Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:06, доклад
Педология трудного детства рассматривается им не как область, находящаяся вне общих законов развития ребёнка и вне общих целей и задач его воспитания, не как оторванная от метрополии научная колония, живущая самостоятельной жизнью и управляющаяся по своим законам, а как та же общая педология, но применённая к особенностям детского материала, который обычно называют трудным. Связь педологии трудного детства с общей педологией охватывает два отдельных момента. Первый, по мнению автора, заключается в том, что педология трудного детства разрабатывает на специфическом детском материале такие проблемы, которые имеют первостепенное значение и для общей педологии.
Выготский Л.С. Собрание сочинений т. 5.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПЛАНА ПЕДОЛОГИЧЕСКОЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ ТРУДНОГО ДЕТСТВА
Первое, из чего исходил Выготский при построении плана,— признание неразделимой связи между педологией трудного детства и остальной педологической работой.
Педология трудного детства рассматривается им не как область, находящаяся вне общих законов развития ребёнка и вне общих целей и задач его воспитания, не как оторванная от метрополии научная колония, живущая самостоятельной жизнью и управляющаяся по своим законам, а как та же общая педология, но применённая к особенностям детского материала, который обычно называют трудным. Связь педологии трудного детства с общей педологией охватывает два отдельных момента. Первый, по мнению автора, заключается в том, что педология трудного детства разрабатывает на специфическом детском материале такие проблемы, которые имеют первостепенное значение и для общей педологии.
Такие общие проблемы педологии, как проблема пластичности, изменчивости детского организма, его воспитуемости, социальной обусловленности развития личности в целом и её отдельных сторон, такие более частные проблемы, как проблема умственного развития и одарённости, образования характера, развития речи, подвергаются автором как бы экспериментальному исследованию тогда, когда он обращается к экспериментам, поставленным самой природой, изучая развитие и воспитание умственно отсталого, глухонемого, психопатического ребёнка. Выготский думает, что то же значение, которое патология приобрела для анатомии и физиологии человеческого организма, педология трудного детства должна приобрести для общей педологии.
Вторая исходная точка, по мнению автора, помимо связи с общей педологией,— проникающая его насквозь преемственность по отношению ко всей педологической работе, которая велась в этой области до сих пор.
“Если в наиболее общей форме выразить основную установку всего плана, а следовательно, и всей работы педологии трудного детства на ближайшие 5 лет, можно сказать, что основной задачей этой работы должно явиться закрепление того пересмотра проблемы трудного детства, который проделан за годы революции, закрепление принципиально методологического и теоретического костяка новой педологии трудного детства, развитие и продолжение той же линии, на которой единственно возможно создание в результате многолетней коллективной работы новой педологии трудного детства на марксистской основе.
Основа настоящего плана заложена на I педологическом съезде. Съезд, с одной стороны, завершил и систематически оформил принципиально методологические предпосылки, которые легли в основу изучения и воспитания трудного ребёнка, и этим самым создал и наметил отправные точки для нашего плана, с другой — съезд непосредственно разработал и в резолюциях наметил важнейшие части плана научно-исследовательской работы в этой области ” – считает Выготский Л.С.
В соответствии с этим в основу плана при разработке содержания исследовательской работы на 5 лет были положены 4 основных критерия, которые составляют руководящие линии плана, его целевые установки и согласно которым производился отбор тем. Эти критерии Выготский приводит в своей статье.
Первый критерий — теоретическое оформление педологии трудного детства и дефектологии (лечебной педагогики) на марксистской основе;
второй — изучение социальной обусловленности развития трудного ребёнка (как социальных, так и биогенных случаев);
третий — раскрытие динамики развития трудного ребёнка (динамика конфликта, дефекта, аномалии характера и вообще всех механизмов образования трудновоспитуемое и её преодоления) как первый подход к диалектическому изучению проблем патологической педологии;
четвёртый—разработка педологического обоснования педагогической практики в связи с конкретным планом строительства советской школы и воспитательных учреждений для трудных детей.
Изучение этих своеобразных путей развития трудного ребёнка и выработка особых средств для достижения общих воспитательных целей—вот, что ставит автор в основную задачу исследовательской работы в указанной области.
С непосредственным осуществлением названной задачи тесно связан второй момент: выяснение влияния средового фактора на развитие трудного ребёнка.
С этим непосредственно связан третий момент: раскрытие динамики развития трудного ребёнка.
Новое понимание вскрывает перед нами сложные пути образования детской трудновоспитуемости и намечает пути её изменения и изживания, рассуждает автор.
Он наметили следующие виды и типы трудного ребёнка, подлежащие изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые дети в собственном смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психо- и невропатические дети, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопаты, психически и физически больные.
Автор полагал, что в каждой из этих областей необходимо обеспечить как сомато-
педологическое, так и психолого-рефлексологическое глубокое исследование и практическую исследовательскую работу, которую обычно называют обследованием.
Сравнивая эти требования с реальной картиной, которую, представляет современная педологическая работа в области трудного детства, Выготский замечает, что выдвигаемый им организационный принцип, с одной стороны, оправдан и осуществлён самой жизнью в оформившейся или наметившейся специализации большинства институтов. Но, с другой стороны, существует серьёзное расхождение плана с действительным положением вещей. Он полагает, что диспропорция в исследованиях до педологии трудного детства, выражающаяся в стихийном разрешении одних частей при незащищённости других, должна быть изжита путём усиления и создания нового в недостаточно ещё изученной области и рационального перераспределения ведущейся работы.
“План предполагает, что для изучения трудного детства должен быть создан институт или специальный отдел, аналогичный наиболее крупным институтам, работающим в области изучения умственной отсталости, невро- и психопатий.
План предполагает сосредоточить все проблемы, связанные с этой областью, в Институте методов школьной работы, который должен стать центром. В пользу этого говорят два соображения:
1) институт принимал активнейшее
участие в постановке этой
проблемы, в принципиальном пересмотре
всего учения о трудном
2) по идеологической и научной установке этот институт может наилучшим образом обеспечить разработку тем средовой педологии.
Проблема невро- и психопатического ребёнка разрабатывается в институтах охраны здоровья детей в Москве и Ленинграде как основном центре.
Было бы, далее, желательно ввести изучение социальной обусловленности развития и перевоспитания подобного ребёнка в различной социальной среде. Со стороны психолого-педагогической дополнительную разработку этих же проблем можно поручить Институту научной педагогики при 2-м МГУ, если бы там организовалась предполагающаяся секция по невро-педагогике, задачей которой явилось бы обоснование педагогической практики в этой области и подготовка работников для психоневрологических школ-санаториев.
Изучение трудного ребёнка в ясельном возрасте должно быть передано институтам охраны материнства и младенчества в Москве и Ленинграде, а изучение трудновоспитуемого дошкольника—в Институт научной педагогики при 2-м МГУ—в Медико-педагогическую станцию.
Наконец, нервно - и психически больного ребёнка может изучать только детская клиника.
Проблемы умственной отсталости должны разрабатываться по двум основным линиям: с одной стороны, в Ленинграде, в Детском обследовательском институте совместно с Институтом мозга (главным образом со стороны биологической и рефлексологической) и с другой—в Медико-педагогической станции при 2-м МГУ в Москве (со стороны психолого-педагогической).
Рефлексологическое изучение трудного детства и разработку психологических проблем следует сосредоточить в Институте мозга, а обследовательскую работу умственно отсталых и психосоматических детей в Детском обследовательском институте в Ленинграде” - считает Выготский Л.С.
Реализация исследовательских задач, стоящих перед педологией трудного детства, зависит как от правильности основных установок, так и от организации исследовательской работы.