Основные направления западной психологии 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Рубеж веков ознаменовался для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако на тот момент это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные разногласия были связаны с определением содержания создания и границ его эксперементального изучения.

Содержание работы

Введение
Основные направления западной психологии 20 века.
Ведущие положения гуманистической психологии.
Бихевиоризм.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 45.16 Кб (Скачать файл)

Титульник

 

План

  1. Введение
  2. Основные направления западной психологии 20 века.
  3. Ведущие положения гуманистической психологии.
  4. Бихевиоризм.
  5. Заключение.
  6. Литература.

 

Введение.

Возникновение элементов  психологического знания следует отнести  к тем далеким временам, когда  человек впервые осознал, что  он существенно отличается от всего  другого в окружающем мире. В научном  знании формирование психологической  идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Процесс развития знаний о психике  человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжается на протяжении столетий, и сам этот процесс также  важен как и результат –  наука психология.

Рубеж веков ознаменовался  для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако на тот момент это еще было связано  с отказом от единого подхода  к пониманию предмета психологической  науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные разногласия были связаны с определением содержания создания и границ его эксперементального изучения.

 Фактически уже к 20 ым г. 20 в. психология разделилась на отдельные школы, которые по – разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В том момент появились три ведущих направления – бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Каждая из психологических  школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое  или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени», но и социальные, политические и  экономические факторы.

Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20 века.

  

 

 

1.Назовите основные направления западной психологии 20 века и их виднейших представителей.

Бихевиоризм.

В целом бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Д.Б. Уотсон (1878-1958). Он понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, что бы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. В качестве предмета исследования Уотсон стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии.

Классическими являются его  эксперименты по устранению фобии у  маленького Альберта. В исследованиях  Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое  время страх может вызваться  уже одним только показом кролика. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.

Главный представитель этого  направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший  много исследований для уточнения  схемы стимул - реакция. В дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.

Другим вариантом ревизии  классического бихевиоризма стала  концепция оперантного бихевиоризма Берриса Фредерика Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х гг. XX в., где  в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. Выступал с критикой необихевиоризма  за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так  как полагал достаточным образование  связей между стимулами, реакциями  и подкреплением. В качестве ключевого  ввел понятие "оперантного обусловливания", которое характеризуется тем, что  в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в "классическом" обусловливании И.П. Павлова. Выделял  несколько видов оперантного  поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию  на речевое развитие, обучение в  школе. Выступал инициатором программированного обучения.

Гештальтпсихология.

Возникла в противоположность  экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской  школой. Приход нацистов к власти в  Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся  Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая  реальность процессов в мозге  и психическая, или феноменальная  реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга  и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие  методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение  различных электрических процессов  в головном мозге. По аналогии с электромагнитными  полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт (от нем. Gestalt - форма, структура). Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество.

Макс Вертгеймер (1880-1943) –  основатель гештальтпсихологии - в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся  движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге  произошло физиологическое "короткое замыкание".

Курт Левин (1890-1947) расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Создал ряд методических ситуаций для  экспериментального исследования мотивационно-потребностной  и волевой сферы человека. Под  его руководством работали: Блюма  Вульфовна Зейгарник (1900-1988) – по проблеме забывания завершенных  и незавершенных действий, Гита Васильевна Биренбаум (1903-1952) – по проблеме забывания  намерений, а также Т. Дембо по проблеме фрустрации, А. Карстен - психического пресыщения, Ф. Хоппе - уровню притязаний. На основе этих и других исследований К. Левиным была создана топологическая психология (от греч. topos - место, psyche - душа и logos – учение). В ее центре стояла личность, которая трактовалась в  единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии "поле" как  суммы сил валентных для личности объектов. В психологической школе, созданной К. Левиным, были введены  новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное  пространство, временная перспектива, уровень притязаний. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look". Гештальтпсихология выступила против ассоциативной  психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены, в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология.

В 1896 г. возникло направление  в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К  глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и  психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав  свои исследования, как физиолог и  врач-невропатолог, Фрейд пришел к  выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил  свою систему анализа душевной жизни  человека, названную им психоанализом. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные  уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам З. Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для  человека напряжение. Последнее может  быть частично снято с помощью  бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается  Фрейдом в том, чтобы выявить  посредством анализа свободно всплывающих  ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит освободиться от них. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

А. Адлер, основатель так  называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы  и антагонизмов между сознанием  и бессознательным. По словам же К. Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что  есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

В противоположность ориентированности  экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные  процессы, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений  им признавалась особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется  в виде инстинктов. Так возникло направление - гормическая психология (от греч. horme - возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche - душа, logos – учение). Есть содержательная связь данного  направления и психоанализа.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными  условиями его жизни пытались реформаторы психоанализа З. Фрейда (неофрейдисты) - Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949) и Эрик Фромм (1900-1980). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные  побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), образы себя и других, сложившиеся  в раннем детстве (Г. Салливен) влияния  социоэкономической структуры общества (Э. Фромм).

Когнитивная психология

Когнитивная психология (от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos) возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется  рассмотрением психики как системы  когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера - психика  трактуется как система, предназначенная  для переработки информации. Здесь  постулируется связь реакции  не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные  стратегии, идеи и желания). Современная  когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Основным методом выступает  анализ микроструктуры того или иного  психологического процесса.

Ульрих Найссер (род. 1927) определял  познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения  и использования входящих сенсорных  сигналов. Рассматривал образование "схемы" как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия "иконическая  память", "эхоическая память". Работая  вместе с Дж. Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

Для представителей когнитивной  психологии центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов  в процессах запоминания и  мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного  подхода. Основное понятие когнитивной  психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки  информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге  когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Информация о работе Основные направления западной психологии 20 века