Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 04:39, контрольная работа

Описание работы

Предмет психологии как науки никогда не был четко определен и менялся под влиянием новых парадигм, научных открытий и трудов великих ученых. На первых этапах своего развития психология рассматривалась как наука о душе, затем предметом изучения стало сознание, а после – поведение. Впервые психологию как науку о психически регулируемом поведении стали изучать именно в России.

Содержание работы

1. Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева
2. Вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева)
3. Направления отечественной психологии и их характеристики:
А) психология;
Б) общая психология;
В) духовно ориентированная психология;
1) Направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия;
2) Наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
3) Фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

План работы

 

  1. Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева

 

  1. Вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева)

 

  1. Направления отечественной психологии и их характеристики:

А) психология;

Б) общая психология;

В) духовно ориентированная  психология;

 

1) Направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия;

2) Наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;

3) Фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»

 

Предмет психологии как  науки никогда не был четко  определен и менялся под влиянием новых парадигм, научных открытий и трудов великих ученых. На первых этапах своего развития психология рассматривалась  как наука о душе, затем предметом изучения стало сознание, а после – поведение. Впервые психологию как науку о психически регулируемом поведении стали изучать именно в России.

Иван Михайлович Сеченов стал пионером в разработке учения о поведении. Понятие поведения не было ни исключительно физиологическим (включая понятия о сознании и воле), ни чисто психологическим (включая понятия о нервных центрах, мышечной системе). Благодаря трудам Ивана Михайловича оно стало междисциплинарным и получило дальнейшее развитие в нескольких крупных научных школах, которые сложились на русской почве. Каждая из школ базировалась на своем особом учении, хотя общим для всех стержнем оставалась категория рефлекса, разработанная Сеченовым.

В своих работах Сеченов  придавал уже хорошо знакомому понятию «рефлекс» совершенно новое значение. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово "машина" было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы.

Кратко рассмотрим, во что превратилась классическая модель рефлекса под руками Сеченова. Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. Первое, начальное звено – внешний толчок – раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово "рефлекс" и означает "отражение") по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, – третье, завершающее звено). Каждый из указанных блоков Сеченов переосмыслил, а также добавил дополнительное четвертое звено.

Исследования привели Сеченова к гипотезе, согласно которой именно работающая мышца производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и способна производить бессознательные умозаключения (иначе говоря, мыслить). Таким образом, Сеченов доказывает, что рефлекторная работа не завершается сокращением мышцы. Результаты познавательной деятельности мышцы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется сама картина воспринимаемой среды. Потому в механизме поведения действует не рефлекторная дуга, а рефлекторное кольцо. «Происходит переход от поведенческого уровня к психическому. На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы»1.

Еще одно преобразование, внесенное Сеченовым в рефлекторную схему, связано с центральным  звеном этой схемы – с головным мозгом. Работая в лаборатории в Париже, Сеченов открыл так называемое центральное торможение. С этим открытием были связаны крупные преобразования и в физиологии, и в учении о поведении, и в психологии. До Сеченова, объясняя деятельность высших нервных центров, физиологи оперировали одним понятием – понятием о возбуждении. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их.

Опираясь на свое учение о поведении, описанное выше, Сеченов  предлагает создание новой, объективной психологии, которая была бы уже самостоятельной наукой, независимой от философии.

Великий русский физиолог И. П. Павлов не только экспериментально подтвердил учение И. М. Сеченова о рефлекторной природе психики, но и развил его далее. Он создал новую науку — физиологию высшей нервной деятельности, разработал метод объективного изучения работы больших полушарий головного мозга — экспериментальный метод условных рефлексов.

Как и И. М. Сеченов, И. П. Павлов стоял на позиции материалистического понимания психики, ее детерминированности внешним миром. Организм живет и развивается только в определенных условиях своего существования, только во взаимодействии со средой. Такой средой для животных является природа, для человека, кроме того и прежде всего,— общество. Связь организма со средой осуществляется посредством рефлекторной деятельности мозга. Таким образом, психика, будучи функцией мозга, обусловлена внешним миром, является продуктом взаимодействия организма и среды.

