Основные этапы развития психологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Психология, как в академической, так и в популярной формах даёт человеку язык самоописания и различные техники изменения самого себя. Она ставит субъект в сознательную позицию по отношению к собственному опыту и позволяет активно преобразовывать свой внутренний и внешний мир: свою жизнь, своё окружение, свою судьбу.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………….. 3
1. История античной психологии ……………………………………………………………. 3
2. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период
Возрождения ..………………………………………………………………………………. 6
3. Поворот к проблеме сознания в Новое время ……………………………………………. 7
4. Период оформления психологии в самостоятельную науку ……………………………. 9
Заключение …………………………………………………………………………………... 11
Список использованных источников ………………………………………………………. 12

Файлы: 1 файл

2.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Энгельсский технологический  институт (филиал)

Саратовского государственного технического университета

 

 

 

Кафедра «Гуманитарные  науки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инженерная психология»

на тему:

 

 

«Основные этапы развития психологических знаний»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ВЗФ 

гр. ТМС-11 Ильин А.Д.

шифр: 103042

Проверил: к.т.н., доц. Овчаров Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энгельс 2011

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………………….. 3

 

1. История античной психологии ……………………………………………………………. 3

 

2. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период   

    Возрождения ..………………………………………………………………………………. 6

 

3. Поворот к проблеме сознания  в Новое время ……………………………………………. 7

 

4. Период оформления психологии  в самостоятельную науку ……………………………. 9

 

Заключение …………………………………………………………………………………... 11

 

Список использованных источников ………………………………………………………. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология – самая сложная  и в то же время самая легкая наука. Сложность её заключается в попытке описать и объяснить постоянно ускользающую от исследователя реальность душевной жизни человека. А что может быть сложнее проникновения в глубины психики? Лёгкость психологии выражается в том, что каждый человек проживает те явления, которые составляют предмет интереса психологов: любовь и ненависть, страх и восторг, мечты и воспоминания и т.д.

В современном мире укоренился двойственный взгляд на психологию. Обыватель воспринимает психолога-профессионала как некую  мистическую фигуру, почти волшебника, способного «видеть людей насквозь», раскрывать потайные причины самых необъяснимых поступков, проникать в суть загадочных порывов человеческой души. Вместе с тем отношение к психологии как к науке не мешает каждому чувствовать себя немного психологом или пытаться улучшить собственную жизнь с помощью рецептов, взятых из популярной психологической литературы. Позитивный аспект популяризации психологии заключается в том, что, приобретая психологические издания, человек не только познаёт окружающий мир, но и учится понимать себя как часть этого мира.

Психология, как в академической, так и в популярной формах даёт человеку язык самоописания и различные техники изменения самого себя. Она ставит субъект в сознательную позицию по отношению к собственному опыту и позволяет активно преобразовывать свой внутренний и внешний мир: свою жизнь, своё окружение, свою судьбу.

 

 

1. История античной  психологии

Мифологическое понимание  мира, где тела заселяются душами, а  жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.

Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Рудименты анимизма дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

В некоторых других учениях  того времени (например Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно  странствующими по телам животных и растений.

Позже древние греки  под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.

Дальнейшее развитие гилоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как  вечно изменяющийся (живой) огонь, а  душу как его искру. Им впервые  была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя".

Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности  Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Принцип причинности  позволил Гиппократу, дружившему с  Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил  с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение  этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинистический (преобладает кровь), холерический (преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь), флегматический (преобладает слизь). Так была оформлена гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита  и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к  человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями  мудрости"). Их интересовала не природа  с её не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли "мерой всех вещей". В истории психологического познания был открыт новый объект - отношения между людьми с использованием средств, доказывающих любое положение, независимо от его достоверности. В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приёмы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Впоследствии слово "софист" стало применяться к людям, которые с помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные.

Вернуть представлению  о душе, о мышлении прочность и  надёжность стремился Сократ. Формула  Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления.

Гениальный ученик Сократа  Платон стал родоначальником философии  идеализма. Он утвердил принцип первичности  вечных идей по отношению ко всему  преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание есть воспоминание; душа вспоминает (для этого требуются специальные усилия) то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения.

Платон оценил процесс  мышления. Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней (социальной) получил название "интериоризация" (от лат. internus - внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. В сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживёт в психоанализе 3. Фрейда.

Работа по построению предмета психологии принадлежала Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н. э., открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности), развития и причинности.

Аристотеля по праву  следует считать отцом психологии как науки. Его работа «О душе» - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.

С этической ориентации на поиски счастья и искусства  жить, но на других космологических  началах сложилась школа безмятежности духа Эпикура, который отошёл от версии Демокрита о "жёсткой" причинности, царящей во всём, что совершается в мире (и, стало быть, в душе). Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер.

Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные исследования в медико-биологических областях знания. Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.

Позже древнеримский  врач Гален (II век н. э.) в труде «О частях человеческого тела» описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. В те времена запрещались анатомические исследования, но Гален, врачующий гладиаторов, наблюдавший открытые раны головного мозга, считал его производителем и хранителем разума. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах. Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменение в организме ("кипение крови"), субъективные, душевные переживания (например, гнев), вторичны.

Без эмпирической ткани  психологической мысли античности не могли появиться теоретические  успехи, приведшие естествознание к  современной психологии. Древние  греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема психического в материальном мире). Во- вторых, определили психику как форму жизни (психобиологическая проблема). В-третьих, поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая проблема). Таким образом были сформулированы проблемы, веками направлявшие развитие науки о человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История развития  психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения

Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрылась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественно-научное исследование природы приостановилось. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения. Накопление знаний о природе происходило в недрах арабоязычной культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим опытом.

В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних культур (эллины, народы Индии и др.). Возникло арабоязычное государство Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись - от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.

Информация о работе Основные этапы развития психологических знаний