Основные этапы развития психологического знания. Современное состояние психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 18:54, реферат

Описание работы

Психология в переводе с др греческого (психе – душа; логос - наука) наука о душе. Такое понимание определения психологии считается не полным, объясняется тем что в момент зарождения науки она являлась составной частью философии и ее основным предметом исследования. Психология – это наука, изучающая особенности формирования и развития психики человека обуславливающее его деятельность поведение и общение.

Файлы: 1 файл

психология1.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Пермский  государственный технический университет

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа №1

Основные  этапы развития психологического знания. Современное состояние психологии как науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Работу  выполнил студент группы

        Проверил  преподаватель  
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Пермь 2010

       Предмет психологии 

       Психология в переводе с др греческого (психе – душа; логос - наука) наука о душе. Такое понимание определения психологии считается не полным, объясняется тем что в момент зарождения науки она являлась составной частью философии и ее основным предметом исследования. Психология – это наука, изучающая особенности формирования и развития психики человека обуславливающее его деятельность поведение и общение.

       Задачи  психологии в основном сводятся к следующим:

       научиться понимать сущность психических явлений  и их закономерности;

       научиться управлять ими;

       использовать  полученные знания с целью повышения  эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат  уже оформившиеся науки и отрасли;

       быть  теоретической основой практики психологической службы. 

       Этапы развития психологии 

       1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э.  Нет научных исследований психики.  Представления о душе на основе  мифов, легенд, сказаний, религиозных  обычаев; 

       2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; 

       3) ассоцианистическая психология  — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет  психологии — сознание, состоящее  из ощущений, чувств, представлений.  Первая психологическая школа,  концепции об адаптационной функции  психики, теория рефлекса; 

       4) экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса; 

       5) 10-30-е гг. XX в. Методологический  кризис и разделение психологии  на отдельные школы. Делится  на несколько предметов: элементы  психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы; 

       6) 1940-1960 гг. Развитие психологических  школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;

       7) современная психология — вторая  половина XX в. Совершенствование  экспериментальных методов исследования  психики. 
 
 
 
 
 
 
 

       Основные  психологические подходы 

       Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет  ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

       Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

       Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

       Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

       - определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

       - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

       - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

       - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

       - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

       Наблюдение  входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

       Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

       Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

       Одна  из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. 

       Психоаналитический подход 

       Психоаналитическое  направление - наиболее мощное и многообразное течение в современной психологии, включающее концепции, родоначальником которых является психоанализ.

       В основу психоаналитической теории З. Фрейдом  была положена идея о бессознательном  как ведущей детерминанте поведения  и, одновременно, источнике внутриличностных конфликтов. Им была разработана топографическая  модель личности, в рамках которой  выделялись собственно бессознательное, предсознательное или доступная память, включающие неосознаваемый здесь и сейчас материал, который, однако, может стать легко доступен сознанию индивида в результате минимальных целенаправленных усилий либо спонтанно, под воздействием внешнего стимула и, наконец, собственно сознание. Последнее, по мысли З. Фрейда, состоит из актуальных в текущий момент времени мыслей, чувств, переживаний. Согласно представлениям З. Фрейда, сознание охватывает минимальный объем информации, хранящейся в мозге и потенциально доступной индивиду. Позднее топографическая модель трансформировалась в ставшую классической для психоанализа трехчленную структурную модель, включающую в себя ид — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного, эго — рациональную и наиболее осознаваемую часть личности, призванную адаптировать побуждения ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром, и суперэго, представляющее собой интернализованную систему норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном. Существенно важно при этом, что З. Фрейд рассматривал ид, эго и суперэго не как некие статичные структуры, а скорее как внутриличностные взаимосвязанные и взаимозависимые динамические процессы. При этом взаимодействие данных процессов нередко носит антагонистический и конфликтный характер. В этой связи подход З. Фрейда, как и другие подходы, рассматривающие личность в качестве своего рода поля борьбы антагонистических по своей природе и содержанию психических процессов, часто обозначают как психодинамический. 

       Бихевиористический  подход  

       Бихевиористическая  терапия - это одно из четырех главных направлений психотерапии (наряду с психоаналитической, гуманистической и когнитивной). По-другому данный метод называют 'психологией стимула/реакции ответа'. Бихевиористический подход основан на 'теории научения', которая выросла из опытов над животными. Опираясь на ранние исследования Павлова, связанные с изучением условных рефлексов, американский психолог Б. Ф. Скиннер (родился в 1904 году) продолжил изучение поведения животных, а первым результатом стало открытие им 'законов научения', или теории укрепления при создании оптимальных условий.

