Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 12:46, курсовая работа
Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу - биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяется необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются социально.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие о характере.
1.1 Сущность понятия характер и особенности его формирования
1.2 Из истории учений о характере
1.3 Черты характера как побуждения
1.4 Вывод по первой главе
ГЛАВА 2. Содержание и состав характера.
2.1 Системы свойств характера
2.2 Типы и черты характера
2.3 Структура характера
2.4 Вывод по второй главе
ГЛАВА 3. Особенности характера человека.
3.1 Возрастные особенности характера
3.2 Полоролевые (гендерные) различия характера
3.3 Национально-психологические особенности характера
3.4 Вывод по третьей главе
ГЛАВА 4. Акцентуации характера
4.1 Акцентуации характера личности
4.2 Типы акцентуаций характера
4.3 Вывод по четвертой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность).
4. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду).
Помимо этих важнейших свойств характера, которые зависят не от одного, а от нескольких различных отношений личности. В систему свойств «личность – окружающие люди» входит целый ряд таких, которые выражают не столько различное отношение к самому себе, например: у одних людей – самоуверенность, самонадеянность, самодовольство, хвастливость, а у других, наоборот, неуверенность в себе, склонность во всем винить себя, робость.
Следовательно, в одну и ту же систему свойств, обозначаемую как «личность – окружающие люди», входят свойства, зависящие и от отношения к людям и коллективу, и от отношения человека к разным сторонам действительности также не существуют в личности каждое само по себе и независимо от другого. Различные отношения также взаимно связаны между собой. Например, отношение к труду, вещам и даже к самому себе во многом зависит от отношения к людям и коллективу. От близости к трудовому коллективу зависит и сознание своего трудового долга перед коллективом, например добросовестность в труде, бережное обращение с вещами общественного пользования. Даже отношение к самому себе во много зависит и от отношения к коллективу. Так, человек, близкий к своему трудовому коллективу, не склонен к высокомерию.
Во взаимосвязи различных отношений личности проявляются некоторые общие закономерности структуры характера личности. Во-первых, благодаря этой взаимосвязи едва ли есть такое свойство характера, которое зависело бы исключительно от одного какого-либо отношения личности. Скорее мы должны говорить о некоторых группах свойств, зависящих лишь преимущественно от определенного отношения личности. Во-вторых, благодаря взаимной связи отношений личности связаны между собой не только свойства характера, зависящие от одного и того же отношения, например отношения к людям или к труду, но в большей или меньшей степени взаимно связаны все свойства характера, зависящие от различных отношений. Характер человека относительно целостен. В-третьих, во взаимной связи отношений личности имеются, стержневые отношения и зависящие от них производные.
2.2 Типы и черты характера
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
Характер понимается и как
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.
Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
2.3 Структура характера
Большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексными и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность т.д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могу быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения), самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, конформности, доверчивости, дружелюбия и пр.
В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.
Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).
Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.
Характер человека проявляется в системе отношений:
Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.
В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.
2.4 Вывод по второй главе
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
ГЛАВА 3. Особенности характера человека
3.1 Возрастные особенности характера
Стратегия жизненного пути человека
Уже на первом году жизни ребенок «втягивается» в деятельностное взаимодействие со взрослым окружением, начинает видеть мир его глазами. Счастье первых лет жизни (до 7 лет) человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интенсивное развитие интеллекта. Через активное взаимодействие с миром дети исследуют сущность бытия, необходимое поведение. Впечатлительность детства не упускает ничего, что может пригодиться в жизни. С годами детская впечатлительность притупляется, но опыт и знания детства дают юности устойчивые формы поведения.
В подростковом возрасте (8-14 лет) осуществляется интенсивная ориентация индивида в соционормативных требованиях на средовом микроуровне, актуализируется его стремление к наиболее успешной социальной адаптации. Существенное значение приобретает подражание авторитетным примерам, стремление подростка к эффективной социальной самореализации.
Юность (15-18 лет) категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется — наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым на практике. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев — действовать лучше других. Мир наполняется обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности — рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самою этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Однако уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. В то же время мир еще не познан до конца, полон красок и звуков, тяга к нему огромна.
Дальнейшая жизнь взрослого человека (19-35 лет) более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях — и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. Силы мобилизуются на новые свершения — на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека отложных представлений и догм. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни — ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еше судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, разнообразных формах социального взаимодействия. Возрастают его социальная зрелость и жизненная мудрость.
Информация о работе Основные представления о характере и его структуре