Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:06, контрольная работа
Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
1. Введение……………………………………………………………………………………....……….……3
2. Сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путём……………………………………………………………………………………………..………………..4
3. Основные положения когнитивной психологии …………………………..……..…..8
4. Практическое задание………………………………………………………………………………..13
5. Заключение…………………………………………………………………………………..…………..16
6. Список использованной литературы………………………………………………….……17
3. Практическое задание
Укажите, какое психологическое
положение из перечисленных следует
отнести к гештальт-психологии:
а) «восприятие, память, мышление и другие
познавательные процессы определяются
схемами так же, как и устройство организма
генотипом»;
б) «если приспособления вызваны стимулом
внутреннего характера и относятся к телу
субъекта, то мы имеем эмоцию, например,
покраснение; если стимул приводит к приспособлению
организма, то имеем инстинкт – например,
хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении
наблюдений над поведением человека, чтобы
в каждом данном случае при данном стимуле
можно было сказать наперед, какая будет
реакция».
1. Основное специальное понятие когнитивной
психологии — «схема». Она представляет
собой имеющиеся в голове человека план
сбора и программу переработки информации
об объектах и событиях, воспринимаемых
органами чувств. У организма имеется
множество связанных друг с другом в динамическую
систему схем. Они по своей структуре и
способу функционирования мало зависят
от источников и характера информации. Восприятие, память,
мышление и другие познавательные процессы
определяются схемами примерно так же,
как устройство организма генотипом.
Когнитивные схемы складываются
в индивидуальном опыте человека, но отчасти
являются врожденными. – Когнитивная психология.
2. Уотсон производит классификацию всех
реакций по двум основаниям: являются
ли они приобретенными
или наследственными;
внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).
В последующем Уотсон произвел различение
между инстинктивными и эмоциональными
реакциями: «…если приспособления
вызваны стимулом внутреннего характера
и относятся к телу субъекта, то мы имеем
эмоцию, например, покраснение; если стимул
приводит к приспособлению организма,
то имеем инстинкт — например, хватание».
– Бихевиоризм.
3. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений
над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном
случае при данном стимуле (или лучше
сказать — ситуации) бихевиорист мог
сказать наперед, какая будет реакция
или — если дана реакция — какой ситуацией
данная реакция вызвана». – Бихевиоризм.
Тезис «наша задача заключается
в накоплении наблюдений над поведением
человека, что бы в каждом данном случае
при данном стимуле можно было сказать
наперед, какая будет реакция» характерен
для гештальтпсихологии, где главное
внимание уделяется внутренней психической
деятельности человека.
Гештальт и бихевиоризм зародились одновременно,
но их различие, прежде всего в отношении
к проблеме сознания.
Бихевиористы автоматически устраняли
сознание из научных объяснений поведения.
Гештальтисты же видели главную задачу
в том, чтобы дать новое объяснение фактам
сознания как единственной психической
реальности.
И бихевиористы, и гештальтисты надеялись
создать новую психологию, но для бихевиористов
моделью служила биология, для гештальтистов
– физика.
Процесс психического развития человека,
с точки зрения гештальтпсихологии, делится
на два независимых и параллельных процесса
– созревание и обучение. В процессе развития
обучение может опережать созревание,
а может отставать от него, хотя чаще они
идут параллельно друг другу, создавая
иллюзию взаимозависимости.
Приверженцы гештальтпсихологии стараются
убедить бихевиористов, что структурная
организация поведения в целом играет
более важную роль, чем отдельные поступки.
Поэтому, с точки зрения приверженцев
гештальтпсихологии, психология должна
изучать ощущения человека, его восприятие
и интуитивные процессы, что уже неизбежно
относится к области сознания.
Заключение
Говорить о психологии
как единой науке на современном
этапе достаточно трудно: каждое направление
предлагает свое понимание душевной
жизни, выдвигает свои объяснительные
принципы и соответственно концентрирует
усилия на анализе определенных аспектов
того, что понимает под психической
реальностью. Вместе с тем в последнее
время наблюдается сближение
ряда направлений – или хотя бы
тенденция к большей терпимости
их по отношению друг другу, что означает
возможность диалога и
Список использованной литературы:
1. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5изд., – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
4. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
5. Почебут Л. Г., Мейжис И. А.: Социальная психология. – СПбю: Питер, 2010.
Информация о работе Основные направления современной западной психологии