Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:52, реферат
С помощью психических процессов мы познаем мир. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности. Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности.
Введение…………………………………………………………………..…..….3
1.Структура психики человека……………………………………………..…..5
2.Основные психические процессы человека………………………………....6
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы………………………………….…....…16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Структура психики человека……………………………………………..…..
2.Основные психические процесс
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….…....…
Введение
Тема данной работы занимает
важное место при изучении психологии
личности в рамках дисциплины «Психология
и педагогика».
Актуальность темы определяется
необходимостью для современного человека
обладать научным знанием о психике человека.
Подобные знания помогают в решении проблем,
как в повседневной жизни, так и в сфере
профессиональной деятельности. В более
широком плане такие знания активно используются
специалистами разных отраслей для решения,
например, проблем рационального распределения
функций между человеком и компьютером,
проблем проектирования автоматизированных
рабочих мест специалистов разных профилей,
проблем разработки систем искусственного интеллекта,робототехники.
Проблемное изложение
темы обуславливается тем, что проявления
психики человека нельзя рассматривать
только через изучение деятельности мозга.
Конечно, тесная связь психики и деятельности
головного мозга не подлежит сомнению,
повреждения или физиологическая неполноценность
мозга приводят к неполноценности психики.
Хотя головной мозг – это орган,
деятельностью которого обусловлена психика,
но содержание этой психики производится
не самим мозгом, его источником является
внешний мир. То есть, именно через взаимодействие
человека с окружающей его материальной и
духовной средой и происходит развитие,
формирование, функционирование и проявление
психического. Поэтому в работе необходимо
рассматривать основные формы проявления
психики человека не просто как результат
работы нашей нервной системы, а в первую
очередь, как результат общественно-трудовой
деятельности человека, его общения с
другими людьми.
Человек не
просто проникает в мир с помощью своих
познавательных процессов. Он живет и действует
в этом мире, творя его для себя с целью
удовлетворения своих потребностей, совершает
определенные поступки. Психические процессы,
состояния и свойства вряд ли могут быть
осмыслены до конца, если их не рассматривать
в зависимости от условий жизни человека,
от того, как организовано его взаимодействие
с природой и обществом.
Хотя все формы проявления психики исследуются
отдельно, в действительности они связаны друг с
другом и составляют единое целое.
1.Структура психики человека
Психика человека —
качественно более высокий уровень, чем
психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание,
Таблица 1.Структура психики человека.
Психические процессы |
Психические состояния |
Психические свойства |
Ощущения |
Эмоциональные |
Характер |
Психические процессы
— динамическое отражение действительности
в различных формах психических явлений.
Психический процесс — это течение психического
явления, имеющего начало, развитие и конец,
проявляющиеся в виде реакции. При этом
нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно
связан с началом нового процесса. Отсюда
непрерывность психической деятельности
в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы
вызываются как внешними воздействиями,
так и раздражениями нервной системы,
идущими от внутренней среды организма.
Психические процессы обеспечивают формирование
знаний и первичную регуляцию поведения
и деятельности человека.
Под психическим состоянием
следует понимать определившийся в данное время относительно
устойчивый уровень психической деятельности,
который проявляется в повышенной или
пониженной активности личности. Каждый человек
ежедневно испытывает различные психические
состояния. При одном психическом
состоянии умственная или физическая работа протекает
легко и продуктивно, при другом — трудно
и неэффективно. Психические состояния
имеют рефлекторную природу: они возникают
под влиянием обстановки, физиологических
факторов, хода работы, времени и словесных
воздействий.
Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практической деятельности.
2.Основные психические
Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений – И.Шеррингтона
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, прикосновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые; и особенно зрительные системы рецепторов.
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие:
1) Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.
2) За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.
3)Человек воспринимает
мир в форме отдельных
4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.
5)Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.
Для восприятия
любого явления необходимо, чтобы оно
смогло вызвать реакцию, которая и позволит
нам «настроить» на нее свои органы чувств.
Подобная произвольная или непроизвольная
направленность и сосредоточенность психической
деятельности на каком-либо объекте восприятия
называется вниманием. Без него восприятие
невозможно.
Внимание обладает
определенными параметрами и особенностями,
которые во многом являются характеристикой
человеческих способностей и
возможностей. К основным свойствам внимания
обычно относят следующие.
1.Концентрированность. Это показатель
степени сосредоточенности
2.Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
3.Устойчивость. Способность длительное
время поддерживать высокие
4.Объем — количество однородных стимулов,
находящихся в фокусе внимания взрослого
человека - от 4 до 6 объектов, у ребенка
- не более 2-3. Объем внимания зависит не
только от генетических факторов и от
возможностей кратковременной памяти
индивида. Имеют также значения характеристики
воспринимаемых объектов и профессиональные
навыки самого субъекта.
5.Распределение, то есть способность
сосредоточивать внимание на
нескольких объектах одновременно. При
этом формируется как бы несколько фокусов,
центров внимания, что дает возможность
совершать несколько действий или следить
за несколькими процессами одновре
6. Переключение внимания
Память – познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение – основные процессы памяти.
Принято различать
механическое и смысловое запоминание.
Процесс механического запоминания скучен.
Внутренние, существенные связи явлений,
событий при этом не вскрываются, требуются
многократные повторения. Смысловое, или
логическое, запоминание опирается на
глубокое проникновение в смысл явлений
или предметов. Сохранение — непассивный
процесс удержания информации. В психологии
раскрыта зависимость сохранения от установок
личности (профессиональная направленность
памяти, злопамятство эмоциональной памяти
), условий и организации заучивания. Особую
роль в сохранении информации, алгоритмов
действий играет практическое их применение,
практика. Воспроизведение — процесс
извлечения из памяти сохраненного материала.
Воспроизведение бывает непроизвольное,
когда мысль всплывает в памяти без намерения
личности и произвольное, когда устанавливается
идентичность воспринимаемого и сохраненного
в памяти. Лучшим вспомогательным средством
припоминания является опора на узнавание.
Сопоставляя несколько сходных идей или
образов, человек может легче вспомнить,
а иногда и просто узнать среди них нужные.
Память развивается
в борьбе с забыванием. Забывание — процесс,
обратный запоминанию. Забывание оказывается
тем более глубоким, чем реже включается
определенный материал в деятельность, чем менее
значимым становится он для достижения
актуальных жизненных целей.
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную память.
Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информации, соответствующие тренировки памяти