Основные направления западной психологии 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Рубеж веков ознаменовался для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако на тот момент это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные разногласия были связаны с определением содержания создания и границ его эксперементального изучения.

Содержание работы

Введение
Основные направления западной психологии 20 века.
Ведущие положения гуманистической психологии.
Бихевиоризм.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 45.16 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд направлений  в современной психологии, ориентирована  на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения  выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам  Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической  психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую  популярность и в Европе.

К данному направлению  могут быть отнесены представители  Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905), Шарлотта Бюлер (1893-1974), Ролло Мэй (род. 1909) и др.

Гуманистическая психология получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована  не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход  из этих границ. Существенное влияние  на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)

о "бытии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Методологические позиции  гуманистической психологии могут  быть сформулированы в следующих  принципах:

  •  человек целостен;
  •  ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
  •  главной психологической реальностью являются переживания 

          человека;

  •  человеческая жизнь - единый процесс;
  •  человек открыт к самореализации;
  •  человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической  психологии строятся некоторые направления  психотерапии и гуманистическая  педагогика. Особое значение придается  принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической  психологии:

  •  логотерапия Виктора Эмиля Франкла (род. 1905),
  •  психодрама Якоба Лери Морено (1892-1974),
  •  гештальттерапия Фрица (Фридриха Саламона) Перлса (1893-

          1970),

  •  клиентоцентрированная терапия Карла Ренса Роджерса (1902-

          1987),

характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании  и отреагировании эмоций.

К. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между  пациентом и терапевтом, которые  стали носить субъект - субъектный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии.

Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, возникшая в 50-х гг. ХХ в., противопоставила свое понимание личности человека и  психоаналитической, и бихевиористской  трактовке личности. С психологической  точки зрения, как отмечают представители  этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств  и поступков. В гуманистической  психологии впервые происходит обращение  к нравственности, поскольку человек  рассматривается также и с  этических позиций. 
 
Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно – любовь, творчество, «Я», высшие ценности бытия, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами К. Роджерса, А. Маслоу и В. Франкл. 
 
Сторонники гуманистической психологии понимают под личностью «функциональную организацию тех психических систем, существующих в индивиде, которые определяют характеристики поведения и мысли. «Я» - это наиболее важная психическая система личности». 
 
«Я» как центральное понятие в структуре личности, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития, представлено в двух формах (рисунок 1). 
 
«Реальное Я» человека формируется на основе разнообразного опыта, который переживает человек в своем общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. 
 
«Идеальное Я» содержит представление человеком самого себя таким, каким ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. 
 
 
 
