Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 22:07, контрольная работа
Когнитивная психология - одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Введение…………………………………………………………….
стр.3
1.
Этапы становления и развития когнитивной психологии……….
стр.5
2.
Основные положения когнитивной психологии ……..…………..
стр. 16
2.1.
Концепции отдельных представителей когнитивной психологии…………………………………………………………..
стр. 17
2.2
Теоретические положения когнитивной психологии…………….
стр. 21
Заключение………………………………………………………….
стр. 25
Список используемой литературы ………………………………..
стр. 27
Личностные конструкты функционируют на основе следующих постулатов:
- постулат конструктивности: человек предвосхищает события, конст-руируя свое поведение и реакции с учетом внешних событий;
- постулат индивидуальности: люди отличаются друг от друга характером личностных конструктов;
- постулат организации: конструкты образуют устойчивую иерархичес-кую систему взаимных зависимостей;
- постулат дихотомии: конструкты строятся в полярных категориях (белый - черный);
- постулат выбора: выбирается та альтернатива дихотомического конструкта, которая больше способствует формированию системы своих конструктов;
- постулат порядка: конструкт обеспечивает восприятие только тех явлений, которые подпадают под его характеристику (например, веселый);
- постулат опыта: система личностных конструктов изменяется в зависимости от получаемого опыта;
- постулат модуляции: изменения конструктов ограничены их степенью открытости;
- постулат фрагментарности: индивид может использовать подсистемы конструктов, находящиеся в противоречии друг с другом;
- постулат общности: под влиянием одинаковых событий у людей формируются схожие конструкты;
- постулат социальности: человек настолько понимает другого человека, насколько может открыть для себя его внутренние конструкты.
Люди, по Келли, отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события.
На основании конструктов человек интерпретирует окружающий мир
Система личностных конструктов характеризуется таким параметром, как когнитивная сложность (термин предложен У. Байери). Когнитивная сложность отражает степень категориальной дифференцированности сознания человека. Когнитивная сложность характеризуется количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется человек при анализе фактов окружающей действительности (противоположное качество — когнитивная простота).
Келли разработал «репертуарный тест ролевого конструкта» (или метод «репертуарных решеток»), с помощью которого диагностируется система личностных конструктов человека.
Ряд содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.
Научение через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (род. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека к саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.
Большое значение в сознательном поведении личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и т.д. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.
Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки про граммы самоконтроля и ее выполнения.
В своей теории социального научения Джулиан Роттер (род.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.
Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера (р. 1919)
Основные положения изложены в работах «Теория когнитивного диссонанса» (1957), «Конфликт, решение и диссонанс» (1964).
Когнитивный диссонанс — это напряженное дискомфортное состояние личности, обусловленное наличием в его сознании противоречивых знаний (информации) об одном и том же объекте (явлении) и побуждающее человека снять это противоречие, то есть добиться консонанса (соответствия). Кроме того, существование диссонанса побуждает человека избегать ситуаций и информации, которые ведут к возрастанию этого диссонанса.
Источники возникновения диссонанса:
- логическое несоответствие («люди смертны, но я буду жить вечно»);
- несоответствие культурным образцам (например, когда учитель кричит на учеников, возникает диссонанс с представлениями об образе педагога);
- несоответствие данного когнитивного элемента более общей, более широкой системе когниций (господин «X» всегда уходит на работу рано утром, а в этот раз пошел вечером);
- несоответствие прошлому опыту новой информации.
Возникновение когнитивной психологии в значительной степени обусловлено стремлением преодолеть скептицизм в отношении роли внутренней организации психических процессов, характерный для доминировавшего в США необихевиоризма. Вместе с тем когнитивная психология унаследовала от последнего убежденность в значимости лабораторных исследований, а также отношение к проблематике научения и памяти как принципиально важной для понимания мышления и поведения. К числу важнейших принципов когнитивной психологии относится трактовка человека как существа, активно воспринимающего, перерабатывающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными когнитивными схемами, правилами, стратегиями. Для когнитивной психологии характерна также специфическая направленность исследований, выражающаяся в движении от понимания сложного феномена к пониманию простого (в отличие, например, от бихевиоризма, для которого типична противоположная исследовательская стратегия: понять сложный процесс на основе предварительного изучения простых); рассмотрение активности индивида как иерархически организованной. Существенное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии оказали теория информации и исследования в области искусственного интеллекта. Первоначально основной задачей когнитивного подхода было изучение преобразования информации, происходящее с момента поступления сигнала в органы чувств до получения целостного образа предмета или ситуации. При этом сторонники когнитивной психологии исходили из уподобления мышления человека тем процессам переработки информации, которые протекают в вычислительном устройстве (так называемая "компьютерная метафора"). Сейчас все больше осознается ограниченность подобной аналогии. Однако использование сложных динамических информационных моделей для описания мыслительных процессов сыграло и продолжает играть значительную позитивную роль. Стремление выявить и описать закономерности преобразования информации в процессе ее восприятия, переработки и хранения дало возможность использовать в когнитивной психологии определенные математические формализмы, а также привело к появлению в ее языке таких понятий, как сигнал, фильтр, информационный поток, различные виды памяти и т.п. Еще одной сферой, оказавшей большое влияние на стиль когнитивного подхода, явились исследования в области структурной лингвистики, в частности в области трансформационных грамматик, разработанных Н.Хомским (род.1928г.). Когнитивная психология переживает определенные трудности, связанные с обилием моделей, предлагаемых для интерпретации различных аспектов мыслительного процесса, и отсутствием достаточных оснований для аргументированного выбора среди них. В настоящее время когнитивная психология рассматривается как часть более общей, междисциплинарной "когнитивной науки", исследующей мыслительные процессы на стыке концепций и методик психологии, лингвистики, информатики, нейрофизиологии, антропологии и философии.
