Основные положения педагогической теории Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Значение темы данной работы не вызывает сомнения. Сегодня нет педагога, наследие которого вызывало бы столько споров и разноречивых оценок, как Макаренко. В 40-50-е годы из него сделали кумира. Опубликованная в 1933 году «Педагогическая поэма» вызвала огромный интерес в стране, ее перевели на многие иностранные языки. Поэма оценивалась как манифест новой педагогики, в центре которой находится коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива была доминирующей в советской педагогике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Биография Антона Семеновича Макаренко…………………………………4
2. Основные положения педагогической теории……………………………..10
Заключение…………………………………………………………...................13
Список литературы…………………………………………..............................14

Файлы: 1 файл

Псих и пед. Евг..doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

          

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  Введение………………………………………………………………………….3

  1. Биография Антона Семеновича Макаренко…………………………………4

  2. Основные положения педагогической теории……………………………..10

  Заключение…………………………………………………………...................13

  Список литературы…………………………………………..............................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значение темы данной работы не вызывает сомнения. Сегодня нет педагога, наследие которого вызывало бы столько споров и разноречивых оценок, как Макаренко. В 40-50-е годы из него сделали кумира. Опубликованная в 1933 году «Педагогическая поэма» вызвала огромный интерес в стране, ее перевели на многие иностранные языки. Поэма оценивалась как манифест новой педагогики, в центре которой находится коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива была доминирующей в советской педагогике. Отказываясь от рефлексологического и биогенетического подхода в воспитании, Макаренко предложил свое решение проблемы. Педагог сосредоточил внимание на социальных факторах. Он артикулировал роль традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений в коллективе, подчеркивал значение самоуправления воспитанников в педагогической деятельности. Много внимания уделял Макаренко технологизации педагогического процесса. Воплощенные в художественную форму, ярко и доступно изложенные идеи новатора стали притягательной силой для учителей-практиков. Однако сразу же после смерти началась канонизация его творчества. На первый план выдвинулись роль и значение коллектива в формировании ребенка. Потребности и желания личности, ее внутренний мир отодвинулись на второй план. Коллектив предстал в качестве инструмента манипулятивных действий педагога. Тенденция свержения бывших кумиров в 90-е годы не обошла стороной и Макаренко. Появились злые карикатуры и статьи, в которых Макаренко представляется основателем карательной педагогики. В то же время возник активный протест против стремления выставить Макаренко сторонником жестких методов воздействия, против которых он отчаянно боролся всю свою жизнь. Задача заключается в том, чтобы рассмотреть его творчество в системе общепедагогической теории и практики его времени, выделить подлинно ценное в его трудах.

1. Биография  Антона Семеновича Макаренко

 

1 марта 1888 года в городке Белополье  Харьковской губернии (Сумская область) в семье старшего маляра железнодорожных мастерских Семена Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Отец трудился в мастерских от рассвета до заката, но заработки были скудными. Маленький  Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должен трудиться.  Ему было достаточно примера отца, который рано осиротев, уже мальчиком вынужден был пойти работать, поэтому он и не получил никакого образования.

Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда  Семена Григорьевича уже не было в  живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты  характера и  даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из героев повести « Честь »:  та же честность, та же прямолинейность, та же принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему классу.

А мать, Татьяна Михайловна… Сколько тепла вмещало сердце этой женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали, чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.

Антон рос активным, любознательным мальчиком. Научившись читать в пятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой.

Семён Григорьевич и  Татьяна Михайловна твёрдо решили дать своему сыну образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сперва в Белопольскую школу, а затем в 1901 году в  Кременчугское четырёх классное училище. И в Белопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился отлично, сильно выделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором.

Антон Семенович Макаренко с большой теплотой вспоминал свои ученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович Каминский и Константин Максимович Сальник. Г.П. Каминский был у Макаренко учителем словесности. Может быть благодаря ему, слово «учитель» приобрело в душе у Макаренко особый смысл. И после того как родители решили, что Макаренко пойдёт учиться дальше на учителя, он воспринял это с восторгом. С помощью этих педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца «настоящий человек достоин уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком».

Макаренко закончил училище  на пятёрки. В 1905 году он закончил специальные педагогические курсы, которые давали ему право преподавать в сельских двухклассных училищах.

В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко занял должность учителя в двухклассном железнодорожном училище небольшого посёлка Крюков. Он преподавал русский язык, черчение и рисование.

Молодой учитель не оставался  в стороне от событий. В эти годы Антон Семенович начел изучать Марксистскую литературу, изучал работу Ленина. А так же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с их родителями (железнодорожными рабочими).

В 1905 году Антон Семенович  Макаренко принимает активное участие в организации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой он выступает на съезде, и в резолюции, которую составляют делегаты при непосредственном его участии, чувствуется твердость убеждений, определенность требований, живая заинтересованность в том деле, которому взялся служить Макаренко.