       Бихевиористы  подчеркивают, что окружающая среда  создает 'условия', которые провоцируют  нас вести себя по-разному, и что  мы изменяем наше поведение, чтобы соответствовать  этим условиям. В принципе, абсолютно  все, что мы делаем, подкрепляется наградой или наказанием. Мы рассказываем что-нибудь смешное - в награду звучит смех окружающих, и это заставляет нас шутить снова и снова. Мы болтаем в театре во время представления - окружающие смотрят на нас хмуро и сердито, поэтому мы тут же умолкаем. Бихевиористическая терапия использует эти простые факты, чтобы поощрить правильное поведение и препятствовать плохому поведению. Хороший пример этому - капризный ребенок, который научился привлекать внимание своих родителей истериками. Если родитель проигнорирует капризы ребенка, т. е. поведение малыша окажется оставленным без внимания (что равнозначно отсутствию награды), поведение ребенка изменится.

       Так как любому поведению можно научить, бихевиористы доказывают, что нежелательное  поведение вполне возможно исключить  из схем 'научения' и заменить более  желательным поведением. Бихевиористическая терапия особенно полезна при  лечении фобий, борьбе с вредными привычками, истериками и даже энурезом. Наиболее успешными и широко используемыми формами терапии считаются гипосенсибилизация и метод 'затопления' для определенных фобий: в первом случае легкий гипноз - и

       пациент глубоко расслабляется и воображает все усиливающийся ряд пугающих его стимулов; во втором - пациент 'устраивает очную ставку' наиболее пугающему его стимулу либо в действительности, либо в воображении в течение 20 минут или около того. 
 
 

       Методы  гештальт психологии 

       Гештальт-психология (Г.) - одно из ведущих направлений в западной психологии. Появилось в конце 19 в. в Германии и Австрии. Для объяснения явлений психической, жизни Г. взяла на вооружение принцип целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее составляющих. Это ключевое положение было зафиксировано в активном использовании понятия «гештальт» (немец. Gestalt - образ, структура, целостная форма, которое также близко к понятиям «паттерн» и «конфигурация»). Впервые феномен «гештальта» был выявлен при исследовании стробоскопического движения в 1912 М.Вертхаймером совместно с В. Келером и К. Коффкой, ставшими позже также центральными фигурами в Г. Иллюзия движения двух последовательно вспыхивающих точек ими впервые была объяснена наличием целостного перцептивного поля. Воспринимаемое движение являлось функцией неизолированных стимулов и зависело от их взаимоотношения в рамках определенного гештальта. Первоначально наиболее активно исследования велись в области восприятия с целью выявления его целостного характера. Для объяснения ряда феноменов, выявленных в ходе этих работ, были введены в психологию такие понятия, как фигура и фон, прегнантность фигуры, законы прегнантности и др. В 20-40-х 20 в. Г. стала применяться для изучения интеллектуальной сферы животных (Ке-лер) и творческого мышления человека (Вертхаймер). Экспериментальные исследования гештальт-психологов (Келер, Вертхаймер, Дункер) выявили один из главных механизмов мышления - обнаружение новых сторон предметов путем мысленного их включения в новые связи и отношения путем их переструктурирования и придания им прегнантности. В 30-40-х при описании групповых процессов и объяснении закономерностей групповой динамики К. Левин исходил из законов «организм - среда» таким образом, чтобы его актуальные потребности удовлетворились. Ф. Перле создал модель психологического роста, в основу которой положено определение психологического здоровья как наличия у индивида способности и энергии для перехода от опоры на среду к опоре на себя и к саморегулированию. Психологический рост может проходить по-разному. Это прежде всего завершение (проживание «здесь и теперь») незавершенных ситуаций или гештальтов с помощью терапевта. Он совершается и при последовательном прохождении индивидом пяти невротических уровней; клише, игр, тупика, внутреннего взрыва, внешнего взрыва. В ходе взаимодействия с клиентом терапевт должен помочь ему восстановить границы контакта путем работы с невротическими механизмами, препятствующими росту: проекцией, интроекцией, ретрофлексией и конфлюенцией. Психологический рост непосредственно связан с расширением зон самосознавания, со способностью человека жить в этом потоке сознавания, находиться на континууме сознавания, т.е. осознавать собственный опыт, свои ощущения чувства, мысли, желания, каждое мгновение своей жизни, переходя от одного фрагмента «здесь и теперь» к следующему и т.д. В Г. считается, что сознавание уже само по себе обладает позитивной, оздоравливающей силой. Поэтому Перле и целый ряд его последователей (П. Гудмэн, Р. Хефферлин, К. Наранхо, Дж. Энрайт и др.) постоянно пы тались и пытаются расширить арсенал процедур и упражнений, направленных на активизацию сознавания, формируя на базе Г. методы гештальт-терапии. 

Информация о работе Основные этапы развития психологического знания. Современное состояние психологии как науки