На основании всех научных учений о когнитивной психологии сформулированы следующие общие теоретические положения когнитивной психологии:
- Решающую роль в поведении человека играют знания.
- Представления человека о мире не являются точным воспроизведением реальной жизни, а представляют собой ее трансформацию, обусловленную особенностями личности.
- Внутренняя презентация информации о внешнем мире находится под влиянием предшествующего опыта человека.
- Сформулированные учеными модели внешней реальности носят метафо-рический характер, то есть относительны.
- Базовой моделью когнитивной психологии является модель переработки информации.
- Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, включающих набор уникальных операций, совершаемых над поступившей информацией (например, реакция на событие: «А, да, я знаю, где эта выставка», является результатом таких операций, как восприятие информации, ее кодирование и воспроизведение из памяти, формирование понятий, суждение и формулирование высказывания).
Когнитивная психология внесла вклад в познание всех элементов процесса познания.
На поведение человека оказывают влияние такие компоненты сознания, как прототипы, сценарии (scripts), схемы.
Выделяются следующие виды схем: схемы своей личности и личностей других людей, схемы ролей, схемы событий, языковые схемы, визуальные схемы, схемы социальных групп, схемы представлений.
Схемы оказывают влияние на актуальное восприятие человека.
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Основными изучаемыми темами в когнитивной психологии являются:
1) Внимание - это понятие изучается в когнитивной психологии, которое относится к тому, как активно обрабатывать конкретную информацию, присутствующую в окружающей среде. Есть множество достопри-мечательностей, звуков и ощущений, которые происходят вокруг вас – давление ноги на пол, вид на улицу из вашего окна, о чем был разговор с другом. Как нам удалось испытать все эти ощущения и потом сосредоточится только на одном элементе окружающей среды? Подумайте внимание, как маркер. Когда человек читает книгу, он выделяет интересующую его информацию. Внимание позволяет “подстроиться” информации, ощущению и восприятию, которые не являются актуальными на данный момент, и вместо этого сосредоточить свою энергию на информацию.
2) Память включает в себя процессы приобретения, хранения информации. Наша память помогает определить нам, кто мы есть. С нежностью вспоминая детство, помнить, где мы оставили наши ключи, память играет основную роль во всех аспектах нашей жизни. Совершая ошибки, люди стараются вспоминать, что они однажды сделали, не правильно и стараются не совершать ее больше. Это совершенствует наш жизненный опыт.
3) Решение проблем является психическим процессом, который включает в себя выявление, анализ и решение проблем. Конечной цель решения проблем, чтобы преодолеть препятствия и найти решение. Лучшая стратегия для решения проблемы во многом зависит от конкретной ситуации.
4) Интеллект использует в себе ряд психических способностей, таких как рассуждения, планирования и решения проблем.
Заключение.
Когнитивная психология – это совокупность психологического знания, изучающая психические процессы и включения: как люди думают, воспринимают, запоминают и учатся. Основной фокус когнитивной психологии на том, как люди приобретают и обрабатывают всю информацию. Есть много применений, которые можно использовать на практике для когнитивных изучений, таких, как улучшение памяти, повышение принятия решений, точности и структурирование учебных программ для повышения качества обучаемости.
Термин «когнитивная психология» впервые был использован в 1967 году американским психологом Ульриком Найссером в своей книге «Когнитивная психология». Познание включает в себя “все процессы, которые трансформируются, а затем уменьшаются. Это связано с этими процессами, даже если они работают в отсутствие соответствующего стимулирования, как образы и галлюцинации … При таких широких определениях, очевидно, что познание принимает участие во всем, что человеческое существо может сделать, что каждый психологический феномен представляет собой когнитивный феномен.”
Таким образом, когнитивная психология охватывает практически все познавательные процессы - от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.
Итак, представителями когнитивной психологии получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов.
Основными направлениями исследований в когнитивной психологии являются: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление, человеческий интеллект, психология мотивации, психология личности, психология общения и социального взаимодействия.
Информация о работе Основные положения когнитивной психологии