Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:52, реферат
С помощью психических процессов мы познаем мир. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности. Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности.
Введение…………………………………………………………………..…..….3
1.Структура психики человека……………………………………………..…..5
2.Основные психические процессы человека………………………………....6
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы………………………………….…....…16
Мышление -
психический познавательный процесс,
состоящий в опосредованном и обобщенном
отражении человеком действительности
в ее существенных и сложных связях и отношениях. Мышление невозможн
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция)умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.
Отражение окружающего
мира в процессе мышления осуществляется
с помощью мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения, конкретизации, систематизации,
классификации. Анализ - разложение целого
на составные части.
Синтез - восстановление
расчлененного в целое на основе вскрытых
анализом существенных связей. Операция сравнения
заключается в сопоставлении вещей, явлений,
их свойств и выявлении общности или различий
между ними. Операция абстракции состоит
в том, что человек мысленно отвлекается
от несущественных признаков изучаемого
предмета, выделяя в нем основное, главное.
Обобщение сводится к объединению многих
предметов явлений по какому-то общему
признаку.
Конкретизация — это движение мысли
от общего к частному, нередко это выделение
каких-то определенных сторон предмета
или явления. Классификация предполагает
отнесение отдельного предмета, явления
к группе предметов или явлений. Это подведение
частного под общее, осуществляемое обычно
по наиболее существенным признакам.
Систематизация — это мысленное расположение множества объекто
Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на основе понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.
Речь — это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью.
С физиологической точки
зрения воображение — это
Воображение бывает активным и пассивным. В психологии различают два вида активного воображения: воссоздающее и творческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность
Заключение
В заключении стоит отметить,
что данная работа имеет практическое
значение. Знание особенностей психических
явлений очень важно для каждого человека.
С помощью психических процессов мы познаем
мир. Описанные в работе
особенности нашего восприятия, мышления,
памяти, речи подскажут каждому как развивать
и совершенствовать те или иные процессы,
так как это важно для познавательной
деятельности. Психические состояния
могут оказывать как положительное, так
и отрицательное воздействие на деятельность
человека в целом. Необходимо учиться
контролировать свои состояния для того,
чтобы добиваться более высоких профессиональных
результатов. Также это важно для коммуникации
и самореализации личности.
Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби. Вот почему необходимо определить основные черты своего характера, узнать к какому типу темперамента вы относитесь. Все эти знания помогут реализовать себя в жизни и найти свое призвание.
Список используемой литературы
1.Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2009. – 325 с.
2.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2011. – 688с.
3.Сластенин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2011. – 480с.
4.Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2008. – 256с.
5.Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 423С.
6.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 576с.