На основе многочисленных экспериментов И. П. Павлова и его сотрудников были раскрыты законы высшей нервной деятельности. Так, было доказано, что физиологическим механизмом психики является механизм образования временных нервных связей (условных рефлексов) в коре головного мозга. Временные нервные связи организма со средой — это, по Павлову, явление не только физиологическое, но и психическое, отражение мозгом реальной связи предметов окружающего мира. Эти связи образуются в результате воздействия внешних раздражений на организм.

Итак, по Павлову, «психическая деятельность по своей природе есть деятельность рефлекторная, отражательная. Такой же вывод из своих исследований делают философы и психологи, исходя из принципов диалектического материализма. Только они рассматривают психику со стороны ее содержания»2.

Окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения, связано с именем Владимира Михайловича Бехтерева. Вслед за И. М. Сеченовым он выступает против интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. 

В поисках «единых принципов мирового процесса» Бехтерев обратился 
к законам механики, рассматривая их в качестве универсальных оснований, 
действующих на всех уровнях и этажах живой и не живой природы. Развернутое обоснование этих идей содержится в «Коллективной рефлексологии» Бехтерева, в которой выделяются 23 универсальных закона, действующих, по мнению ученого, как в неорганическом мире и в природе, 
так и в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, законы 
тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, непрерывного движения и 
изменчивости, и т. д. На основе физических законов Бехтерев пытался дать 
объяснение таким сложным социальным процессам, как развитие и преемственность культурных традиций, образование социальных общностей, 
динамика общественных взглядов и настроений и т. д3
Коллективная рефлексология была во многом механистичной, но она предвосхитила многие современные вопросы психологии малой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Вклад отечественных ученых в развитие психологии

 

Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности"4. В 1927 году Лев Семенович совместно с группой своих сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической концепции. В ходе своих научных поисков Выгодский ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений.

Согласно культурно-исторической теории, развитие специфических только для человека психических функций (таких как внимание, память, мышление и т.п.) происходит только лишь в социальной среде, в человеческой культуре. Их формирование возможно только лишь прижизненно и опосредованно особыми средствами – знаками, возникающими постепенно в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием». Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она интериоризуется (становится внутренней) и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Л.С. Выгодским также  были сформулированы основные законы психического развития:

• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).

• Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

• Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества5.

Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. По сути, «зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития»6.

Леонтьев Алексей Николаевич, разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память). Алексей Николаевич считал, что это формирование происходит в процессе «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы7. Интериоризацией он называл «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности»8.

Кроме того, опираясь на идеи культурно-исторической теории, Леонтьев выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из наиболее влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведенным Алексеем Николаевичем анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной  сферы  (мотив — цель—условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми  данными.  

Еще одним из выдающихся теоретиков советской психологии был С.Л. Рубинштейн. Он разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них — принцип единства сознания и деятельности. Кроме того, составил основу деятельностного подхода в психологии. В «Основах психологии» (1935) Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это «не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека — сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками... психология изучает психическую сторону деятельности»9. По Рубинштейну, «специфически психологическая проблематика самой деятельности как таковой и действия как «единицы» деятельности связана прежде всего с вопросом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и его строении»10.

По Рубинштейну, в зависимости  от характера мотивации различаются деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает ее в поведение. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение. Он дал их психологический анализ: описал специфическую для каждого из этих видов мотивацию, раскрыл их природу и связь с развитием личности. По мнению Рубинштейна деятельность характеризуется следующими особенностями:

  1. Это всегда деятельность субъекта (человека) или субъектов, осуществляющих совместную деятельность;
  2. Деятельность – это взаимодействие субъекта с объектом, т.е она всегда является предметной, содержательной;
  3. Деятельность всегда является творческой и самостоятельной11.

Так в сферу психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, намечены основы объективного изучения психики.

    1. Направления отечественной психологии и их характеристики

 

Согласно большому психологическому словарю, психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В течение долгого времени явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. психологией. Сведения о таких явлениях накапливались также и в других направлениях науки, в различных сферах практики (в особенности в медицинской и педагогической).

Информация о работе Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»