Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа
Рубеж веков ознаменовался для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако на тот момент это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные разногласия были связаны с определением содержания создания и границ его эксперементального изучения.
Введение
Основные направления западной психологии 20 века.
Ведущие положения гуманистической психологии.
Бихевиоризм.
Заключение.
Литература.
Титульник
План
Введение.
Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжается на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен как и результат – наука психология.
Рубеж веков ознаменовался для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако на тот момент это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные разногласия были связаны с определением содержания создания и границ его эксперементального изучения.
Фактически уже к 20 ым г. 20 в. психология разделилась на отдельные школы, которые по – разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В том момент появились три ведущих направления – бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени», но и социальные, политические и экономические факторы.
Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20 века.
1.Назовите основные направления западной психологии 20 века и их виднейших представителей.
Бихевиоризм.
В целом бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Д.Б. Уотсон (1878-1958). Он понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, что бы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. В качестве предмета исследования Уотсон стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии.
Классическими являются его эксперименты по устранению фобии у маленького Альберта. В исследованиях Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое время страх может вызваться уже одним только показом кролика. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.
Главный представитель этого направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул - реакция. В дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.
Другим вариантом ревизии
классического бихевиоризма стала
концепция оперантного
Гештальтпсихология.
Возникла в противоположность
экспериментальной психологии начала
XX века. Продолжила разработку проблемы
целостности, поставленной Австрийской
школой. Приход нацистов к власти в
Германии вынудил большинство из
ее представителей эмигрировать в США.
Методологической базой гештальтпсихологии
послужили философские идеи "критического
реализма" и положения, развивавшиеся
Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером,
согласно которым физиологическая
реальность процессов в мозге
и психическая, или феноменальная
реальность, связаны друг с другом
отношениями изоморфизма. В силу
этого изучение деятельности мозга
и феноменологическое самонаблюдение
могут рассматриваться как
Макс Вертгеймер (1880-1943) –
основатель гештальтпсихологии - в 1912
г. провел экспериментальное исследование
феномена кажущегося движения, положившее
начало гештальтпсихологии. Объяснял
его, используя принцип
Курт Левин (1890-1947) расширил
сферу применения гештальтпсихологии
путем введения "личностного измерения".
Создал ряд методических ситуаций для
экспериментального исследования мотивационно-потребностной
и волевой сферы человека. Под
его руководством работали: Блюма
Вульфовна Зейгарник (1900-1988) – по
проблеме забывания завершенных
и незавершенных действий, Гита Васильевна
Биренбаум (1903-1952) – по проблеме забывания
намерений, а также Т. Дембо по
проблеме фрустрации, А. Карстен - психического
пресыщения, Ф. Хоппе - уровню притязаний.
На основе этих и других исследований
К. Левиным была создана топологическая
психология (от греч. topos - место, psyche - душа
и logos – учение). В ее центре стояла
личность, которая трактовалась в
единстве с ее окружением. Это единство
выражалось в понятии "поле" как
суммы сил валентных для
Глубинная психология.
В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.
У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования, как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.
В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам З. Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит освободиться от них. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.
А. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. По словам же К. Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».
В противоположность
Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались реформаторы психоанализа З. Фрейда (неофрейдисты) - Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949) и Эрик Фромм (1900-1980). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г. Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Э. Фромм).
Когнитивная психология
Когнитивная психология (от
лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos)
возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется
рассмотрением психики как
Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.
Ульрих Найссер (род. 1927) определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование "схемы" как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия "иконическая память", "эхоическая память". Работая вместе с Дж. Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.
Для представителей когнитивной психологии центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.
Информация о работе Основные направления западной психологии 20 века