Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа
Рубеж веков ознаменовался для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако на тот момент это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные разногласия были связаны с определением содержания создания и границ его эксперементального изучения.
Введение
Основные направления западной психологии 20 века.
Ведущие положения гуманистической психологии.
Бихевиоризм.
Заключение.
Литература.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.
К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905), Шарлотта Бюлер (1893-1974), Ролло Мэй (род. 1909) и др.
Гуманистическая психология получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)
о "бытии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.
Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:
человека;
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии:
1970),
1987),
характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций.
К. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер.
2. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии.
Гуманистическая психология,
или «третья сила» в
Гуманистическая психология ориентирована
на изучение тех способностей и возможностей
человека, к которым не обращался ни психоанализ,
ни бихевиоризм, а именно – любовь, творчество,
«Я», высшие ценности бытия, развитие,
смысл, психическое здоровье. Такой подход
связан в первую очередь с именами К. Роджерса,
А. Маслоу и В. Франкл.
Сторонники гуманистической психологии
понимают под личностью «функциональную
организацию тех психических систем, существующих
в индивиде, которые определяют характеристики
поведения и мысли. «Я» - это наиболее важная
психическая система личности».
«Я» как центральное понятие в структуре
личности, включающее в себя представления,
идеи, цели и ценности, через которые человек
характеризует самого себя и намечает
перспективы собственного развития, представлено
в двух формах (рисунок 1).
«Реальное Я» человека формируется на
основе разнообразного опыта, который
переживает человек в своем общении с
другими людьми, и их поведения по отношению
к нему.
«Идеальное Я» содержит представление
человеком самого себя таким, каким ему
хотелось стать в результате реализации
своих возможностей.
Рисунок. 1 Формирование образа «Я» (по
К. Роджерсу)
К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность»
для обозначения соответствия и согласия
между «реальным Я» человека и его чувствами,
мыслями и поведением. Конгруэнтность
означает точное соответствие опыта, осознания
и сообщения.
Довольно часто люди ведут себя не конгруэнтно:
говорят одно, думают другое, чувствуют
третье, а делают четвертое. Им скучно
на деловом совещании, они понимают, что
оно бесполезно и плохо подготовлено,
но продолжают сидеть и исполнять свои
роли. Изображают трудовой энтузиазм,
не испытывая его. Неконгруэнтность определяется,
как неспособность не только воспринимать
мир, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность
может ощущаться как тревожность, напряжение,
а иногда – как внутреннее замешательство.
Постепенно расхождение между реальностью
и тем, что переживается субъективно, становится
столь значительным, что человек не может
нормально работать и устанавливать нормальные
отношения между людьми. Неконгруэнтный
человек не может разобраться в том, что
ему хочется, и не может понять, чего от
него требуют окружающие.
В работе К. Роджерса «Взгляд на психотерапию.
Становление человека» представлены его
итоги познания людей, ознакомление с
которыми поможет существенно улучшить
отношения между людьми. Наиболее важные
итоги познания людей следующие:
1. не получится ничего хорошего, если человек
будет представлять из себя того, кем на
самом деле не является. Отношения с другими
людьми не будут эффективными, если человек
старается соблюсти фасад, то есть снаружи
действовать по одному, в то время как
внутри чувствовать совершенно другое;
2. человек добивается большего успеха
в отношениях с другими людьми, когда он
остается самим собой, принимая себя таким,
каков он есть. Полезно разрешить себе
быть самим собой в отношениях с людьми,
знать, какие реальные чувства испытываешь
по отношению к партнеру по общению, и
принять их как факт. Когда человек принимает
все эти отношения как факт, как часть
самого себя, тогда его отношения с другими
людьми становятся реальными и они обычно
развиваются;
3. исключительно важно постараться понять
другого человека. Непонимание других
людей связано с тем, что первая реакция
на большинство утверждений других людей
чаще состоит в их немедленной оценке,
чем понимании. В процессе общения происходит
постоянное оценивание высказываний собеседника:
«это правильно», «это глупо», «это ненормально»,
«это неверно», «это нехорошо», вместо
того чтобы попытаться понять, какой смысл
это высказывание имеет для собеседника;
4. в процессе общения нужно делать все
возможное, чтобы была обратная связь,
то есть, чтобы собеседники сообщали о
своем мнении, чувствах, личном восприятии
ситуации;
5. нужно не только понимать другого человека,
но и принимать его, что сделать весьма
сложно, поскольку очень многие подвержены
штампу: «Каждый человек должен чувствовать,
думать и верить так же, как я». Нужно принимать
различия между людьми и право каждого
человека реализовывать свой жизненной
опыт по-своему, как бесценные возможности
жизни.
Стремление человека к самовыражению
и самосовершенствованию в гуманистической
психологии выражается понятием «самоактуализация».
Актуализация своих возможностей и способностей
ведет к развитию «полноценно функционирующего
человека». Самоактуализирующаяся личность
всегда выбирает движение вперед, преодоление
препятствий, неизбежно возникших на пути
к высокой цели.
