Основные направления западной психологии ХХ века и их виднейшие представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения.

Содержание работы

1.Оснавные направления западной психологии ХХ века и их виднейшие представители……..…………………………………………………………...3
2.Ведущие положения гуманистической психологии………………………6
3.Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма…………………12
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за
психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в
ответ на воздействие окружающей среды
Список литературы…………...………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

1.Оснавные направления  западной психологии ХХ века  и их виднейшие представители……..…………………………………………………………...3

2.Ведущие положения  гуманистической психологии………………………6

3.Укажите, в чем  состоит основной метод бихевиоризма…………………12

а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за

психическими    процессами;

         б) создание математических моделей психических процессов;

          в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в

          ответ на воздействие окружающей среды

          Список литературы…………...………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Психология. У чебник  для экономических вузов (Под  общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

2.Ждан А.Н. История  психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3.Гриншпун И.Б. Введение  в психологию.- М.: Международная  педагогическая академия, 1994.

4.Островский Э.В., Чернышова  Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших  педагогических заведений. В 2-х  кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский  М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Список используемой литературы:

1.Психология. У чебник  для экономических вузов (Под  общ. ред. В. Н.Дружинина. –  СПб.: Питер, 2000.

2.Ждан А.Н. История  психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3.Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4.Островский Э.В., Чернышова  Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский  М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Список используемой литературы:

1.Психология. У чебник  для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

2.Ждан А.Н. История  психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3.Гриншпун И.Б. Введение  в психологию.- М.: Международная  педагогическая академия, 1994.

4.Островский Э.В., Чернышова  Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших  педагогических заведений. В 2-х  кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Список используемой литературы:

1.Психология. У чебник для экономических  вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина.  – СПб.: Питер, 2000.

2.Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3.Гриншпун И.Б. Введение в  психологию.- М.: Международная педагогическая  академия, 1994.

4.Островский Э.В., Чернышова Л.И.  Психология и педагогика: Учебное  пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История  и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Список используемой литературы:

1.Психология. У чебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

2.Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3.Гриншпун И.Б. Введение в  психологию.- М.: Международная педагогическая  академия, 1994.

4.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5.Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических  заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение  – Владос, 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Список используемой литературы:

1.Психология. У чебник для экономических  вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина.  – СПб.: Питер, 2000.

2.Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3.Гриншпун И.Б. Введение в  психологию.- М.: Международная педагогическая  академия, 1994.

4.Островский Э.В., Чернышова  Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших  педагогических заведений. В 2-х  кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский  М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

 

 

 

 

К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения.

 Довольно часто люди ведут  себя не конгруэнтно: говорят  одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Неконгруэнтность определяется, как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность может ощущаться как тревожность, напряжение, а иногда – как внутреннее замешательство. Постепенно расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, становится столь значительным, что человек не может нормально работать и устанавливать нормальные отношения между людьми. Неконгруэнтный человек не может разобраться в том, что ему хочется, и не может понять, чего от него требуют окружающие.

 В работе К. Роджерса «Взгляд  на психотерапию. Становление человека»  представлены его итоги познания  людей, ознакомление с которыми  поможет существенно улучшить  отношения между людьми. Наиболее  важные итоги познания людей  следующие: 

1. Не получится ничего хорошего, если человек будет представлять из себя того, кем на самом деле не является. Отношения с другими людьми не будут эффективными, если человек старается соблюсти фасад, то есть снаружи действовать по одному, в то время как внутри чувствовать совершенно другое;

2. Человек добивается большего успеха в отношениях с другими людьми, когда он остается самим собой, принимая себя таким, каков он есть. Полезно разрешить себе быть самим собой в отношениях с людьми, знать, какие реальные чувства испытываешь по отношению к партнеру по общению, и принять их как факт. Когда человек принимает все эти отношения как факт, как часть самого себя, тогда его отношения с другими людьми становятся реальными и они обычно развиваются;

3. Исключительно важно постараться понять другого человека. Непонимание других людей связано с тем, что первая реакция на большинство утверждений других людей чаще состоит в их немедленной оценке, чем понимании. В процессе общения происходит постоянное оценивание высказываний собеседника: «это правильно», «это глупо», «это ненормально», «это неверно», «это нехорошо», вместо того чтобы попытаться понять, какой смысл это высказывание имеет для собеседника;

4. В процессе общения нужно делать все возможное, чтобы была обратная связь, то есть, чтобы собеседники сообщали о своем мнении, чувствах, личном восприятии ситуации;

5. Нужно не только понимать другого человека, но и принимать его, что сделать весьма сложно, поскольку очень многие подвержены штампу: «Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Нужно принимать различия между людьми и право каждого человека реализовывать свой жизненной опыт по-своему, как бесценные возможности жизни.

 Стремление человека к самовыражению  и самосовершенствованию в гуманистической  психологии выражается понятием «самоактуализация». Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели.

 Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для личности  человека и общения: 

1. Служение. А. Маслоу отмечает, что «самоактуализирующиеся люди  все без исключения вовлечены  в какое-то дело... Они преданы  этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода признание». Они не только хотят, но и считают, что должны этим заниматься.

2. Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди обладают  поразительной способностью распознавать  ложь, фальшь и неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений.

3. Спонтанность, простота, естественность, приятие себя и других. Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, не стараясь произвести впечатление. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, и живут по принципу «быть», а не «казаться». Самоактуализирующиеся люди принимают себя и других со всеми недостатками, умеют мириться с ними, жить в мире с самим собой и другими людьми.

4. Отстраненность и  автономность. Самоактуализирующиеся  люди объективны, для них более  важны проблемы внешнего порядка,  чем внутренние переживания. Они  способны к такой концентрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными.

 Автономность самоактуализирующихся  личностей – это не только  независимость, но и самоопределение,  самоуправление, способности к принятию  ответственности, активный поиск  решений, стремление не быть  пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает внимание на то, что многие люди утратили способность к самоопределению и готовы позволить управлять и манипулировать собой.

5. Креативность. Способность  к творчеству, созиданию – универсальная  характеристика всех самоактуализирующихся  людей. Самоактуализирующийся человек  – это здоровый нормальный  человек со своими слабостями и недостатками.

 А. Маслоу не  только описывает признаки самоактуализирующихся  личностей, но и намечает конкретные  пути самоактуализации:

- постоянное развитие  своих способностей, использование  их, чтобы хорошо делать то, что  хотим делать. Талант и даже большой талант – это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого;

- при каждом выборе  – решать в пользу личностного  роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост – значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском;

- становится реальным, существовать фактически, научиться быть в гармонии со своим внутренним миром. Решать для себя, нравятся ли тебе самому определенные вещи, независимо от мнений и точек зрения других. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии и определять свою жизнедеятельность;

-обнаружение психологических защит и разрушение их.

 С понятием «полноценно  функционирующий человек» связаны  понятия «хорошая жизнь» и  «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не  жизнь, полная удовольствий, не  богатство или власть, а движение  по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей.

 По В. Франклу,  для человека необходимо обнаружить  смысл - логос - своего существования,  ибо именно поиск смысла является  признаком подлинно человеческого бытия.

 Отсутствие или  потеря смысла создает экзистенциальный  вакуум: человек теряет содержание  своего существования, он испытывает  скуку, или испытывает тяжелые  переживания. Источником экзистенциального  вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир.

 Смысл имеет конкретное  содержание, он индивидуален и  составляет сущность существования  применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека  ответственным за свою жизнь. 

 В то же время  смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, но только обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности человека - это творчество в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.

Информация о работе Основные направления западной психологии ХХ века и их виднейшие представители