Основные этапы развития психологического знания. Современное состояние психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 18:54, реферат

Описание работы

Психология в переводе с др греческого (психе – душа; логос - наука) наука о душе. Такое понимание определения психологии считается не полным, объясняется тем что в момент зарождения науки она являлась составной частью философии и ее основным предметом исследования. Психология – это наука, изучающая особенности формирования и развития психики человека обуславливающее его деятельность поведение и общение.

Файлы: 1 файл

психология1.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

       Методы  когнитивной психологии 

         Когнитивная психология  - направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. 

       Методы  гуманистической  психологии 

       В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

       В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической  психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

    1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
    2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
    3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
    4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
    5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

       На  основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч. 

       Деятельностный  подход в психологии 

       Деятельностный  подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. 

       Современная психология 

       В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное  многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен - ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

       Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение  между философскими науками, с одной  стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется  это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. 
 

       Список  литературы 

       Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: 

    1. http://www.psyinst.ru/
    2. http://psyterra.spb.ru
    3. http://psi.webzone.ru
    4. http://ru.wikipedia.org
    5. http://www.stomed.ru

Информация о работе Основные этапы развития психологического знания. Современное состояние психологии как науки