Выделим признаки самоактуализации, наиболее
важные для личности человека и общения:
1. Служение. А. Маслоу отмечает, что «самоактуализирующиеся
люди все без исключения вовлечены в какое-то
дело... Они преданы этому делу, оно является
чем-то очень ценным для них – это своего
рода признание». Они не только хотят,
но и считают, что должны этим заниматься.
2. Эффективное восприятие реальности.
Самоактуализирующиеся люди обладают
поразительной способностью распознавать
ложь, фальшь и неискренность, что, отметим,
является очень ценным в общении. Их восприятие
гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся
личностей, подвержено влиянию желаний,
потребностей и предубеждений.
3. Спонтанность, простота, естественность,
приятие себя и других. Самоактуализирующиеся
люди ведут себя спонтанно, просто и естественно,
не стараясь произвести впечатление. Они
не хотят казаться лучше, чем они есть,
и живут по принципу «быть», а не «казаться».
Самоактуализирующиеся люди принимают
себя и других со всеми недостатками, умеют
мириться с ними, жить в мире с самим собой
и другими людьми.
4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся
люди объективны, для них более важны проблемы
внешнего порядка, чем внутренние переживания.
Они способны к такой концентрации, которая
делает их отстраненными и хладнокровными.
Автономность самоактуализирующихся
личностей – это не только независимость,
но и самоопределение, самоуправление,
способности к принятию ответственности,
активный поиск решений, стремление не
быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся
человек сам формирует свои мнения и суждения,
сам принимает решения и сам отвечает
за них, сам определяет и прокладывает
свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает
внимание на то, что многие люди утратили
способность к самоопределению и готовы
позволить управлять и манипулировать
собой.
5. Креативность. Способность к творчеству,
созиданию – универсальная характеристика
всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся
человек – это здоровый нормальный человек
со своими слабостями и недостатками.
А. Маслоу не только описывает признаки
самоактуализирующихся личностей, но
и намечает конкретные пути самоактуализации:
- постоянное развитие своих способностей,
использование их, чтобы хорошо делать
то, что хотим делать. Талант и даже большой
талант – это не то же самое, что самоактуализация.
Многие одаренные люди не смогли реализовать
свои способности, другие же с весьма средними
способностями достигли многого;
- прикаждом выборе – решать в пользу личностного
роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное
– значит оставаться при известном и знакомом,
но рисковать стать устаревшим. Выбирать
рост – значит открывать себя новому неожиданному
опыту, что связано с риском;
- становится реальным, существовать фактически,
научиться быть в гармонии со своим внутренним
миром. Решать для себя, нравятся ли тебе
самому определенные вещи, независимо
от мнений и точек зрения других. Тогда
человек сможет сделать правильный выбор
профессии и определять свою жизнедеятельность;
- обнаружение психологических защит и
разрушение их.
С понятием «полноценно функционирующий
человек» связаны понятия «хорошая жизнь»
и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению
К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий,
не богатство или власть, а движение по
пути, определяемому заложенным в человеке
возможностям. Поэтому смысл жизни заключается
в реализации своих возможностей.
По В. Франклу, для человека необходимо
обнаружить смысл - логос - своего существования,
ибо именно поиск смысла является признаком
подлинно человеческого бытия.
Отсутствие или потеря смысла создает
экзистенциальный вакуум: человек теряет
содержание своего существования, он испытывает
скуку, или испытывает тяжелые переживания.
Источником экзистенциального вакуума,
согласно Франклу, является современный
социальный мир.
Смысл имеет конкретное содержание,
он индивидуален и составляет сущность
существования применительно к
каждому человеку. Обретение смысла
делает человека ответственным за свою
жизнь.
В то же время смысл нельзя найти внутри
себя, в своем теле или душе, но только
обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается,
во-первых, путем совершения деятельности
человека - это творчество в широком смысле
этого слова, как выполнение каких-то задач,
работа, какое-то дело, может быть, подвиг.
Во-вторых, человек находит смысл в заботе
о других людях, в любви к людям. Чем больше
человек забывает себя, тем больше он становится
человеком, самим собой. В-третьих, человек
обретает смысл путем выработки позиций
в отношении к различным жизненным ситуациям.
В соответствии с этими представлениями
В. Франкл разработал психотерапию - логотерапию,
отличающуюся от других форм психотерапии.
Логотерапия считает своей задачей помочь
пациенту в поиске смысла своей жизни.
В той мере, в которой логотерапия позволяет
ему обрести скрытый смысл своего существования,
она является аналитическим процессом.
В своей попытке сделать нечто осознанным
логотерапия не ограничивается задачей
сделать явным для сознания бессознательные
явления.
Логотерапия применяется к любому человеку,
чтобы убедить его в том, что в любой ситуации
жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать
свои ресурсы, уберечь его от отчаяния,
чтобы сопротивляться опасным импульсам
к самоубийству, алкоголизму, наркомании.
Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические
техники, а также методики, направленные
на диагностику экзистенциального вакуума.
Значительность проблем, составляющих
теорию и практику логотерапии В. Франкла,
его обращение к сознанию человека в целях
обретения смысла жизни, в отношении к
каждому человеку как уникальному в своей
неповторимости и соответствующим психотерапевтическим
техникам определяют особое место этого
направления в современной зарубежной
психологической науке.
3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и эксперементальное изучение реакции организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Основной метод бихевиоризма состоит в наблюдении и эксперементальном изучении реакции организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Бихевиоризм возник в США,
основоположником которого является Дж.
Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология
с точки зрения бихевиориста» (1913)
положила начало направлению. Предметом
бихевиоризма он провозгласил изучение
поведения объективным путем и с
целью служить практике.
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ
на внешний стимул (S), посредством которой
индивид приспосабливается. В результате
поведение трактуется механистически,
поскольку сводится лишь к его внешним
проявлениям.
Важно отметить заслуги бихевиоризма,
во-первых, благодаря ему психология была
повернута на естественнонаучный путь
развития, во-вторых, он ввел объективный
метод, основанный на регистрации и анализе
внешне наблюдаемых фактов, процессов,
событий. Благодаря этому нововведению
в психологии получили бурное развитие
инструментальные приемы исследования
психических процессов. Далее, чрезвычайно
расширился класс исследуемых объектов:
стало интенсивно изучаться поведение
животных, доречевых младенцев и тому
подобное. Наконец, в работах бихевиористского
направления получили значительное развитие
отдельные разделы психологии, в частности
проблемы научения, образования навыков
и другое.
Но основной недостаток бихевиоризма
состоял в недоучете сложности психической
деятельности человека, сближении психики
животных и человека, игнорировании процессов
сознания, высших форм научения, творчества,
самоопределения личности и тому подобное.
Бихевиоризм положил начало возникновению
и развитию различных психологических
и психотерапевтических школ, таких, как
необихевиоризм, когнитивная психология,
поведенческая терапия. Существует множество
практических приложений бихевиористской
психологической теории, в том числе и
в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает
наука о поведении животных и человека
— этология, использующая другие методы
(например, этология гораздо меньшее значение
придаёт рефлексам, считая врождённое
поведение более важным для изучения).
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе
«классического» бихевиоризма, неспособного
объяснить целостность и целесообразность
поведения, его регулируемость информацией
об окружающем мире и зависимость от потребностей
организма. Используя идеи гештальтпсихологии
и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского
учения о высшей нервной деятельности
(К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность
исходной бихевиористской доктрины, сохранив,
однако, ее основную установку на биологизацию
человеческой психики.
В социологии схема необихевиоризма созвучна
принципам коррелятивного анализа в функционализме
(независимая, латентная и зависимая переменные)
как позволяющего описать реальную сеть
социальных взаимодействий и взаимоотношений.
То же можно сказать о различных вариантах
теорий «социальных ролей». Наибольшее
же влияние бихевиористские идеи оказали
на теорию социального обмена Блау и, особенно,
Хоманса.
Когнитивная психология — раздел психологии,
изучающий когнитивные, то есть познавательные
процессы человеческого сознания. Исследования
в этой области обычно связаны с вопросами
памяти, внимания, чувств, представления
информации, логического мышления, воображения,
способности к принятию решений.
Многие положения когнитивной психологии
лежат в основе современной психолингвистики.
Это направление возникло под влиянием
информационного подхода. Когнитивная
психология во многом основывается на
аналогии между преобразованием информации
в вычислительном устройстве и осуществлением
познавательных процессов у человека.
Так были выделены многочисленные структурные
составляющие (блоки) познавательных и
исполнительных процессов, прежде всего
памяти (Р. Аткинсон).
Наибольшее распространение получил вычислительный
вариант, где психика представляется в
виде устройства с фиксированной способностью
к преобразованию сигналов. В этом случае
когнитивная система человека рассматривается
как система, имеющая устройства ввода,
хранения, вывода информации с учетом
ее пропускной способности.
Заключение
В начале 20-го века в различных отраслях психологии проводилось огромное количество исследований, результаты которых по-новому отвечали на вопросы этой науки. В результате этого, психология распалась на ряд крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом прежней психологии сознания, выдвигая свой предмет и методы исследования.
Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных - все это стало одной из причин распада психологии на различные - порой противостоящие друг другу - школы.
Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы.
Заявленные в этот период новые подходы, поставленные проблемы, полученный эмпирический материал оказали большое и плодотворное влияние на последующее развитие психологии, которое продолжается и поныне.
Список литературы
1.
Психологический словарь / Под. ред. В.П.
Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс,
1999.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов
высших педагогических заведений. В 2-х
кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
4. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология
и педагогика: Учебное пособие / Под ред.
Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник,
2009.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология:
Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
6. Психология. Учебник для экономических
вузов /Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.:
Питер, 2000.
Информация о работе Основные направления западной психологии 20 века