психологических комплексов;

5). Сознательно – логическое  «Я» - психологическая инстанция  человека.

Именно это последнее  является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять  себя со всей тотальностью психики  человека.

С точки зрения онтопсихологии человек – продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур. Отсюда тезис А. Менегетти: «Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем».

По мнению онтопсихологов ин-се положительно – оно заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в том числе и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин-се – это универсальная точка отчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия. Ин-се постоянно излучает свои эманации, но «Я» воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде.

Если интенции нашего «Я»  совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Это совпадение проявляется в виде переживаний, радости, полноты жизни, счастья. Но, к сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим ин-се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирова исключительно вовне (при этом в самом себе человек крайне дезориентирован), так как все наше «благополучие» определяется степенью адаптированности к социальной системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения являются своего рода ошибками нашего собственного «Я». В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает наше «Я».

Подобная ситуация порождает  то, что в онтопсихологии называется «экзистенциальная шизофрения». Она возникает в итоге постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед социальными требованиями, подчиняясь институтам социализации (школа, семья, социальная группа и пр.), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему ин-се, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне.

Для психологической практики социальной работы существенное значение имеет не только уяснение общей структуры  человека как личности, но, что особенно важно, понимание ряда психических  и психофизиологических состояний  и образований, в том числе, на стыке нормы и патологии, на основе которых у клиентов возникают  определенные психологические проблемы, требующие вмешательства психосоциальных  работников и психотерапевтов.

Прежде всего отметим, что в процессе социализации, формирования и развития личности важнейшее значение имеет выработка адекватной самооценки, уровня притязаний, самоуважения.

Сама по себе адекватная самооценка формируется под влиянием социальной среды на основе самосознания, темперамента и характера личности. При этом большинству людей присуще стремление оценивать себя выше среднего, т.е. это  потребность человека в самоуважении и достаточно высокой самооценке. Однако у людей невротического типа (страдающих неврозами) самооценки бывают часто заниженными или завышенными («Я - самый добрый, красивый, умный», или – «Я – самый несчастный, невезучий, больной и т.п.»).

Самооценка возникает  в 14-15 лет, когда подросток начинает анализировать свое поведение, свои поступки, мысли, чувства. Причем самооценка формируется на основе сопоставления  им мнений о нем других людей. Таким  образом, молодой человек оценивает  сначала других людей, а затем  уже самого себя. Самооценка влияет на уровень притязаний личности, (выбор целей, которые представляются личности важными для его жизни, карьеры, благополучия и т.д.) Уровень притязаний тоже может быть адекватным, т.е. цели, которые ставит человек соответствуют его возможностям, способностям, умениям, или, наоборот, неадекватным (заниженным - завышенным). Чем более объективно реальной является самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Самоуважение – это  обобщенное отношение личности к  самой себе, формирование этого чувства  зависит от уровня притязаний: чем  выше уровень притязаний и его  достижение, тем выше самоуважение.

Напротив, низкое самоуважение ведет к неудовлетворенности  собой, создает предпосылки к неврозам, депрессиям, фрустрациям.

Невроз – это приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких – либо его анатомических повреждений.

Основной причиной неврозов являются сильные переживания (психотравмы) на почве семейно – бытовых конфликтов, болезни и смерти близких людей, перегрузки на работе и т.д. Неврозами страдает до 1/3 населения. К неврозам предрасполагает определенные генетически обусловленные свойства нервной системы, а также приобретенные в жизни личности (акцентуации характера, переутомление и т.д.).

Неврозы подразделяются на три  основных формы: неврастения (раздражительность, лабильность эмоций, физическое и нервное истощение, утомляемость, слезливость, подавленное настроение и т.д.), истерия (двигательные расстройства, параличи, расстройство сенсорики), невроз навязчивых состояний (психастения). Неврастении способствуют некоторые черты характера – недооценка себя, чрезмерное честолюбие и пр. Истерия чаще всего возникает у лиц демонстративного типа, внушаемых или самовнушаемых. Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением различных фобий, повышенной тревожности, расстройств вегетативной системы и т.д.

Депрессии (от лат. - подавление) – аффективное состояние с отрицательным эмоциональным фоном (тоска, отчаяние и т.д.), сопровождающееся резким снижением самооценки, замедленностью реакций, безинициативностью и пр.

Фрустрации – (от лат. – обман, расстройство, разрушение планов) – это психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, к решению задачи. Это одна из форм психологического стресса. Фрустрации проявляются в основном в негативных эмоциях (гнев, раздражение, чувство вины и т.д.).

Таким образом, в процессе формирования самооценки, уровня притязаний и самоуважения личности в зависимости  от объективных и субъективных причин возникают неврозы, депрессии и  фрустрации, затрудняющие социализацию личности.

Онтопсихология семьи

Из всего  вышесказанного вовсе не следует, что  онтопсихология - это наука и практика, занимающаяся лишь индивидуальной психической жизнью. Много внимания онтопсихологи уделяют социальным условиям жизни человека, например, контексту взаимоотношений людей в браке и семье.

 С  онтопсихологической точки зрения, оптимальный возраст для вступления в брак должен быть не моложе 29-32 лет для женщин и не моложе 34-36 лет для мужчин, так как человек должен сначала научиться жить в обществе, общаться в рамках различных социальных групп, овладеть всевозможными формами и способами межличностного общения. Полноценная зрелость личности подразумевает высокую степень ее автономности и аутентичности. Такая зрелость не может, как правило, наступить ранее вышеуказанного возраста.