Рисунок. 1 Формирование образа «Я» (по К. Роджерсу) 
К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения. 
Довольно часто люди ведут себя не конгруэнтно: говорят одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Неконгруэнтность определяется, как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность может ощущаться как тревожность, напряжение, а иногда – как внутреннее замешательство. Постепенно расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, становится столь значительным, что человек не может нормально работать и устанавливать нормальные отношения между людьми. Неконгруэнтный человек не может разобраться в том, что ему хочется, и не может понять, чего от него требуют окружающие.  
В работе К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» представлены его итоги познания людей, ознакомление с которыми поможет существенно улучшить отношения между людьми. Наиболее важные итоги познания людей следующие: 
1. не получится ничего хорошего, если человек будет представлять из себя того, кем на самом деле не является. Отношения с другими людьми не будут эффективными, если человек старается соблюсти фасад, то есть снаружи действовать по одному, в то время как внутри чувствовать совершенно другое; 
2. человек добивается большего успеха в отношениях с другими людьми, когда он остается самим собой, принимая себя таким, каков он есть. Полезно разрешить себе быть самим собой в отношениях с людьми, знать, какие реальные чувства испытываешь по отношению к партнеру по общению, и принять их как факт. Когда человек принимает все эти отношения как факт, как часть самого себя, тогда его отношения с другими людьми становятся реальными и они обычно развиваются; 
3. исключительно важно постараться понять другого человека. Непонимание других людей связано с тем, что первая реакция на большинство утверждений других людей чаще состоит  в их немедленной оценке, чем понимании. В процессе общения происходит постоянное оценивание высказываний собеседника: «это правильно», «это глупо», «это ненормально», «это неверно», «это нехорошо», вместо того чтобы попытаться понять, какой смысл это высказывание имеет для собеседника; 
4.  в процессе общения нужно делать все возможное, чтобы была обратная связь, то есть, чтобы собеседники сообщали о своем мнении, чувствах, личном восприятии ситуации; 
5. нужно не только понимать другого человека, но и принимать его, что сделать весьма сложно, поскольку очень многие подвержены штампу: «Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Нужно принимать различия между людьми и право каждого человека реализовывать свой жизненной опыт по-своему, как бесценные возможности жизни. 
Стремление человека к самовыражению и самосовершенствованию в гуманистической психологии выражается понятием «самоактуализация». Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели.  
Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для личности человека и общения: 
1. Служение. А. Маслоу отмечает, что «самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода признание». Они не только хотят, но и считают, что должны этим заниматься. 
2. Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди обладают поразительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений.  
3. Спонтанность, простота, естественность, приятие себя и других. Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, не стараясь произвести впечатление. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, и живут по принципу «быть», а не «казаться». Самоактуализирующиеся люди принимают себя и других со всеми недостатками, умеют мириться с ними, жить в мире с самим собой и другими людьми. 
4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся люди объективны, для них более важны проблемы внешнего порядка, чем внутренние переживания. Они способны к такой концентрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными.  
Автономность самоактуализирующихся личностей – это не только независимость, но и самоопределение, самоуправление, способности к принятию ответственности, активный поиск решений, стремление не быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает внимание на то, что многие люди утратили способность к самоопределению и готовы позволить управлять и манипулировать собой.  
5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию – универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек – это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками. 
А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирующихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуализации: 
- постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что хотим делать. Талант и даже большой талант – это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого; 
- прикаждом выборе – решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост – значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском; 
- становится реальным, существовать фактически, научиться быть в гармонии со своим внутренним миром. Решать для себя, нравятся ли тебе самому определенные вещи, независимо от мнений и точек зрения других. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии и определять свою жизнедеятельность; 
- обнаружение психологических защит и разрушение их.  
С понятием «полноценно функционирующий человек» связаны понятия «хорошая жизнь» и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий, не богатство или власть, а движение по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей. 
По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл - логос - своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия.  
Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, или испытывает тяжелые переживания. Источником экзистенциального вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир. 

Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к  каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. 
В то же время смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, но только обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности человека - это творчество в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.  
В соответствии с этими представлениями В. Франкл разработал психотерапию - логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления. 
Логотерапия применяется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума. 
Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке.

 

 

3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:

а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б) создание математических моделей  психических процессов;

в) наблюдение и эксперементальное  изучение реакции организма в  ответ на воздействие окружающей среды.

Основной метод бихевиоризма состоит  в наблюдении и эксперементальном  изучении реакции организма в  ответ на воздействие окружающей среды.

Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология  с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом  бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.  
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям. 
Важно отметить заслуги бихевиоризма, во-первых, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и тому подобное. Наконец, в работах бихевиористского направления получили значительное развитие отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и другое. 
Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и тому подобное. 
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях. 
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения). 
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. 
В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий «социальных ролей». Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса.  
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.  
Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). 
Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

Заключение

В начале 20-го века в различных  отраслях психологии проводилось огромное количество исследований, результаты которых по-новому отвечали на вопросы  этой науки. В результате этого, психология распалась на ряд крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом прежней психологии сознания, выдвигая свой предмет и методы исследования.

  Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных - все это стало одной из причин распада психологии на различные - порой противостоящие друг другу - школы.

Это и создало картину  кризиса психологии. Но если бы за противостоянием  школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы  различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой  прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой  системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы.

Заявленные в этот период новые подходы, поставленные проблемы, полученный эмпирический материал оказали  большое и плодотворное влияние  на последующее развитие психологии, которое продолжается и поныне.

 

 

Список литературы

1. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. 
                                                                                                                                                                                                                                                   2. Ждан А.Н.  История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 
 
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994. 
 
4. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009.  
 
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998. 
 
6. Психология. Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. 

 

 


Информация о работе Основные направления западной психологии 20 века