Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 04:39, контрольная работа

Описание работы

Предмет психологии как науки никогда не был четко определен и менялся под влиянием новых парадигм, научных открытий и трудов великих ученых. На первых этапах своего развития психология рассматривалась как наука о душе, затем предметом изучения стало сознание, а после – поведение. Впервые психологию как науку о психически регулируемом поведении стали изучать именно в России.

Содержание работы

1. Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева
2. Вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева)
3. Направления отечественной психологии и их характеристики:
А) психология;
Б) общая психология;
В) духовно ориентированная психология;
1) Направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия;
2) Наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
3) Фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

«Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме непосредственных, не отчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз психологии с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга)»12.

Можем сделать вывод, что к понятию «психология» подходит второй вариант – «наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм».

Фундаментальная часть  психологии представлена общей психологией — дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности13.

Поскольку основной интерес  для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в  первую очередь вопросы, связанные  с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека. Общая психология включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия, категорийный строй. Результаты таких исследований – фундаментальная база для всех отраслей психологической науки.

Основные понятия общей  психологии характеризуют психические  процессы, состояния и свойства. Психические процессы охватывают:

- Познавательные процессы: ощущения и восприятие, память, воображение и мышление;

- Волевые процессы: мотивы, стремления, желания, процесс принятия решения;

- Эмоциональные процессы: чувства и эмоции14.

К психическим состояниям относятся проявления следующих  психических процессов: познавательных (к примеру, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроение, аффекты). Психические свойства включают в себя: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент). 

Из написанного выше, мы можем сделать вывод, что к термину «общая психология» подходит третий вариант ответа: «Фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума».

 

Многие отечественные  психологи гуманистического и экзистенциальных направлений пришли в ходе своих научных поисках к выводу, что восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследований, ее постулирование, ее  признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями се существования неизбежно изменят, преобразят формы и суть психологических исследований.

Представители духовно-ориентированного направления в психологии указывают на глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накопленные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глубинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались в психологии.

Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания  психологии как науки о психике  — свойстве мозга. Многие современные  психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовности с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.

Таким образом, духовно ориентированная психология – «направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия» (первый вариант ответа).

 

Список литературы:

    1. Гриншпун И.Н. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
    2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. М.: Академический проект, 2004.
    3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Академия, 2008.
    4. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
    5. Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. Психология и педагогика: Учебное пособие / под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.
    6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 
    7. Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова – М.: Проспект, 1998.

 

1 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996

2 Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. Психология и педагогика: Учебное пособие / под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

3 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

4 Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова – М.: Проспект, 1998.

5 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 

6 Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

7 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Там же.

8 Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. Там же.

9 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. М.: Академический проект, 2004.

10 Ждан А.Н. Там же.

11 Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова – М.: Проспект, 1998.

12 Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Академия, 2008.

13 Гриншпун И.Н. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

14 Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.


Информация о работе Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»