Основные этапы развития психологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Психология, как в академической, так и в популярной формах даёт человеку язык самоописания и различные техники изменения самого себя. Она ставит субъект в сознательную позицию по отношению к собственному опыту и позволяет активно преобразовывать свой внутренний и внешний мир: свою жизнь, своё окружение, свою судьбу.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………….. 3
1. История античной психологии ……………………………………………………………. 3
2. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период
Возрождения ..………………………………………………………………………………. 6
3. Поворот к проблеме сознания в Новое время ……………………………………………. 7
4. Период оформления психологии в самостоятельную науку ……………………………. 9
Заключение …………………………………………………………………………………... 11
Список использованных источников ………………………………………………………. 12

Файлы: 1 файл

2.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

В начале XX века возникает  несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США - функционализм, бихейвиоризм и школа Курта Левина.

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении  ею "атомизма" в психологии - представления  о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая  изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. М. Вертгеймер (1880-1943 гг.) стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры - гештальты.

В это время в американской психологии возникает направление - бихейвиоризм (от англ. "behavior" - поведение). Бихейвиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихейвиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Одним из основателем бихейвиоризма был Э. Торндайк (1874-1949гг.), изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов".

В рамках бихейвиоризма  были установлены многие закономерности выработки навыков. Но игнорировались важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как "чёрный ящик". Такое понимание открывало широкие перспективы для внедрения в психологию статистических методов.

В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), работая над проектом «Программы научной психологии", пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача-невролога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории. Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов.

В рамках психоанализа любое  общество имеет два варианта развития в зависимости от репрессивного (подавляющего) отношения общественной морали к сексуальности индивида, или пермиссивного (разрешающего) отношения. Психоанализ никогда не выдвигал ни единого постулата в защиту раскрепощения общественно вредных тенденций личности; напротив, он всегда призывал к осознанию глубинных механизмов бессознательного, к сознательному овладению влечениями человека, разоблачая всевозможные мифы и иллюзии, будь то политические, религиозные или психологические.

 

 

 

Заключение

Прогресс психологии прямо зависит  от потребности общества в психологическом  знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена  уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.

Понятие духовности с позиции сегодняшнего знания уже не представляется ни мистическим, ни просто образным выражением. Оно  включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. Стало быть, духовность может изучаться, равно как и другие психические явления, с помощью психологических методов. Есть основания говорить о духовности как об особой форме психического, производной от коллективного бессознательного и психического отражения действительности. Психология может пониматься как наука о человеке, его духовной сущности и психическом отражении в их развитии и во всем многообразии форм проявления.

В структуре психологической науки  прослеживаются ее фундаментальная область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная, политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования.

В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая  разветвленные связи и пограничные  области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими  науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2006.-351 с.
  2. Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высш. образование, 2006.-484 с.
  3. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова; отв. ред. А.А. Крылов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-752  с.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – СПб: Азбука, 2009.-416 с.
  5. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 1999.-512 с.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Основные этапы развития психологических знаний