Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 04:39, контрольная работа
Предмет психологии как науки никогда не был четко определен и менялся под влиянием новых парадигм, научных открытий и трудов великих ученых. На первых этапах своего развития психология рассматривалась как наука о душе, затем предметом изучения стало сознание, а после – поведение. Впервые психологию как науку о психически регулируемом поведении стали изучать именно в России.
1. Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева
2. Вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева)
3. Направления отечественной психологии и их характеристики:
А) психология;
Б) общая психология;
В) духовно ориентированная психология;
1) Направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия;
2) Наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
3) Фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.
«Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме непосредственных, не отчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз психологии с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга)»12.
Можем сделать вывод, что к понятию «психология» подходит второй вариант – «наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм».
Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией — дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности13.
Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека. Общая психология включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия, категорийный строй. Результаты таких исследований – фундаментальная база для всех отраслей психологической науки.
Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы охватывают:
- Познавательные процессы: ощущения и восприятие, память, воображение и мышление;
- Волевые процессы: мотивы, стремления, желания, процесс принятия решения;
- Эмоциональные процессы: чувства и эмоции14.
К психическим состояниям относятся проявления следующих психических процессов: познавательных (к примеру, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроение, аффекты). Психические свойства включают в себя: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Из написанного выше, мы можем сделать вывод, что к термину «общая психология» подходит третий вариант ответа: «Фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума».
Многие отечественные психологи гуманистического и экзистенциальных направлений пришли в ходе своих научных поисках к выводу, что восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследований, ее постулирование, ее признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями се существования неизбежно изменят, преобразят формы и суть психологических исследований.
Представители духовно-ориентированного направления в психологии указывают на глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накопленные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глубинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались в психологии.
Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Многие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовности с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.
Таким образом, духовно ориентированная психология – «направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия» (первый вариант ответа).
Список литературы:
1 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996
2 Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. Психология и педагогика: Учебное пособие / под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.
3 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
4 Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова – М.: Проспект, 1998.
5 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
6 Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
7 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Там же.
8 Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. Там же.
9 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. М.: Академический проект, 2004.
10 Ждан А.Н. Там же.
11 Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова – М.: Проспект, 1998.
12 Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Академия, 2008.
13 Гриншпун И.Н. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
14 Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
Информация о работе Основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»