Основные положения педагогической теории Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Значение темы данной работы не вызывает сомнения. Сегодня нет педагога, наследие которого вызывало бы столько споров и разноречивых оценок, как Макаренко. В 40-50-е годы из него сделали кумира. Опубликованная в 1933 году «Педагогическая поэма» вызвала огромный интерес в стране, ее перевели на многие иностранные языки. Поэма оценивалась как манифест новой педагогики, в центре которой находится коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива была доминирующей в советской педагогике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Биография Антона Семеновича Макаренко…………………………………4
2. Основные положения педагогической теории……………………………..10
Заключение…………………………………………………………...................13
Список литературы…………………………………………..............................14

Файлы: 1 файл

Псих и пед. Евг..doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей». Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым. Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как относились к этой моральной категории различные классы.

Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для родителей». Писал он ее в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.

1 апреля 1939 года Антон  Семенович Макаренко на 51 году жизни скончался в поезде, направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: «Я писатель Макаренко». Врачи констатировали смерть от разрыва сердечной мышцы.

Государственные награды

29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, Макаренко был торжественно премирован коллегией Государственного политического управления УССР, грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуны премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народный комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.

1-го февраля 1939-го  года Антон Семёнович Макаренко  был награждён Трудового Красного  Знамени «За выдающиеся заслуги  в области литературы». Народ  подтвердил свою искреннюю любовь  к писателю Макаренко. 

В УССР в 1958 году учреждена медаль «Макаренко», которой награждаются особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.

 

  1. Основные положения педагогической теории

 

Цель воспитания

Начальный этап всего  воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания.

Цель воспитательной работы предусматривает «программу человеческой личности», тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог. «Мы должны знать, чего мы добиваемся... Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории:

— типичные, общие для всех;

— индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности способности, наклонности.

Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство  долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день.

Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога выбора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей.

Так как «человек не воспитывается  по частям», невозможно использовать какое-то одно средство для развития, например, мужества, а другое — активности, организованности. Нужна система средств, гармонически связанных между собой и предопределяемая всей организацией жизни воспитанников.

Умение педагога проектировать  свою работу, видеть ее цель — одно из важнейших качеств самого воспитателя, определяющее всю методику его воспитательной работы.

Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательского воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского государства в области политического воспитания.

Педагогика должна учить  тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строя коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования общества мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определена решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника, прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с производительным трудом учащегося. Макаренко многое сделал для развития советской теории развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Судьбы более трех тысяч воспитанников А.С. Макаренко — лучшее свидетельство его педагогического успеха и лучший ему памятник. Из бывших колонистов и коммунаров вышли квалифицированные рабочие и инженеры, крупные руководители производства, выдающиеся учителя и воспитатели, военные врачи, художники, артисты, юристы и журналисты. Немало бывших воспитанников героически погибли в годы Великой Отечественной войны. Честность, самоотверженность в труде, прекрасное чувство коллективизма, чуткость и готовность прийти на помощь другому пронесли многие из них через всю жизнь. А в сердце — светлый образ своего учителя Антона Семеновича. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких в каких Русь нуждается», — так мудро охарактеризовал Макаренко в одном из писем к нему А. М. Горький.

Со страниц своих  книг, по воспоминаниям и характеристикам  воспитанников, сотрудников А.С. Макаренко  предстает перед нами человеком  необычайного обаяния, суровым и сдержанным внешне, эмоциональным и ранимым душевно. «Воля, дисциплинированность, моральная чистота и человеческая теплая любовь» — это чудесные черты нашего педагога, пишет о нем П. Архангельский (Задоров в «Педагогической поэме»). Жизнерадостный, полный кипучей энергии, внутренне и внешне всегда подтянутый, бодрый — таким его видели воспитанники. Он любил людей и верил в них, и был примером жизненной энергии для всех, его окружавших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. П.И. Пидкасистый Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Российское педагогическое агентство, 2006, с. 135-217
  2. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005, с. 98-117
  3. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001, с. 64-79
  4. Макаренко А.С. Собрание Сочинений. Т. 3,5, с. 179;397,457

 

 




Информация о работе Основные положения педагогической теории Макаренко