Основные направления западной психологии ХХ века и их виднейшие представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения.

Содержание работы

1.Оснавные направления западной психологии ХХ века и их виднейшие представители……..…………………………………………………………...3
2.Ведущие положения гуманистической психологии………………………6
3.Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма…………………12
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за
психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в
ответ на воздействие окружающей среды
Список литературы…………...………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 В соответствии  с этими представлениями В.  Франкл разработал психотерапию - логотерапию, отличающуюся от  других форм психотерапии. Логотерапия  считает своей задачей помочь  пациенту в поиске смысла своей  жизни. В той мере, в которой  логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления.

 Логотерапия применяется  к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума.

 Значительность проблем,  составляющих теорию и практику  логотерапии В. Франкла, его  обращение к сознанию человека  в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:

 

 а) интроспекция, т.е.  целенаправленное самонаблюдение  за психическими процессами;

 б) создание математических  моделей психических процессов; 

 в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

Ответ: в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

 Бихевиоризм –  это наблюдение и экспериментальное  изучение реакций организма в  ответ на воздействие окружающей  среды. 

 Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.

 Поведение — это  всякая реакция (R) в ответ на  внешний стимул (S), посредством которой  индивид приспосабливается. В  результате поведение трактуется  механистически, поскольку сводится  лишь к его внешним проявлениям. 

 Важно отметить  заслуги бихевиоризма, во-первых, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев. Наконец, в работах бихевиористского направления получили значительное развитие отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и другое.

 Но основной недостаток  бихевиоризма состоял в недоучете  сложности психической деятельности  человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности.

 Бихевиоризм положил  начало возникновению и развитию  различных психологических и  психотерапевтических школ, таких,  как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

 Сейчас подобные  исследования продолжает наука  о поведении животных и человека  — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

 Необихевиоризм свидетельствовал  о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

 Когнитивная психология  — раздел психологии, изучающий  когнитивные, то есть познавательные  процессы человеческого сознания. Исследования в этой области  обычно связаны с вопросами  памяти, внимания, чувств, представления  информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

 Многие положения  когнитивной психологии лежат  в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под  влиянием информационного подхода.  Когнитивная психология во многом  основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти .

 Наибольшее распространение  получил вычислительный вариант,  где психика представляется в  виде устройства с фиксированной  способностью к преобразованию  сигналов. В этом случае когнитивная  система человека рассматривается  как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.




Информация о работе Основные направления западной психологии ХХ века и их виднейшие представители