Основные направления современной западной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:06, контрольная работа

Описание работы

Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………………....……….……3
2. Сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путём……………………………………………………………………………………………..………………..4
3. Основные положения когнитивной психологии …………………………..……..…..8
4. Практическое задание………………………………………………………………………………..13
5. Заключение…………………………………………………………………………………..…………..16
6. Список использованной литературы………………………………………………….……17

Файлы: 1 файл

delo-obsh.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………....……….……3

2. Сущность бихевиоризма как  науки, изучающей поведение объективным  путём……………………………………………………………………………………………..………………..4

3. Основные положения когнитивной психологии …………………………..……..…..8

4. Практическое задание………………………………………………………………………………..13

5. Заключение…………………………………………………………………………………..…………..16

6. Список использованной литературы………………………………………………….……17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Фактически  уже к 20-м годам XX в. психология разделилась  на отдельные школы, которые по-разному  выстраивали свои концепции о  содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей  познавательную, мотивационную или  поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.  
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.  
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля. Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ. Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые школы - гуманистическая и когнитивная психология.

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путём

На смену эмпирической психологии в ХХ в. пришло новое направление  пытавшееся построить психологию уже  не на идеалистической, а на материалистической основе. Таким направлением в американской психологии явился бихевиоризм (от англ. behaviour – «поведение») – одно из направлений современной психологии, исследующее поведение людей. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949). Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В другой своей работе — «Принципы обучения, основанные на психологии», вышедшей в США в 1906 г. (русский перевод — 1926 г.), Э. Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на психологию, и прежде всего на психологию поведения.

Основоположником бихевиоризма был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.

Бихевиористы считали, что предметом психологии может быть только поведение человека, выражающееся в доступных объективному наблюдению материальных процессах. При этом, по сути, игнорируются процессы, протекающие в сознании людей. Бихевиористы не смогли построить действительно научную психологию, поскольку в своих взглядах на поведение человека исходили из механистического материализма.

Бихевиористы утверждали, что наука должна изучать свой предмет исключительно объективными (направленными на познание внешних объектов и явлений, а не внутренних субъективных переживаний) методами, как единственно научными, т. е. с помощью объективного наблюдения и объективного эксперимента. Но в таком случае предметом психологии не могут быть психические процессы, поскольку их нельзя наблюдать объективно, с помощью внешних органов чувств.

Предметом психологии должно быть поведение человека, под которым  бихевиористы понимали действия и поступки, доступные внешнему наблюдению. То, как человек ходит, сидит, как он совершает те или иные действия, как он говорит, какова мимика его лица, т. е. все то, что доступно внешнему наблюдению с помощью органов чувств, и должна, по мнению бихевиористов, изучать психология, построенная на материалистических началах.

По учению бихевиористов, поведение человека в своей основе определяется не внутренними психическими процессами, а механическими воздействиями внешней среды по принципу «стимул — реакция».

Под реакциями бихевиористы понимают движения человека, совершаемые при выполнении того или иного действия; под стимулами — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Так как между стимулами  и реакциями существует закономерная связь, то, зная причины этой связи  и изучив, какие стимулы вызывают те, или иные реакции, можно, утверждают бихевиористы, безошибочно добиваться от человека нужного поведения, совершенно не обращаясь к его внутренним психическим переживаниям.

Согласно учению бихевиористов, причинные связи, закономерно определяющие поведение человека, лежат во взаимодействии внешних физических факторов с действиями человека. Ни желания, ни чувства человека не могут служить причиной его действий, так как действия в своей основе материальны и могут быть вызваны только материальными причинами.

Такими причинами могут  быть либо звук, в сторону которого человек повернулся, либо какое-нибудь зрительное или температурное раздражение, действующее на организм и закономерно  вызывающее в нем соответствующие  нервно-мышечные процессы, в результате которых человек совершает то или иное действие.

Психические же процессы, по мнению бихевиористов, суть лишь эпифеномены, т. е. добавочные явления, находящиеся вне причинных связей, существующих между действительными явлениями, или феноменами. Только в мире феноменов (материальных явлений) существуют причинные связи, благодаря которым одно из этих явлений выступает как причина, другое — как следствие.

Бихевиоризм, как и предшествующие направления, не разрешил задачи построения действительно научной психологии. Основываясь на механистическом  материализме, бихевиоризм приходит к отрицанию всякого объективного значения за психическими процессами и игнорирует их изучение, что на практике приводит к грубым извращениям  в области применения психологии в педагогике, хозяйственной жизни  и т. д.

Нельзя согласиться с  отрицанием роли сознания в поведении  человека, как этому учит бихевиоризм. Как бы ни уверяли бихевиористы в противоположном, остается фактом, что именно мысли, чувства человека являются побудителями к совершению тех или иных действий. Примером может служить область воспитания или хозяйственной деятельности.

В своей педагогической деятельности каждый педагог всегда имеет дело с сознанием ученика, он старается  воздействовать на ученика, вызвать  у него определенные мысли, понятия, возбудить у него известные желания, воспитать необходимые чувства. То же имеет место и на производстве, когда на нем проводятся мероприятия  по улучшению качества работы или  поднятию производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Основные положения когнитивной психологии

Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.

Начало этому направлению  положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем, чтобы проводить  сравнения, принимать решения или  разрешать проблемы, встающие перед  нами каждую минуту.

Психология личностных конструктов - это один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения, разработанный  в теории Джорджа Келли (1905-1967). Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется как конструктивный альтернативизм. Ученый обосновывает положение об избирательном характере поведения человека, который из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. В данном случае человек выступает как исследователь, выдвигающий разного рода «рабочие гипотезы» относительно действительности и выбора возможного варианта своего поведения. Такой подход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и предвидеть ход событий, а также контролировать свое поведение. При этом он «контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. Как утверждает Дж. Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего повеления, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Личностный конструкт характеризуется им как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста».

Келли отмечает, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся «в подчиняющей», а другие - «в подчиненной» позиции относительно других частей системы.

Всесторонне обосновывается положение о том, что система  личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного  взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения». Ряд содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.

Научение через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека к саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.

Большое значение в сознательном поведении личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям  сознания человека, как внимание и  мотивы, побуждающие его действовать  в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации  поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и т.д. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.

Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному  мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами  или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки программы самоконтроля и ее выполнения.

В своей теории социального  научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.

Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

«Когнитивное направление впервые обратилось к таким ментальным образованиям, как установки и ценности, и изучало их влияние на поведение человека в обществе. Наиболее важным результатом когнитивных исследований для психологии человеческих отношений стало понимание ментальных различий между людьми, приводящих как к согласию, так к конфронтации в обществе. Большая заслуга когнитивной психологии – констатация того факта, что под воздействием некоторых ситуаций люди порой начинают действовать вопреки своим убеждениям».[5. – 114 с.]

Информация о работе Основные направления современной западной психологии