Не сразу ученики  восприняли Антона Семеновича как учителя. Но очень скоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже иногда играли с ним.

Антон Семенович был  очень энергичен, он неутомимо носился из класса в класс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех среди голосов ребят.

На уроках Антон Семенович  словно порхал в воздухе, ему очень  нравилось преподавать, говорить что-то новое для своих учеников. А каждому сидящему ученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним.

Антон Семенович искренне любил детей. Он всегда помогал  в  беде, выслушивал, давал советы.

Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он делился с ними своими взглядами  по воспитанию, давал советы. Хоть его собеседник чаще всего оказывался старше, к его словам прислушивались, старались их запомнить.

С помощью Долинской  школы Макаренко определил для  себя педагогические принципы, которым следовал в практике последующих лет.

В 1914 году в Полтаве открывается педагогический институт. И хоть Антон Семенович был учителем со стажем работы с детьми, поступить в институт становится следующей целью.

Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко стал студентом Полтавского педагогического института.

Макаренко сильно выделялся и среди студентов, он много читал, помнил все даты, факты, всё было у него в голове.

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Через  полгода его сняли с учета. Макаренко был близорук.

Антон Семенович вернулся в Полтавский педагогический институт, и закончил его с золотой медалью.

Сразу после окончания  учебы Макаренко едет к матери в Крюков.

Октябрьскую революцию Макаренко  принял восторженно. По его признанию, она открыла перед ним невиданные перспективы. 

Вскоре Антон Семенович  получает новое назначение, он становится директором 10-й Полтавской трудовой школы. Из этой школы вышло много большевиков.

В 1920 году Советское правительство  поручило отделам народного образования  организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Заведующий Полтавским районом  предложил Антону Семёновичу взять на себя это сложное дело.

Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные нашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по новому, но как – никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть Макаренко понимал, что надо искать новые методы образования, он не испугался, и пошел по этому трудному пути.

Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро.

Они не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Когда им хотелось есть, они воровали еду. Когда они мёрзли, они жгли мебель или забор. Макаренко с каждым днем терял все больший и больший контроля над ними. Но Макаренко не сдавался и добился своей цели. Как-то раз в гневе своего воспитателя, воспитанники увидели обиду за общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога. После этого, требования Макаренко начали безоговорочно выполняться.

Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в  дела важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива советских людей. 

Работа Макаренко в Долинской  и Крюковской школах убедила его  в том, что огромное значение для  создания коллектива имеет труд, объединяющий людей. После этого Макаренко  стал понимать правдивость своих выводов.

Антон Семенович Макаренко очень  четко сформулировал тот принцип, которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно  больше уважения к человеку, как  можно больше требовательности к нему».

Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И. Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.

В это время на окраине  Харькова чекисты строили здание для новой детской коммуны. Они  попросили Макаренко посмотреть здание с педагогической точки зрения. Макаренко посмотрел, внес кое-какие изменения.

Антон Семенович Макаренко предложил  свою педагогическую систему. Нашлись и противники этой системы. Сначала они были против, но, в конце концов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи.

Чекисты открывали перед  Макаренко огромные возможности. И  Антон Семенович Макаренко 3-го сентября 1928 года ушел с поста заведующего колонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и возглавил трудовую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Возглавив коммуну, Макаренко используя опыт, полученный им в период работы в колонии, продолжал интенсивную работу.

Коммуна существовала на средства, которые добровольно отчисляли из своей зарплаты чекисты.

Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было уважение к человеку, к товарищу. Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята, лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла, всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Макаренко был строг со своими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы.

Антон Семенович с  детства любил природу, любил  походы, разговоры у костра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его воспитанников, вить в этих походах расширяется кругозор, определяются интересы.

4-го июня 1934 года Антон  Семёнович Макаренко был принят в члены Союза советских писателей СССР.

В июле 1935-го года Макаренко  был назначен на должность помощника  Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.

В жизни Макаренко  особую роль сыграл А.М. Горький. Он был  его советчиком, его руководителем, его большим другом. Горький был  для Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его  дел, кто поддерживал его в  трудную минуту.

Макаренко собирался  написать несколько работ, в которых хотел обобщить некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930 года написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива «Дзержинцев» в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года – опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».

В начале Антон Семёнович  задумал «ФД-1» как продолжение  «Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив ее «3-я часть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».

В это же время Макаренко  пишет ряд педагогических статей и пьесу «Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах говорилось о «Дзержинцах», об их труде, учении, характерах, их праздниках и буднях.

Вначале 1937-го года Макаренко  переезжает в Москву. В это время  он много пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения. Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской организации, членом которой он стает.

Тему своей новой  повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя тема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно сложившийся, растущий материально  и духовно».

Информация о работе Основные положения педагогической теории Макаренко