Основные направления современной западной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:06, контрольная работа

Описание работы

Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………………....……….……3
2. Сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путём……………………………………………………………………………………………..………………..4
3. Основные положения когнитивной психологии …………………………..……..…..8
4. Практическое задание………………………………………………………………………………..13
5. Заключение…………………………………………………………………………………..…………..16
6. Список использованной литературы………………………………………………….……17

Файлы: 1 файл

delo-obsh.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

3.  Практическое задание

Укажите, какое психологическое  положение из перечисленных следует  отнести к гештальт-психологии: 
 
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»; 
 
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»; 
 
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция». 
 
1. Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. – Когнитивная психология. 
 
2. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «…если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». – Бихевиоризм. 
 
3. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». – Бихевиоризм. 
 
Тезис «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» характерен для гештальтпсихологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека.  
 
Гештальт и бихевиоризм зародились одновременно, но их различие, прежде всего в отношении к проблеме сознания.  
Бихевиористы автоматически устраняли сознание из научных объяснений поведения. Гештальтисты же видели главную задачу в том, чтобы дать новое объяснение фактам сознания как единственной психической реальности.  
И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию, но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика.  
Процесс психического развития человека, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.  
 
Приверженцы гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с точки зрения приверженцев гештальтпсихологии, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Говорить о психологии как единой науке на современном  этапе достаточно трудно: каждое направление  предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует  усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической  реальностью. Вместе с тем в последнее  время наблюдается сближение  ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5изд., – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

4. Психологический словарь  /  Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.

5. Почебут Л. Г., Мейжис И. А.: Социальная психология. – СПбю: Питер, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления современной западной психологии