 Супружество  - это один из периодов жизни  мужчины и женщины. Как таковой,  брак нужен только для обеспечения  социальной защищенности детей.  Супружеская пара должна быть  самодостаточной и видеть в детях лишь одну из возможных форм самореализации. Если же эта установка родителей меняется, дети приобретают излишнее и несвойственное им влияние на жизнь взрослых.

Основной  принцип онтопсихологи и семьи можно сформулировать следующим образом: чтобы быть хорошими родителями, надо прежде быть счастливыми взрослыми людьми. Этот принцип крайне важен для взаимоотношений "мать - ребенок". Дело в том, что женщина, прежде чем стать матерью, должна достичь определенного уровня самореализации, утвердиться как автономная (т. е. способная к самостоятельному функционированию и действующая в интересах своей индивидуальности) личность. Деторождение - это уже следующий этап жизни. Рождение ребенка должно быть сознательным выбором психологически зрелой женщины, актом самоутверждения.

 Личность  женщины не должна терять свою  значимость из-за того, что она  становится матерью, так как  ребенок - это только один (хотя  и очень важный) аспект ее жизни.  Излишняя (как позитивная, так и  негативная) сосредоточенность на  ребенке деформирует семантическое  поле матери, что пагубно сказывается  на психосоматическом развитии  ребенка, который воплощает в  себе семантическое поле семьи  и, прежде всего, матери. Хорошей  для Ин-се ребенка является такая мать, которая способна вовремя "отойти" и отпустить ребенка по его инициативе. Как только человек становится автономным, свободным в своем развитии, с этого момента лишь его собственное Ин-се является для него единственным и истинным отцом и матерью, создающим его сознательное "я".

 Реальная  ситуация во многих семьях  такова, что родители очень часто  затрудняют правильное развитие  ребенка. Ведущая роль в этом  принадлежит матери. Из клинической  практики хорошо известен факт, что мать, не способная радоваться  жизни, потерявшая связь со  своим Ин-се, утратившая свой собственный организмический эгоизм, живет в "маске" и тем самым создает психологическую ловушку для собственного ребенка. Эта ситуация программирования длительной, хронической инфантильности диктует ребенку примитивную манеру общения с матерью, тормозит его нормальное психосоматическое развитие и требует от ребенка практически обязательного исполнения латентных желаний матери.

 Такие  психологические ситуации возникают  в результате медленных, продолжительных  и имеющих организмическую (как правило, сексуальную) природу фрустраций матери, которая не может открыто бороться за свои интересы. Фрустрированная мать манипулирует всей семьей и делает жертвами компенсаций прежде всего своих собственных детей, становящихся объектами ее проекций. Это оказывается возможным благодаря наличию прямого контакта между бессознательным матери и бессознательным ее детей. Дети, тем самым, попадают под негативные влияния семантики фрустрированной матери.

 Онтопсихология впервые описала целый ряд феноменов так называемой негативной психологии, характеризующейся неосознаваемым психологическим вторжением одного человека в жизнь другого, что приводит к разрушительному воздействию первого на психосоматическую структуру второго, к снижению его общего жизненного потенциала:

  • феномен "пустого эротизма" (социально приемлемая коммуникация со слабым негативным эффектом);
  • феномен "черного вагинизма" (длительная коммуникация с сильным негативным эффектом и психосоматическими манифестациями);
  • феномен "психического пениса" (коммуникация с вторжением негативной семантики в психику позитивного партнера, его энергетическим захватом и аутизацией);
  • феномен "червивой позиции" (коммуникация с длительным негативным внедрением в семантику позитивного партнера, создание в ней стабильного очага негативности).

 Изучение  феноменов негативной психологии  в семейном контексте стало  важным условием разработки онтопсихологической педагогической доктрины. Ее основные положения можно сформулировать следующим образом.

 Эффективным  воспитателем может быть только  тот, в ком свободно взаимодействуют  Ин-се и сознательное "я". Прежде всего человек обязан быть верным себе, только тогда он может содействовать позитивному росту других.

 Дети  изначально всегда здоровы. Если  они заболевают, то это потому, что в них соматизируются конфликтные ситуации взрослой среды. За каждым больным ребенком просматривается семантическое поле взрослого человека, который болен или просто несчастлив.

 Ребенок  должен быть постоянно открыт  своему внутреннему опыту. Если  воспитание ребенка будет нацелено  исключительно на внешние социальные  ориентиры, его развитие зайдет  в тупик. 

 Ребенок  всегда чувствует семантические  поля взрослых. Каждый раз, когда  мы хотим помочь ребенку в  его развитии, следует прежде всего проявить в отношениях с ним свою безусловную любовь. Когда любовь подтверждена, создаются необходимые и достаточные условия для позитивных самоизменений ребенка, приводящих к устранению его функциональных недостатков

 

Монитор отклонений     Лат. — то, что подсказывает, исправляет, подвергает цензуре, извещает. Лат. — сбивать с пути, менять дорогу, поворачивать в другом направлении.Психоделическое устройство, деформирующее образ как проекцию реальности.

Отклонение: вместо повторения образа, относящегося к объекту, искажает согласно предустановленной  программе любой сигнал, отражающий реальность. Вместо того чтобы спекулярно проецировать (riflettere — отражать), отклоняет согласно предустановленной в получателе тематике (deflette — отклоняет).

Информация о работе Основные идеи и понятия онтопсихологии менегетти