Основные положения когнитивной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Когнитивная психология - одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….
стр.3
1.
Этапы становления и развития когнитивной психологии……….
стр.5
2.
Основные положения когнитивной психологии ……..…………..
стр. 16
2.1.
Концепции отдельных представителей когнитивной психологии…………………………………………………………..
стр. 17
2.2
Теоретические положения когнитивной психологии…………….
стр. 21

Заключение………………………………………………………….
стр. 25

Список используемой литературы ………………………………..
стр. 27

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 54.72 Кб (Скачать файл)

 Так появилась последняя  в XX в. психологическая школа. Хотя  ее возникновение порождено скорее  общим направлением и логикой  развития психологии, чем открытиями  конкретных ученых, тем не менее  можно говорить о деятельности  двух психологов, в наибольшей  степени способствовавшей возникновению  нового направления.

В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер создали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным исследованиям, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы - восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Именно генетический аспект познания, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.

 Для Миллера и других  когнитивистов приоритетной оставалась  ориентация на анализ функционирования  уже сформированных процессов  и их структурный анализ. Параллельно  начались работы по изучению  искусственного интеллекта, причем  в некоторых случаях упрощение  моделей шло в ущерб анализу  когнитивной системы человека.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру и его книгам. Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработаны методы их изучения - визуальный поиск и селективное наблюдение.

 Первоначально он также  занимался исследованием «искусственного  интеллекта», однако затем отошел  от этих работ и критиковал  некоторых своих коллег за  чрезмерное внимание к искусственному  интеллекту, сужающее эффективность  когнитивной психологии. Эта позиция  Найссера была подкреплена материалами, полученными им при изучении  экологии восприятия. Он пришел  к выводу о том, что при изучении  искусственных моделей переработки  информации (например, деятельности  оператора) недооценивается обилие  информационных стимулов, которые  получает человек в естественных  информационно насыщенных условиях. Эти мысли Найссера получили  отражение в его «Познание  и реальность» (1976). Высказанные в  ней теоретические соображения  были подкреплены проведенными  им экспериментами (например, при  изучении разделенного и селективного  внимания).

В конце 70-х — начале 80-х годов в рамках когнитивной психологии появилось движение за «новый взгляд» в психологии, то есть принятие компьютерной метафоры (или рассматривание психики человека по аналогии с функционированием компьютера), абсолютизация роли знаний в поведении человека.

Многочисленные исследования, проводимые учеными в рамках нового направления, были направлены на изучение этой структуры и ее деятельности в разных ситуациях. Среди их работ необходимо отметить изучение тех преобразований, которые происходят с сенсорной информацией с момента ее попадания на рецептор и до получения ответной реакции. При этом были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, так как порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала. Указанная теория информации, которая повлияла на все дальнейшие работы по когнитивной психологии, также была первоначально сформулирована на основе данных, полученных при изучении восприятия. Ведущий вклад в ее разработку внес К. Шеннон, который создал математическую модель универсальной системы коммуникаций, объясняющую механизмы идентификации различных сигналов.

При изучении моделей, обеспечивающих способность человека распознавать сигналы внешнего мира, ученые опирались на данные гештальтпсихологии, которые были подтверждены на новом уровне анализа процесса восприятия. Эти работы перекликаются с трудами отечественных ученых А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, изучавших роль сенсорных эталонов при восприятии окружающего.

 В результате исследований  были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны  такие виды памяти, как кратковременная  и долговременная. При этом в  экспериментах Д. Сперлинга, изменившего  методику Найссера по изучению  иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти  практически не ограничен. Работы  Бродбента, Нормана и других ученых  показали, что своеобразным фильтром, отбирающим нужные в данный  момент сигналы, является внимание, которое приобрело совершенно  новую трактовку в когнитивной  психологии.

 Материалы, полученные  при исследовании внимания и  памяти, послужили стимулом к  исследованию бессознательного, подход  к которому в когнитивной психологии  существенно отличается не только  от психоаналитического, но и  от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую  часть программы переработки  информации, которая включается  уже на первых этапах восприятия  нового материала. Изучение содержания  долговременной памяти, так же  как избирательной реакции человека  при одновременной конфликтной  подаче информации (например, в правое  ухо - одна информация, а в левое - другая), раскрывает роль неосознаваемой  переработки. При этом речь идет  о том, что из бесчисленного  количества информации, получаемой  в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память. С этой точки зрения некоторые ученые считают, что практически все сигналы, все воздействия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда в виду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальности или несовместимости с моралью, как считал Фрейд.

Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Но, важно помнить, что основы когнитивной психологии (учение гештальт-психологии Коффки, Келлера и Вертгеймера; работы культурно-исторического направления (Выгодский, Лурия); работы Пиаже) проводились до создания кибернетики и появления сложных вычеслительно-информационных машин.

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

Представители когнитивной психологии:

Джордж Миллер (род. 3.02.1920, Чарльстон) — американский психолог. В 1940 г. закончил университет в Алабаме в качестве Бакалавра искусств, защитил докторскую по психологии в 1946 г. в университете в Гарварде. С 1968 г. профессор экспериментальной психологии в Rockefeller University в Нью-Йорке, с 1979 г. профессор психологии в университете в Принстоне. В 1969 был избран президентом Американской психологической ассоциации. Самая известная его работа - «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information, в оригинале с ней можно ознакомиться здесь: [1]) увидела свет в 1956 г. в The Psychological Review. В 1990 г. награждён William James Book Award за свою книгу «The Science of Words», в 1991 получил из рук президента Джорджа Буша (старшего) Национальную научную медаль.

Джером Сеймур Брюнер (род. 1.10.1915, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог. Получил степень бакалавра в 1937 году в Университете Дьюка и степень доктора философии Гарвардского университета в 1941 году. Профессор психологии Гарвардского университета с 1952 и Оксфордского с 1972. С 1961 года директор Центра по исследованию познавательных процессов в Гарвардском университете. Сделал значительный вклад в развитие человеческой когнитивной психологии и когнитивной теории обучения в педагогической психологии, а также в истории и в общей философии образования. Крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов, чьи исследования относительно ощущения, обучения, памяти и других когнитивных аспектов у детей оказали столь же значительное влияние на американскую систему образования, как и работы швейцврского ученого Жана Пиаже  на европейскую; В своей работе «Процесс образования» (1960) Брунер доказывал, что любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом. Согласно Брунеру, все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится. Брунер также изучал восприятие у детей и пришел к выводу, что ценностные ориентации детей существенно влияют на их восприятие. Его основные  произведения: «Mandate from the people», 1944; «A study of thinking», 1956 (совм. с J. J. Goodnow and G. A. Austin); «On knowing essays for the left hand», 1962; «Toward a theory of instruction», 1966; «Processes of cognitive growth: infancy», 1968; «The relevance of education», 1971; Процесс обучения. М., 1962; Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977; «Communication as language», 1982; «Child's talk», 1983; «Actual minds, possible worlds», 1986. Брюнер в настоящее время является старшим научным сотрудником в Нью-Йоркском университете юридического факультета.

Ульрих Найссер (род. 1928, Киль) - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. В 1933 г. его семья эмигрировала в США. Сначала изучал физику в Гарвардском университете, затем переключился на психологию. Прослушал курс по психологии общения Дж.Миллера. В 1950 г. закончил обучение со степенью бакалавра, в 1952 г. под руководством В.Келера защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956 г. - докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии. В 1967 г. в книге "Когнитивная психология" (Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton Century Crofts, 1967) сформулировал новые задачи психологии. Определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование "схемы" как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия "иконическая память", "эхоическая память". Работая вместе с Дж.Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные положения когнитивной психологии.

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

 Позиции бихевиористов  были подвергнуты критике представителями  когнитивной психологии. Они исходят  из того, что поведение человека  определяется как воздействием  на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит  от латинского «соgпоsсеге» и означает познавать, знать.

 

 

 

    1. Концепции отдельных представителей когнитивной психологии.

Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Психология личностных конструктов - это один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения, разработанный в теории Джорджа Келли (1905-1967). Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется как конструктивный альтернативизм.

Теория личностных конструктов Джорджа Келли (1905-1967)

Основные положения изложены в работе «Психология личностных конструктов» (1955):

- поведение человека в повседневной жизни напоминает иссле-довательскую деятельность;

-   организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события;

- различия в антиципации людей зависят от особенностей личностных конструктов.

Личностный конструкт — это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений или объектов по принципу их сходства или отличия друг от друга (например, Россия похожа на Белоруссию и Украину, и не похожа на США на основании...).

Информация о работе Основные положения когнитивной психологии