Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:56, курсовая работа
Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Вообще, понятие «кризис 3 лет» - понятие условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А вот следующий этап - психологическое отделение от матери, наступает уже в раннем детстве. Раннее детство- это особый период в жизни ребенка.
Введение
Глава I. Сущность и причины кризиса трех лет
Особенности психологического развития ребенка трех лет
Симптомы кризиса трехлетнего возраста
Кризис трех лет как этап взросления
Глава II. Обратная сторона кризиса
2.1. Социальная категоризация 2.2. Формирование новообразований кризиса трех лет
Глава III. Основные стратегии воспитания
3.1 Краткая характеристика основных стратегий воспитания 3.2 Рекомендации родителям, согласно основным стратегиям воспитания
Заключение
Список используемой литературы
Четвертый симптом – своеволие. Он заключается в "тенденции к самостоятельности". В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации.
Из симптомов анализируемого
кризиса указывают еще на три,
но они имеют второстепенное значение.
Первый - протест-бунт. Все поведение
ребенка приобретает черты
Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть! в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет, есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.
В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.
По мнению Ч.Дарвина: ребенок
с момента рождения физически
отделен от матери, но, ни его питание,
ни передвижение невозможно без матери.
Дарвин считает это выражением биологической
несамостоятельности ребенка (у
сумчатых животных существует морфологическое
приспособление — сумка, в которой
помешаются детеныши после рождения),
его биологической
Переход детей
раннего возраста на следующую
возрастную ступень не редко
знаменуется возникновением
Общие признаки характерны абсолютно для всех кризисов: будь то годовалый малыш или трудный подросток. Однако каждый кризис служит своей цели развития личности, а значит, имеет свои проявления - и положительные, и отрицательные.
Кризис трех
лет - один из самых известных
и изученных кризисов развития
маленького человечка. И это
хорошо: можно найти много информации,
узнать разные точки зрения, тщательно
подготовиться к такому
Общим для всех
кризисов развития являются
1. «Острый» период
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.
2. Трудновоспитуемость
Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, гораздо больше вариаций человеческих проявлений во время кризисов, чем в стабильные периоды.
3. Впечатление регресса
Негативные внешние
Для кризиса трех лет характерны следующие черты:
За первые три
года своей жизни маленький
человек осваивается с
Осознавать свое
«Я» малыш начинает под
Глава II. Обратная сторона кризиса.
2.1. Социальная категоризация
В настоящее время показано,
что структура семьи влияет
на психическое развитие ребенка.
Особенно многочисленные исследования
проводятся в психиатрии, где
семью рассматривают как социальное
образование, играющее важную роль
в возникновении и развитии психических
заболеваний. В ряде работ изучается
развитие ребенка в условиях хорошо
структурированной семьи. Авторы обращают
внимание главным образом на
то место в структуре семьи, которое
дети занимают в порядке
рождения. Опираясь на результаты
использования различных
В работе М. Кечки проанализировано
развитие двух детей от рождения до
конца дошкольного возраста.
В роли экспериментаторов выступили
родители детей, то есть лица,
составляющие часть структуры
семьи. Отсутствие постороннего
наблюдателя позволило сохранить
количество естественных структурных
единиц данной семьи и те отношения,
которые естественным образом сложились
в ней. Важное значение
имело и то, что
родители, проводившие систематические
исследования в рамках этого эксперимента,
сами имели психологическое
Известно, что развитие ребенка идет от социального к индивидуальному. В работе М. Кечки на примере развития двух ее собственных детей было показано, что в разных сферах психического развития ребенка процесс идет от безлично-социального к социально-индивидуальному, от недифференцированных, глобальных образований к системе отдельных психологических проявлений.
В исследовании рассмотрено, как происходит дифференциация изначально единой, недифференцированной социальной ситуации, как ребенок начинает разделять себя и других, как он начинает дифференцировать окружающие его предметы, как неупорядоченный мир приобретает для ребенка порядок.
М. Кечки провела детальный психологический анализ ситуации разговора, то есть дискурсивной ситуации, в которой принимают участие не менее двух людей, позиции которых во время разговора меняются: говорящий становится слушателем, слушатель говорит. Примером дискурсивных ситуаций могут служить ситуации приветствия, обращения к другому человеку с вопросом, просьбой и т.п. В этих ситуациях люди ведут себя в соответствии с занимаемыми позициями. М. Кечки проследила, как речь ребенка в дискурсивной ситуации становится адекватной занимаемой им позиции, как ребенок начинает выделять различные позиции и понимать свое место в социальной структуре, в которой он живет.
В разговорной речи,
которую слышит ребенок, важное
значение имеет группа слов ("это",
"то", "здесь", "теперь",
"там", "потом", "я", "ты"
и т.д.), для которых характерно
то, что они непосредственно